Юрисарова Юлия Григорьевна,
учитель математики
МКОУ «Лицей» г.Калачинска Омской области
Предмет Математика класс 5
Место урока по теме | |||
Понятие процента | 1-ый урок по теме «Проценты» | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Открытие новых знаний |
| ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Ввести понятие процента, формировать умение читать и записывать проценты, переводить десятичные дроби в проценты и обратно. | I. Личностные результаты — формировать положительную мотивацию к обучению; — создавать позитивно-эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету; — формировать чувство самоуважения у учеников. II. Метапредметные. 1. Познавательные УУД: — ориентироваться на разнообразие способов решения задач; — формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии, делать выводы; 2. Регулятивные УУД: — формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание; 3. Коммуникативные УУД: — формировать умение работать в паре; — учить приёмам представления результата своей деятельности и результат деятельности группы. III. Предметные. 1. Создать условия: — для формирования представления о понятии процента как сотой части числа. — овладения навыками нахождения процента от числа и числа по его проценту, навыками решения задач на проценты. 2. Учить применять знания в повседневной жизни. | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Ученики в конце урока дадут определение понятию «процент», смогут читать и записывать проценты, представят алгоритм записи десятичной дроби в виде процента и наооборот. | Ученики в конце урока смогут применить на практике теоретические сведения об понятие «процент», переводить десятичные дроби в процент и обратно. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
Учебно – познавательные: планирование познавательной деятельности, действие по плану, умение вносить необходимые коррективы после процедуры оценки, переработка, использование информации для решения учебных задач. Информационные: извлечение и обработка информации, передача информации в форме формулировки понятия. Коммуникативные: устная коммуникация (монолог, диалог, рассказ), письменная коммуникация (чтение), продуктивная коммуникация (работа в парах). | Системно-деятельностный подход. | Компьютер, проектор |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат | |||||||||||||||||||||||||||||||
I этап: мотивация к учебной деятельности — 2 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока. | Обеспечивает мотивацию, создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. — Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. — Как много улыбок засветилось. Спасибо! -А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Слайд 2. | Волевая саморегуляция. Проявляют интерес к изучению материала.
Показывают смайлики, выражая свое настроение.
| Коммуникативная/ диалог. | Самоконтроль, словесное поощрение учителя.
| Внутренняя и внешняя готовность обучающихся к учебной деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||
II этап: актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии — 5 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализировать изученные способы действий, активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения. | Организует деятельность по актуализации фиксации индивидуального затруднения. Устный опрос Слайд 3-4 1. Какую часть составляет: а) 1 копейка от рубля — б) 1 миллиметр от сантиметра — 2. Винни-пух съел 5 бочонков меда из имеющихся 6 у Кролика. Какую часть меда съел Винни-пух? 2. Заполните таблицу
| Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие и фиксируют собственное затруднение. Отвечают на вопросы, аргументируют ответ
| Коммуникативная /взаимодействие. Информационная/ обработка и передача информации Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебных задач. | Внешний контроль, самоконтроль, словесное поощрение учителя. | Актуализация изученных способов действия; выполнение пробного учебного действия, фиксация затруднений. | ||||||||||||||||||||||||||||||
III этап: Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности — 5 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявить место и причины затруднения | Организует рефлексию пробного действия. Слайд 5. Работа с текстом. Прочитайте предложения. Что общего во всех предложениях? Всхожесть семян составляет 98 процентов; Концентрация раствора кислоты – 50 процентов; В выборах президента России приняли участие 65 процентов избирателей; Кандидат Иванов набрал 48 процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах. Как вы считаете, как звучит тема сегодняшнего урока? Слайд6.
| Учащиеся соотносят свои действия с используемым ранее способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Отвечают на вопрос, формулируют тему урока «Проценты»
| Коммуникативная/ взаимодействие | Самоконтроль | Фиксация во внешней речи места и причин затруднений | ||||||||||||||||||||||||||||||
IV этап: Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) – 7 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уточнить тему, определить цели урока, составить план учебных действий, направленных на реализацию цели.
| Организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке цели урока и путей её достижения. Чтобы понять, о чем идет речь, надо знать смысл этого слова. Как вы считаете какие цели мы поставим для изучения данной темы. Предлагает соотнести поставленные цели учеников с целями учителя Слайд 7 | Уточняют тему урока, определяют цель урока и планируют пути выхода из затруднения.
Озвучивают свои цели | Информационная /обработка и передача информации Коммуникативная /взаимодействие Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебной задачи, планирование. | Самоконтроль, внешний контроль | Формулировка цели урока, уточнение темы урока, разработка плана учебных действий. | ||||||||||||||||||||||||||||||
V этап: реализация построенного проекта — 8 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме. | Организует обсуждение различных вариантов, предложенных обучающимися. Создаёт условия для реализации построенного проекта. В нашей речи есть слова, обозначающие какую-либо часть числа, однако это более крупные доли, а для указания части числа удобнее пользоваться более мелкими долями – сотыми. Для обозначения одной сотой числа употребляется латинское слово процент Предлагается ответить на вопрос: Какая величина принята за 100% в предложениях: — В школьной библиотеке 36% всех книг – учебники. — Азот составляет 75,5 % массы воздуха. -Математический кружок посещает 1 % учащихся школы. Слайд8-10 Назовите применение процентов в жизни человека Слайд12 Дополняет и обобщает ответы учащихся
Выводят правило: Чтобы представить десятичную дробь в процентах надо умножить ее на 100 Чтобы проценты представить в виде десятичной дроби надо число разделить на 100 | Устанавливают закономерности; делают выводы; формулируют правило (эталон), фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. Отвечают на вопросы | Учебно – познавательная/ исследовательская деятельность. Коммуникативная/ работа в парах, взаимодействие, интериоризация.
Информационная/ сбор информации, обработка и передача. | Внешний контроль самоконтроль. | Выводят правило | ||||||||||||||||||||||||||||||
VI этап: первичное закрепление — 5 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи.
| Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний обучающихся. Работа в парах Слайд13-14 Переведите десятичную дробь в проценты:
Переведите проценты в десятичную дробь:
| Выполняют комментированное решение с проговариванием способов действий. Заполняют таблицы в рабочих листах, решение фиксируют в тетради | Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебной задачи. | Взаимоконтроль (работа в парах), самоконтроль. | Усвоение детьми нового способа действий при решении задач | ||||||||||||||||||||||||||||||
VII этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону — 5 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону | Организует ситуацию решения учебной задачи; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения(индивидуальная коррекционная деятельность) Слайд 15
| Выполняют КОЗ. Заполняют таблицы в рабочих листах, решение фиксируют в тетради | Учебно-познавательная / самоконтроль и самооценка
Информационная/ переработка, использование информации для решения учебной задачи. | Самоконтроль | Определение уровня усвоения нового способа действий (с переводом в оценку). | ||||||||||||||||||||||||||||||
VIII этап: рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) — 3 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся; обсудить и записать домашнее задание.
| Организует рефлексию и самооценку, объясняет домашнее задание. Исследование какой темы вели на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса — Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? Слайд 16-17 Д.з. 1) Стр. 238 Г (учимся говорить правильно) — читать. 2) На выбор: А) №№1561, 1562. Б) № 1564
| Дети соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень её соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности.
| Учебно-познавательная/ самооценка, планирование. Информационная / обработка и передача информации. Коммуникативная/ взаимодействие, интериоризация. | Самоконтроль, внешний контроль | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности. |
Список использованной литературы
Математика. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учрежденийН.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др М.:Мнемозина 2010.
Математика: 5 класс / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
tentorium74e.ru
rubo.ru