разработка урока по теме «Понятие процента» 5 класс


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Юрисарова Юлия Григорьевна,

учитель математики

МКОУ «Лицей» г.Калачинска Омской области



Предмет Математика класс 5


Тема урока

Место урока по теме

Понятие процента

1-ый урок по теме «Проценты»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний


Цель урока

Задачи урока

Ввести понятие процента, формировать умение читать и записывать проценты, переводить десятичные дроби в проценты и обратно.

I. Личностные результаты — формировать положительную мотивацию к обучению; — создавать позитивно-эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету; — формировать чувство самоуважения у учеников. II. Метапредметные. 1. Познавательные УУД: — ориентироваться на разнообразие способов решения задач; — формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии, делать выводы; 2. Регулятивные УУД: — формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание; 3. Коммуникативные УУД: — формировать умение работать в паре;

— учить приёмам представления результата своей деятельности и результат деятельности группы. III. Предметные. 1. Создать условия:

— для формирования представления о понятии процента как сотой части числа.

— овладения навыками нахождения процента от числа и числа по его проценту, навыками решения задач на проценты.

2. Учить применять знания в повседневной жизни.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Ученики в конце урока дадут определение понятию «процент», смогут читать и записывать проценты, представят алгоритм записи десятичной дроби в виде процента и наооборот.

Ученики в конце урока смогут применить на практике теоретические сведения об понятие «процент», переводить десятичные дроби в процент и обратно.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно – познавательные: планирование познавательной деятельности, действие по плану, умение вносить необходимые коррективы после процедуры оценки, переработка, использование информации для решения учебных задач.

Информационные: извлечение и обработка информации, передача информации в форме формулировки понятия.

Коммуникативные: устная коммуникация (монолог, диалог, рассказ), письменная коммуникация (чтение), продуктивная коммуникация (работа в парах).

Системно-деятельностный подход.

Компьютер, проектор


ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: мотивация к учебной деятельности — 2 мин.

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока.


Обеспечивает мотивацию, создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

-А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Слайд 2.

Волевая саморегуляция.

Проявляют интерес к изучению материала.







Показывают смайлики, выражая свое настроение.




Коммуникативная/ диалог.


Самоконтроль, словесное поощрение учителя.

Внутренняя и внешняя готовность обучающихся

к учебной деятельности на уроке.


II этап: актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии — 5 мин.

Актуализировать изученные способы действий,

активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения.


Организует деятельность по актуализации фиксации индивидуального затруднения.

Устный опрос Слайд 3-4

1. Какую часть составляет:

а) 1 копейка от рубля —

б) 1 миллиметр от сантиметра —

2. Винни-пух съел 5 бочонков меда из имеющихся 6 у Кролика. Какую часть меда съел Винни-пух?

2. Заполните таблицу

число

300

1500

800

50

30

7

5,5

Сотая часть числа









Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие и фиксируют собственное затруднение.

Отвечают на вопросы, аргументируют ответ


Коммуникативная /взаимодействие.


Информационная/ обработка и передача информации


Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебных задач.


Внешний контроль, самоконтроль, словесное поощрение учителя.


Актуализация изученных способов действия; выполнение пробного учебного действия, фиксация затруднений.

III этап: Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности — 5 мин.

Организовать выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявить место и причины затруднения

Организует рефлексию пробного действия.

Слайд 5. Работа с текстом. Прочитайте предложения. Что общего во всех предложениях?

Всхожесть семян составляет 98 процентов;

Концентрация раствора кислоты – 50 процентов;

В выборах президента России приняли участие 65 процентов избирателей;

Кандидат Иванов набрал 48 процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах.

Как вы считаете, как звучит тема сегодняшнего урока?

Слайд6.

Учащиеся соотносят свои действия с используемым ранее способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Отвечают на вопрос, формулируют тему урока «Проценты»

Коммуникативная/ взаимодействие


Самоконтроль

Фиксация во внешней речи места и причин затруднений

IV этап: Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) – 7 мин.

Уточнить тему, определить цели урока, составить план учебных действий, направленных на реализацию цели.




Организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке цели урока и путей её достижения.

Чтобы понять, о чем идет речь, надо знать смысл этого слова.

Как вы считаете какие цели мы поставим для изучения данной темы.

Предлагает соотнести поставленные цели учеников с целями учителя

Слайд 7

Уточняют тему урока, определяют цель урока и планируют пути выхода из затруднения.

Озвучивают свои цели

Информационная /обработка и передача информации

Коммуникативная /взаимодействие


Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебной задачи, планирование.


Самоконтроль, внешний контроль


Формулировка цели урока, уточнение темы урока, разработка плана учебных действий.


V этап: реализация построенного проекта — 8 мин.

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме.


Организует обсуждение различных вариантов, предложенных обучающимися. Создаёт условия для реализации построенного проекта.

В нашей речи есть слова, обозначающие какую-либо часть числа, однако это более крупные доли, а для указания части числа удобнее пользоваться более мелкими долями – сотыми. Для обозначения одной сотой числа употребляется латинское слово процент

Предлагается ответить на вопрос: Какая величина принята за 100% в предложениях:

— В школьной библиотеке 36% всех книг – учебники.

— Азот составляет 75,5 % массы воздуха.

-Математический кружок посещает 1 % учащихся школы.

Слайд8-10

Назовите применение процентов в жизни человека

Слайд12

Дополняет и обобщает ответы учащихся

  • В хозяйстве для вычисления процентного содержания каких-либо величин.

  • В банковском деле для вычисления процентной ставки и накопления.

  • При решении задач по химии, биологии, физике

Выводят правило:

Чтобы представить десятичную дробь в процентах надо умножить ее на 100

Чтобы проценты представить в виде десятичной дроби надо число разделить на 100


Устанавливают закономерности; делают выводы; формулируют правило (эталон), фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Отвечают на вопросы

Учебно – познавательная/ исследовательская деятельность.


Коммуникативная/ работа в парах, взаимодействие,

интериоризация.


Информационная/ сбор информации, обработка и передача.


Внешний контроль самоконтроль.

Выводят

правило

VI этап: первичное закрепление — 5 мин.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи.





Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний обучающихся.

Работа в парах Слайд13-14

Переведите десятичную дробь в проценты:

Число

Процент

0,23

23%

0,376

37,6%

0,78

78%

0,97

97%

0,024

2,4%

0,4858

48,58%

3,58

358%

Переведите проценты в десятичную дробь:

Процент

Число

13%

0,13

47,5%

0,475

89%

0,89

72%

0,72

3,44%

0,0344

59,56%

0,5956

265%

2,65


Выполняют комментированное решение с проговариванием способов действий.

Заполняют таблицы в рабочих листах, решение фиксируют в тетради

Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебной задачи.


Взаимоконтроль (работа в парах), самоконтроль.

Усвоение детьми нового способа действий при решении задач

VII этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону — 5 мин.

Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организовать  самопроверку обучающимися своих решений по эталону

Организует ситуацию решения учебной задачи; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения(индивидуальная коррекционная деятельность) Слайд 15

Выполняют КОЗ.

Заполняют таблицы в рабочих листах, решение фиксируют в тетради

Учебно-познавательная / самоконтроль и самооценка


Информационная/ переработка, использование информации для решения учебной задачи.

Самоконтроль

Определение уровня усвоения нового способа действий (с переводом в оценку).

VIII этап: рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) — 3 мин.

Организовать рефлексию и самооценку обучающихся; обсудить и записать домашнее задание.


Организует рефлексию и самооценку, объясняет домашнее задание.

Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Слайд 16-17

Д.з.

1) Стр. 238 Г (учимся говорить правильно) — читать.

2) На выбор:

А) №№1561, 1562.

Б) № 1564


Дети соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень её соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности.



Учебно-познавательная/ самооценка, планирование.

Информационная / обработка и передача информации.

Коммуникативная/ взаимодействие, интериоризация.

Самоконтроль, внешний контроль

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности.

Список использованной литературы

  • Математика. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учрежденийН.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др М.:Мнемозина 2010.

  • Математика: 5 класс / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы


Свежие документы:  Конспект урока по математике в 1 классе «Сложение и вычитание в пределах 20. Закрепление»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: