Конспект урока технологии в 5 классе по теме «Выпиливание лобзиком»




Конспект урока технологии в 5 классе по теме «Выпиливание лобзиком»



Исполнитель: Мирхайдаров Марат Ринатович

учитель технологии

МБОУ «Уразметьевская средняя общеобразовательная

школа» Муслюмовского муниципального района РТ


2014 г





 Технологическая карта урока

Учебный предмет: технология

Класс: 5

Модуль: Технология художественно-прикладной обработки материалов

Раздел: третий

Автор и название УМК: Гуревич М.И., Сасова И.А., Павлов М.Б.

Тема урока: «Выпиливание лобзиком»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Подход в обучении: мыследеятельностный, дифференцированный

Применяемые технологии и приемы: технология развития критического мышления, проблемный диалог, продуктитвное чтение 

I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

  Цели урока

  1. Предметные цели:

    1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с лобзиком, приспособлениями для выпиливания, художественной обработки материала

    2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов .

    3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

    4. Способствовать осознанию основного технологического материала.

    5. Способствовать формированию представления о художественно-прикладной обработки фанеры

  • Раскрыть причины некачественной работы при выпиливании

  • Выяснить последствия неправильной работы при выпиливании

  1.  

    1. Способствовать пониманию закономерности теории и практики

  • Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технологии, рисовании, математикой

  • Способствовать пониманию зависимости между предметами технологии, рисовании, математикой

  1. Личностные цели:

    1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков).

    2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии , обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).

    3. Способность к самооценке своих интеллектуальных для труда в различных сферах.

    4. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).

    5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и выпиливании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).

  1. Метапредметные цели:

    1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

    2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

  1. Профориентационные цели:

    1. Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

    2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

  1. компьютер; мультимедийный проектор; экран; столярная мастерская; верстаки; станок сверлильный,инструменты, приспособления: карандаш, копировальная бумага, лобзики, вы пиловочный столик; материалы: бумага, лак, кисти, фанера.

  1. Дидактическое обеспечение:

  1. учебник: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2012

  • технологические карты (ТК): эскиз изделия

  • инструкционные карты (ИК): операционная карта

  • инструкционно-технологические карты (ИТК):

  • информационные карты (ИфК): мультимедийное приложение

  1. образцы объектов труда (Приложение 3):готовые изделия

  2. образцы поузловой обработки изделий (Приложение 4); детали изделия

  3. материалы для контроля знаний учащихся (Приложение 5):

  • карточки-задания: Выпиливание лобзиком №13(Рабочая тетрадь)

  • тесты: задание №14(Рабочая тетрадь)

  • кроссворд: (Рабочая тетрадь)  

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы

Инструменты и оборудование: ручной лобзик, плоскогубцы.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Ход урока  

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент

Цель этапа:

  • настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

  • создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классного журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • настрой учащихся на работу

  • доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-эмоциональный настрой на урок положительный

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-помощь учителю в проверки явки на урок

Формируемые способы деятельности:

-выявление к готовности к уроку

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-активное слушание учителя

-выдвижение предложений о теме урока

Формируемые способы деятельности:

— формулирования собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

-слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

-построение понятных для собеседника высказываний

II. Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

  • установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания

  • устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях

  • выяснение степени усвоения заданного на дом материала

  • определение типичные недостатков в знаниях и их причины

  • ликвидация обнаруженных недочётов

  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок

  • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще

  • использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-повторение ранее изученного материала

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-контролируют правильность ответов учащихся

Формируемые способы деятельности:

-оценивают результаты по алгаритму

-адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

 

Формируемые способы деятельности:

— развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

— взаимодействуют с учителем во время опроса

 

Формируемые способы деятельности:

— продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

-умение полно и точно выражать свои мысли

 

III. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания

  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

  • предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

  • организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании

(Приложение 2)

  • организация задания на повторение

  • эвристическая беседа

  • заслушивание сообщения учащихся

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-активизация имевшихся ранее знаний

-активное погружение в тему

-высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

-умение слушать в соответствии с целевой

установкой

-принимать и сохранять учебную цель и

задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения

по существу полученного задания

Регулятивные УУД

 

Формируемые способы деятельности:

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

— развитие и углубление потребностей и мо-тивов учебно-познавательной деятельности

 

 

Формируемые способы деятельности:

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

Формируемые способы деятельности:

Практический этап

IV. Проблемное изложение нового знания

Цель этапа:

  • зафиксировать причину затруднения

  • сформулировать и согласовать цели урока

  • организовать уточнение и согласование темы урока

  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

  • организовать фиксацию преодоления затруднения

(Приложение 3)

  • объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся

  • заслушивание сообщений учащихся

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

Формируемые способы деятельности:

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

— самостоятельное определение темы урока

— осознание целей и задач обучения

— восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

— осмысление темы нового материала и ос-новных вопросов, подлежащих к усвоению

 

 

 

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

-формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

— формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

-формирование умения слушать и понимать других

-формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

-формирование умения работать в парах, в группах

 

 

Познавательные УУД

Осуществляемые действия :

— развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

— развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

— развитие умения проводить сравнение изу-ченных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

— развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

— развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию

 

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

V. Первичное закрепление

Итог урока:

  • зафиксировать во внешней речи алгоритм выполнения …

  • организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)

(Приложение 4)

  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

  • умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

Личностные УУД

Осуществляемые действия

— осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

— применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

 

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

 

Формируемые способы деятельности

-формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с по

 

 

VI. Физкультминутка

(Приложение 5)

 

 

VII. Практическая работа «…» с самопроверкой по эталону

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке

  • проверить умения работать по алгоритму

  • организовать самостоятельную работу учащихся

  • организовать самопроверку самостоятельной работы

  • по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок

  • по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха

(Приложение 6)

7.1. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение учащимся названия практической работы;

  • разъяснение учащимся задач практической работы;

  • ознакомление учащихся с объектом труда — образцом;

  • ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

  • ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

  • инструктаж по технике безопасности.

7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;

  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению о дельных операций и задания в целом;

  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

  • рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

  • разбор типичных ошибок учащихся;

  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

  • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

— выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

— восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

 

Формируемые способы деятельности:

-применение на практике полученных зна-ний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

 

-самоконтроль выполнения задания

-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

 

 

Формируемые способы деятельности:

—планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

— развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

-умения структурировать знания

-выбор наиболее эффективных способов решения задач

-построение логической цепи рассуждений

 

 

 

Рефлексивно-оценочный этап

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний

  • тренировать способность применять новый алгоритм действий

(Приложение 7)

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку

  • сообщение о теме следующего урока

 

Познавательные УУД

Осуществляемые действия :

-отработка алгоритма по изученной теме «Выпиливание лобзиком»

-творческая переработка изученной информации поиск в традиционных источниках

-поиск в Интернет источниках и электронных книгах

 

Формируемые способы деятельности:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-поиск и выделение информации

 

 

 


 

IX. Уборка рабочих мест

 

 

 

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

(Приложение 8)

  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока

  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Коммуникативные УУД

Формируемые способы деятельности:

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли

 

Осуществляемые действия:

-оценка и самооценка учебной деятельности

-обобщение и систематизация знаний

-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Литература:

  1. Симоненко, В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 192 с.

  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО УЧЕБНИКАМ Министерства образования и науки Российской Федерации. – [Электронный ресурс] /. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fsu.edu.ru/p1.html, свободный. — Загл. с экрана, дата просмотра 15.05.2012г.

  3. Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В.Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск:УИПКПРО, 2004. – 88с.

  4. Сасова, И.А. Технология: 5-8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко А.В.. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 c.

  5. Симоненко, В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 148 с.









Таблица данных самооценки конспекта (технологической карты) урока


Критерий

1

2

3

4

5

1

Соответствие структуры урока положениям системно — деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно — оценочного этапов.




+


2

Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.





+


3

Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных




+


4

Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока.





+


5

Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ.






+

6

Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)






+


Самоанализ урока.

Я дал урок выпиливания лобзиком по традиционной системе по программе «Технология. Технический труд», раздел «Изготовление изделий из конструкционных материалов. Деревообработка» по теме «Выпиливание лобзиком». Тип урока-.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока— повышение творческой активности детей и способности развиваться дальше без помощи учителя.

-овладение навыками работы ручными инструментами для обработки древесины.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

Закрепление понятий «древесина», «пиление древесины». Закрепление знаний о выпиливании лобзиком (материалы, инструменты, приспособления, порядок и приёмы работы с соблюдений правил безопасного труда).

Совершенствование умений по различению тонких досок и фанеры, видов пил.

Приобретение учащимися навыков коллективной деятельности, требования к качеству и ТБ).

Формирование практических умений по выпиливанию сборочных деталей игрушечной мебели с соблюдением требований к качеству, эстетики и БУТ.

Развивающие:

Развитие умений по актуализации полученных ранее знаний, внимания, памяти, речи. Развитие мышления (анализ, сравнение, синтез, выделение существенных признаков, обобщение, установление причинно-следственных связей).

Развитие умений аргументировать и обосновывать принятые решения, функции целеполагания, умений по саморегуляции и рефлексии.

Совершенствование умений по работе с раздаточным материалом, инструментами и приспособлениями.

Воспитательные:

Развитие и совершенствование таких качеств, как внимательность, аккуратность, организованность, трудолюбие, культура труда, бережного отношения к инструментам и материалам, ответственности за качество и эстетичный вид выполненной работы.

Методы обучения: информационно-рецептивный (объяснение, показ, инструктаж); репродуктивный (упражнения, воспроизведение информации); частично-поисковый (различение образцов); исследовательский (определение порядка работы, создание своего дизайна изделия); групповая (совместная) работа.

Средства обучения:

Материально-технические: верстаки, образцы материалов, лобзики, карандаши, компьютер.



Материально-техническое оснащение:

  1. Верстаки;

  2. Образцы материалов, наждачная бумага;

  3. Учебные пособия;

  4. Лобзик, приспособление для стягивания рамки лобзика;

  5. Комплект надфилей, выпиловочный столик;

6. Компьютер;

7. Мультимедийная установка.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

  1. Этап самоопределения. Цель: привлечь внимание учащихся, определиться, для чего нужны им умения работать ручными инструментами- лобзиком

2.Подготовка к активной познавательной деятельности. Цель: постановка проблемы и сообщение цели урока.

3.Основной этап урока:

Выстраивание последовательности выполнения работы.

Мозговой штурм.

Ознакомление с техникой безопасности.

Формирование рабочих групп.

Выпиливание , подгонка и сборка изделия.

Оценка качества выполненных работ.

4. Подведение итогов урока.

Нам уроке были использованы методы по виду источника информации:

словесные( беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, на этапе рефлексии, когда делали выводы, для чего нужны умения работать ручными инструментами.)

Наглядные(при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе – как сопровождение).

Практические(выпиливание элементов, подгонка, шлифовка и сборка изделия)

Метод контроля и самоконтроля (при самопроверке).

Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Были использованы задания для детей разного уровня подготовки.

Содержание учебного материала и виды работы , используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.

Во время выполнения практической работы обеспечивается достаточная двигательная активность, в чём заключается здоровье- сберегающая технология.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к ручному труду, положительному отношению к людям и окружающему миру.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.




Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Уход за одеждой" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: