Конспект урока технологии в 5 классе по теме «Выпиливание лобзиком»
Исполнитель: Мирхайдаров Марат Ринатович
учитель технологии
МБОУ «Уразметьевская средняя общеобразовательная
школа» Муслюмовского муниципального района РТ
2014 г
Технологическая карта урока
Учебный предмет: технология
Класс: 5
Модуль: Технология художественно-прикладной обработки материалов
Раздел: третий
Автор и название УМК: Гуревич М.И., Сасова И.А., Павлов М.Б.
Тема урока: «Выпиливание лобзиком»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Подход в обучении: мыследеятельностный, дифференцированный
Применяемые технологии и приемы: технология развития критического мышления, проблемный диалог, продуктитвное чтение
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока
Предметные цели:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с лобзиком, приспособлениями для выпиливания, художественной обработки материала
Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов .
Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
Способствовать осознанию основного технологического материала.
Способствовать формированию представления о художественно-прикладной обработки фанеры
Раскрыть причины некачественной работы при выпиливании
Выяснить последствия неправильной работы при выпиливании
Способствовать пониманию закономерности теории и практики
Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технологии, рисовании, математикой
Способствовать пониманию зависимости между предметами технологии, рисовании, математикой
Личностные цели:
Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков).
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии , обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).
Способность к самооценке своих интеллектуальных для труда в различных сферах.
Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).
Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и выпиливании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).
Метапредметные цели:
Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Профориентационные цели:
Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
компьютер; мультимедийный проектор; экран; столярная мастерская; верстаки; станок сверлильный,инструменты, приспособления: карандаш, копировальная бумага, лобзики, вы пиловочный столик; материалы: бумага, лак, кисти, фанера.
Дидактическое обеспечение:
учебник: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2012
технологические карты (ТК): эскиз изделия
инструкционные карты (ИК): операционная карта
инструкционно-технологические карты (ИТК):
информационные карты (ИфК): мультимедийное приложение
образцы объектов труда (Приложение 3):готовые изделия
образцы поузловой обработки изделий (Приложение 4); детали изделия
материалы для контроля знаний учащихся (Приложение 5):
карточки-задания: Выпиливание лобзиком №13(Рабочая тетрадь)
тесты: задание №14(Рабочая тетрадь)
кроссворд: (Рабочая тетрадь)
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы
Инструменты и оборудование: ручной лобзик, плоскогубцы.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-практикум
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |||
Мотивационно-целевой этап | I. Организационный момент Цель этапа:
|
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -эмоциональный настрой на урок положительный |
Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -помощь учителю в проверки явки на урок | |||
Формируемые способы деятельности: -выявление к готовности к уроку | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -активное слушание учителя -выдвижение предложений о теме урока | |||
Формируемые способы деятельности: — формулирования собственных ожиданий | ||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: -слушание собеседника | |||
Формируемые способы деятельности: -построение понятных для собеседника высказываний | ||||
II. Проверка выполнения домашнего задания Цель этапа:
|
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -повторение ранее изученного материала | |
Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -контролируют правильность ответов учащихся | |||
Формируемые способы деятельности: -оценивают результаты по алгаритму -адекватное восприятие оценки учителя | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
| |||
Формируемые способы деятельности: — развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | ||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: — взаимодействуют с учителем во время опроса
| |||
Формируемые способы деятельности: — продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения -умение полно и точно выражать свои мысли
| ||||
III. Актуализация знаний Цель этапа:
| (Приложение 2)
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -активизация имевшихся ранее знаний -активное погружение в тему -высказывание различных вариантов решения данной проблемы | |
Формируемые способы деятельности: -умение слушать в соответствии с целевой установкой -принимать и сохранять учебную цель и задачу -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | ||||
Регулятивные УУД |
| |||
Формируемые способы деятельности: | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: — развитие и углубление потребностей и мо-тивов учебно-познавательной деятельности
| |||
Формируемые способы деятельности: | ||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: | |||
Формируемые способы деятельности: | ||||
Практический этап | IV. Проблемное изложение нового знания Цель этапа:
| (Приложение 3)
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: | ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: — самостоятельное определение темы урока — осознание целей и задач обучения — восприятие, осмысление, запоминание учебного материала — осмысление темы нового материала и ос-новных вопросов, подлежащих к усвоению
| |||
Формируемые способы деятельности: -формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника -формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей — формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) -формирование умения слушать и понимать других -формирование умения формулировать свои мысли в устной форме -формирование умения работать в парах, в группах
| ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия : — развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности — развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме — развитие умения проводить сравнение изу-ченных объектов по самостоятельно выделенным основаниям — развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации — развитие умения строить простые рассуждения | |||
Формируемые способы деятельности: -формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию
| ||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности | |||
V. Первичное закрепление Итог урока:
| (Приложение 4)
| Личностные УУД | Осуществляемые действия — осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению — применение на практике и последующее повторение нового материала | |
Формируемые способы деятельности -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
| ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности | |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия -формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
| |||
Формируемые способы деятельности -формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с по
| ||||
| VI. Физкультминутка | (Приложение 5) |
| |
| VII. Практическая работа «…» с самопроверкой по эталону Цель этапа:
| (Приложение 6) 7.1. Вводный инструктаж учителя:
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД. 7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы): 7.3.1. Формирование новых умений:
7.3.2. Усвоение новых знаний:
7.3.3. Целевые обходы:
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности — выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся — восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
|
Формируемые способы деятельности: -применение на практике полученных зна-ний и последующее повторение | ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия:
-самоконтроль выполнения задания -взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность
| |||
Формируемые способы деятельности: —планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: — развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации | |||
Формируемые способы деятельности: -умения структурировать знания -выбор наиболее эффективных способов решения задач -построение логической цепи рассуждений | ||||
|
|
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа:
| (Приложение 7)
| Познавательные УУД | Осуществляемые действия : -отработка алгоритма по изученной теме «Выпиливание лобзиком» -творческая переработка изученной информации поиск в традиционных источниках -поиск в Интернет источниках и электронных книгах |
|
Формируемые способы деятельности: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -поиск и выделение информации
|
| |||
|
|
| ||
IX. Уборка рабочих мест |
|
|
| |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа:
| (Приложение 8)
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся | Коммуникативные УУД | Формируемые способы деятельности: -формирование умений полно и точно выражать свои мысли |
|
Осуществляемые действия: -оценка и самооценка учебной деятельности -обобщение и систематизация знаний -учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока |
| |||
|
|
|
Литература:
Симоненко, В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 192 с.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО УЧЕБНИКАМ Министерства образования и науки Российской Федерации. – [Электронный ресурс] /. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fsu.edu.ru/p1.html, свободный. — Загл. с экрана, дата просмотра 15.05.2012г.
Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В.Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск:УИПКПРО, 2004. – 88с.
Сасова, И.А. Технология: 5-8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко А.В.. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 c.
Симоненко, В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 148 с.
Таблица данных самооценки конспекта (технологической карты) урока
Критерий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | Соответствие структуры урока положениям системно — деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно — оценочного этапов. |
|
|
| + |
|
2 | Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.
|
|
|
| + |
|
3 | Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных |
|
|
| + |
|
4 | Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока.
|
|
|
| + |
|
5 | Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ.
|
|
|
|
| + |
6 | Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)
|
|
|
|
| + |
Самоанализ урока.
Я дал урок выпиливания лобзиком по традиционной системе по программе «Технология. Технический труд», раздел «Изготовление изделий из конструкционных материалов. Деревообработка» по теме «Выпиливание лобзиком». Тип урока-.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока— повышение творческой активности детей и способности развиваться дальше без помощи учителя.
-овладение навыками работы ручными инструментами для обработки древесины.
На уроке решались следующие задачи:
Образовательные:
Закрепление понятий «древесина», «пиление древесины». Закрепление знаний о выпиливании лобзиком (материалы, инструменты, приспособления, порядок и приёмы работы с соблюдений правил безопасного труда).
Совершенствование умений по различению тонких досок и фанеры, видов пил.
Приобретение учащимися навыков коллективной деятельности, требования к качеству и ТБ).
Формирование практических умений по выпиливанию сборочных деталей игрушечной мебели с соблюдением требований к качеству, эстетики и БУТ.
Развивающие:
Развитие умений по актуализации полученных ранее знаний, внимания, памяти, речи. Развитие мышления (анализ, сравнение, синтез, выделение существенных признаков, обобщение, установление причинно-следственных связей).
Развитие умений аргументировать и обосновывать принятые решения, функции целеполагания, умений по саморегуляции и рефлексии.
Совершенствование умений по работе с раздаточным материалом, инструментами и приспособлениями.
Воспитательные:
Развитие и совершенствование таких качеств, как внимательность, аккуратность, организованность, трудолюбие, культура труда, бережного отношения к инструментам и материалам, ответственности за качество и эстетичный вид выполненной работы.
Методы обучения: информационно-рецептивный (объяснение, показ, инструктаж); репродуктивный (упражнения, воспроизведение информации); частично-поисковый (различение образцов); исследовательский (определение порядка работы, создание своего дизайна изделия); групповая (совместная) работа.
Средства обучения:
Материально-технические: верстаки, образцы материалов, лобзики, карандаши, компьютер.
Материально-техническое оснащение:
Верстаки;
Образцы материалов, наждачная бумага;
Учебные пособия;
Лобзик, приспособление для стягивания рамки лобзика;
Комплект надфилей, выпиловочный столик;
6. Компьютер;
7. Мультимедийная установка.
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
Этап самоопределения. Цель: привлечь внимание учащихся, определиться, для чего нужны им умения работать ручными инструментами- лобзиком
2.Подготовка к активной познавательной деятельности. Цель: постановка проблемы и сообщение цели урока.
3.Основной этап урока:
Выстраивание последовательности выполнения работы.
Мозговой штурм.
Ознакомление с техникой безопасности.
Формирование рабочих групп.
Выпиливание , подгонка и сборка изделия.
Оценка качества выполненных работ.
4. Подведение итогов урока.
Нам уроке были использованы методы по виду источника информации:
словесные( беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, на этапе рефлексии, когда делали выводы, для чего нужны умения работать ручными инструментами.)
Наглядные(при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе – как сопровождение).
Практические(выпиливание элементов, подгонка, шлифовка и сборка изделия)
Метод контроля и самоконтроля (при самопроверке).
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Были использованы задания для детей разного уровня подготовки.
Содержание учебного материала и виды работы , используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.
Во время выполнения практической работы обеспечивается достаточная двигательная активность, в чём заключается здоровье- сберегающая технология.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к ручному труду, положительному отношению к людям и окружающему миру.
Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.