Урок физики в 7 классе
Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь»
Тема урока: Урок-обобщение: « Мы приглашаем вас на чай».
Цель урока:
Обучающая: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме «Тепловые явления»;
Развивающая: продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету физика через применение нестандартных приемов обучения; способствовать развитию мотивации к изучению данного предмета; способствовать развитию кругозора учащихся;
Воспитательная: воспитать нравственные качества через учебный процесс урока; воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; развитие коммуникативных способностей, самостоятельности и творчества учащихся;
Задачи урока:
— показать связь теории с практикой, научить в простых повседневных событиях видеть новое и необычное;
— формировать умение наблюдать, анализировать, объяснять физические явления;
— расширить кругозор, повысить интерес к изучению физики, создать ситуацию успеха;
Тип урока: Урок — обобщение, повторение изученного материала по теме.
Оборудование: на столах учащихся все, что нужно для чаепития (чашка, ложка, сахарница, печенье и т.д.), на лабораторном столе учителя: металлический чайник, керамический (фарфоровый) чайник для заваривания чая, чашка с блюдцем, чашки (металлическая, пластиковая, фарфоровая), ложки из разных материалов, термос, сухое горючее, бумажная коробка, спички, термометр, салфетки из ткани.
Комментарий к уроку:
Цель настоящего урока – показать тесную взаимосвязь теории с практикой, научить в простых повседневных событиях увидеть новое и необычное. Именно тот факт, что процесс чаепития представляется учащимся до мелочей знакомым и понятным, делает его более привлекательным для рассмотрения происходящих при этом физических процессов.
Ход урока:
1. Физические явления окружают нас повсюду, многие из них нам уже знакомы, и мы можем дать им объяснения. Я хочу, чтобы вы увидели и убедились, что физика – это не только строгий храм формул, законов и правил, а сама жизнь во всех ее проявлениях. И даже в таком обыденном деле, как чаепитие, можно увидеть много нового и интересного, тем более, что у вас уже есть необходимый запас знаний, чтобы объяснить многие явления, которые мы сегодня будем наблюдать.
2. Обобщение изученного материала:
Итак, приступим к приготовлению чая. Для начала воду необходимо нагреть до кипения. Мы наливаем воду в чайник и ставим его на газовую горелку. У нас же с вами сегодня чайник электрический, поэтому включаем его в электрическую розетку, и пока вода будет нагреваться, подумаем над следующими вопросами:
Вопросы:
— Почему жидкости всегда нагревают снизу?
— Почему чайник металлический? Можно ли использовать емкость, изготовленную из других веществ (пластмассы, стекла)?
— А можно ли использовать для нагревания воды бумажный сосуд?
Демонстрация: Нагревание воды в бумажной коробке. В целях экономии времени не нужно нагревать воду до кипения. Провести обсуждения по вопросу, почему бумага не загорелась.
Вопросы:
— Как ускорить процесс нагревания воды? (Закрыть чайник, кастрюлю крышкой)
— Для чего мы закрываем чайник крышкой?
— На поверхности воды появляются пузырьки. О чем это свидетельствует?
— Почему они растут и поднимаются вверх?
3. Обсуждаем процесс кипения воды.
Повторяем правила техники безопасности, которые нужно соблюдать в процессе приготовления чая.
Предлагаем измерить температуру воды (теоретически). Для этого учащиеся определяют цену деления шкалы демонстрационного термометра. После измерения температуры выясняем почему температура воды в процессе кипения не изменяется.
Вопрос:
— Всегда ли вода кипит при одной и той же температуре? От чего это зависит?
— Может ли кипеть вода при комнатной температуре?
4. После обсуждения эксперимента поднимаем крышку – учащиеся видят пар.
Вопросы:
— Что мы видим? Ведь пар — это газ, который увидеть мы не можем. (Видим туман, то есть капельки воды, сконденсированные на пылинках воздуха).
— Если бы мы налили в чайник такое же количество, но не сырой, а кипяченой воды, она закипела бы быстрее, если бы условия нагревания воды были одинаковые? (Сырая вода закипит быстрее, так она содержит растворенный воздух, который при кипячении удаляется. Почему это так важно, мы выясним позднее)
5. Теперь правильно заварим чай.
Вкус чая зависит от температуры, при которой он заварен. Чем выше температура в момент заварки, тем чай вкуснее.
Вопросы:
— В каком чайнике металлическом или фарфоровом – лучше заваривать чай и почему?
— Почему перед заваркой рекомендуется чайник пару раз ополоснуть кипятком?
— Рекомендуется подождать минут пять, чтобы чай хорошо заварился. Почему в этот момент лучше всего накрыть заварочный чайник салфеткой?
— Какую ткань для этого следует предпочесть и почему?
— Почему чай спустя некоторое приобретает равномерную золотистую окраску?
6. Чай готов. Можно разливать.
Вопросы:
— Какие неприятности вас могут поджидать на этом пути? (Может лопнуть чайный стакан)
— Как предотвратить эти неприятности? (опустить в стакан ложку)
— Какой ложкой лучше воспользоваться?
— Что лучше наливать раньше – заварку или кипяток?
— Мы насыпаем в чай сахар. Почему чай становится сладким? (Молекулы сахара вследствие диффузии распространяются по всему объему)
— При помешивании процесс растворения сахара происходит быстрее. Почему?
— Чай очень горячий. Что можно предпринять, чтобы охладить чай? (Подуть, налить в блюдце. Обсуждаем каждый вариант)
— Остаток горячего чая перельем в термос. Что особенного в устройстве термоса, что позволяет ему хорошо сохранять тепло? А можно ли термос, наоборот, использовать в качестве холодильника?
7. Ну что ж, чай мы приготовили, используя законы физики. Теперь можно пожелать всем приятного чаепития.
8. Слушаем интересные факты и сообщения учащихся, подготовленные заранее по теме «Тепловые явления».
Подведение итогов урока:
Вопросы:
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Чему вы научились?
— Какое практическое значение имеют полученные вами знания?
Домашнее задание:
Литература:
1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. — М.: Просвещение, 2014. — 176с.
2. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 классы. Мастерская учителя физики. – Москва — «ВАКО» — 2010
3. Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение, 1988
4. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1988