МБОУ «Овгортская общеобразовательная школа-интернат»
Конспект урока по математике
«Площади и объемы »
(5 класс)
подготовила
учитель математики первой категории
Грибанова Елена Геннадьевна
с.Овгорт, Шурышкарский р-н, Тюменская обл.
2013
ТЕМА: Площади и объемы. 5 класс.
ТИП УРОКА: Интегрированный тематический зачет.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Дидактическая игра «Космическое путешествие».
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого ученика на
заключительном этапе изучения темы.
2. Формирование учебно-познавательной компетентности обучающихся.
3. Научить обобщать и систематизировать знания, осмысливать материал, делать выводы по материалу
обязательного уровня.
ОБОРУДОВАНИЕ: напечатанные тема и девиз урока; оформление доски под космическое пространство; плакаты с чертежами к задачам для командира и бортинженера; магнитофон, диск с записями к уроку; карточки с заданиями для групп; необходимые чертежи к задачам для групп; шкала на рефлексию для каждого обучающегося.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые формы, методы, приемы | Образова-тельный результат | |
1.Организацион- ный момент | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, здоровается, настраивает на урок.
| Слушают | Словесный | Наличие всех учебных принадлежностей |
2. Мотивационная беседа, постановка интегрирующей цели. | Основа беседы – направленность на приобретение прочной базовой подготовки. Сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Объявляется тема урока: «Площади и объемы», форма проведения – дидактическая игра «Космическое путешествие» Полный вперед в Космическое путешествие! Девиз путешествия: Полет мы в космос совершим, Разные планеты облетим. Будем площади, объемы вычислять, А печаль и грусть не знать!
| Слушают | Словесный, фронтальная работа, | Появление темы и девиза урока на доске |
3. Сообщение правил игры | Для того чтобы начать игру, необходимо провести выборы командира корабля, штурмана, бортинженера, остальные ученики – космонавты — исследователи, которые будут работать по различным направлениям: исследовать атмосферные явления, проводить биологические эксперименты, изучать космическое пространство. Рассказ о корабле: В нем три отсека: 1-й отсек с системой жизнеобеспечения, где находятся запасы воздуха, воды, пищи, там же находятся каюты исследователей и экипажа; 2-й отсек – приборный, где с помощью приборов производится радиосвязь, телесвязь, проверяется работа двигателей; 3-й отсек – отсек спускаемого аппарата, в котором работают командир и штурман, здесь же работают исследователи пространства. В 1-ом отсеке работают биологи, во 2-ом – метеорологи, а связь осуществляется с помощью радио и телевидения. Полет начинается, а значит, начинается серьезная работа, которая должна для всех закончиться сдачей зачета.
| Слушают | Словесный | Правила игры сообщены, чем задается психологический настрой, снимается нервно-психическое напряжение. Правила помогают направлять процесс и регулируют поведение детей и их взаимоотноше-ния между собой. |
4. Актуализация опорных знаний | Учитель объявляет о начале выборов командира корабля, штурмана, бортинженера (консультантов), знакомит с правилами проведения этих конкурсов:
Задача: Иван чертит последовательность «лесенок», сложенных из квадратов. Ниже показаны этапы построения.
Видно, что на этапе 1 он использовал один квадрат, на этапе 2 – три квадрата и на этапе 3 – шесть квадратов. Сколько квадратов он использует на четвертом этапе? Вычислите площадь, получившейся лесенки. (Ответ: 10, площадь равна 10 кв., ед.)
Штурманом станет тот, кто ответит на большее количество вопросов правильно.
Имеется лист жести площадью 8 кв.ед. Необходимо заделать пробоины в корабле. Какие из предложенных пробоин можно заделать данным листом жести? а 2 4 3 4 2 4 Экипаж корабля есть, корабль готов к полету. Остальные ребята – космонавты-исследователи, работающие по трем направлениям: 1-й ряд – метеорология (наука об атмосферных явлениях); 2-й ряд – биология; 3-й ряд – исследование космического пространства. Командир корабля контролирует 1-ю группу исследователей, Бортинженер – 2-ю группу, штурман – 3-ю группу, экипаж работает со своими группами. | Слушают Решают Отвечают Слушают Решают Отвечают Слушают Решают Отвечают
| Словесный, наглядный.
Беседа, частично-поисковый, индивидуальная работа
Беседа, частично-поисковый, индивидуальная работа
Беседа, частично-поисковый, индивидуальная работа | Решенная задача, выбор командира Решенная задача, выбор штурмана Решенная задача, выбор бортинженера |
5. Игровые действия | Учитель вместе с участниками игры выходит на связь с центром управления полетом. Магнитофон: Внимание! Внимание! Говорит межгалактический центр управления полетом! Ваш корабль будет выведен за пределы Солнечной системы. Вы, посланники Земли, проведете в космосе много лет. Время полета будет использовано для дальнейшего совершенствования и углубления ваших знаний. Внимание! Внимание! Занять места согласно предписаниям. Начинаем отсчет времени: 5, 4, 3, 2, 1. Старт! Удачного полета! Ученикам предлагается начать работу в тетради: записать число, классная работа, зачет. Магнитофон: На связи центр управления полетом. Прослушайте первое задание. Запишите формулу пути. Что означают входящие в нее буквы? Доска-монитор подробно сообщит вам задание (на парте есть карточки, дублирующие задание на доске). 1-я группа: 1. Расстояние от Земли до Солнца 150000 км. За какое время дойдет до Земли солнечный свет, если его скорость 300000 км/с? 2. Во время солнечного затмения в 1981 году лунная тень прошла по территории нашей страны за 105 минут 7350 км. С какой скоростью перемещалась тень Луны? 3. Летчик – космонавт Павел Романович Попов находился в полете 70 часов, скорость его корабля была 8 км/с. Какой путь прошел его космический корабль? 2-я группа: 1. Человеческая кровь, двигаясь по артериям, прошла 1120 см за 56 сек. Какова скорость движения крови? 2. Стрелка спидометра велотренажера показывала скорость 4 м/с в течение 3240 секунд. Какой путь проделал бы велосипедист с такой скоростью за это время? 3. Человек заметил вспышку молнии на расстоянии 3996 км. Через какое время он услышит гром, если скорость распространения звука 333 м/с? 3-я группа: 1. Летник –космонавт Николаев находился в полете 93 часа, скорость его корабля 8 км/с. Какой путь пролетел его космический корабль? 2. Искусственный спутник Земли обнаружил, что в космосе существует солнечный ветер, его скорость вблизи Земли 450 км/с. За какое время ветер проделает путь в 135000000 км? 3. Космическая станция прошла расстояние до Луны, равное 396000 км за 33 часа, а затем ушла в межпланетное пространство. С какой скоростью она двигалась до Луны? Магнитофон: На связи центр управления полетом! Послушайте второе задание. Запишите формулу площади квадрата. Что означают входящие в нее буквы? Внимание на доску! 1-я группа: Самое крупное землетрясение на земном шаре было зарегистрировано на территории, имеющей площадь квадрата со стороной 21 км. Выберите из предложенных форм ту, которая по площади соответствует данной территории : 14 а 9 35 7 7 49 в 21 23 2-я группа: На центральной площади города, имеющую форму квадрата со стороной 100м на 1 квадратном метре могут поместиться 4 человека. Могут ли разместиться на этой площади города 20000 человек; 40000 человек; 60000 человек? Ответ обоснуйте. 3-я группа: На фотографии, сделанной в космосе, исследователи увидели необычное светлое пятно, имеющее форму квадрата со стороной 25 м. Найти площадь светлого пятна. Выберите из предложенных форм ту, которая по площади соответствует данному светлому пятну: 10 10 а 15 25 25 29 в) 25 Магнитофон: На связи центр управления полетом! Послушайте третье задание. Запишите формулу площади прямоугольника. Что означают входящие в нее буквы? Смотрите на мониторе. 1-я группа: Очень сильный шторм нанес большие разрушения на площади, имеющей форму прямоугольника размерами 1200 м и 1750 м. Найти площадь участка. 2-я группа: Найти площадь помещения, где находятся велотренажеры, если оно имеет форму прямоугольника размерами 2500 см и 1700 см. 3-я группа: Через иллюминаторы космонавты увидели полярное сияние на территории, имеющей форму прямоугольника, длина которого 152 км, а ширина 156 км. Найти площадь. Магнитофон: Послушайте четвертое задание. Запишите формулу объема куба. Что означают входящие в нее буквы? Внимание на доску! 1-я группа: Поместится ли 9 кубических метров пресной воды в емкость, имеющую форму кубу с ребром 2 м? Ответ обоснуйте. 2-я группа: Какое максимальное количество воды может вместить аквариум, имеющий форму куба с ребром 50 см? Ответ обоснуйте. 3-я группа: Какое максимальное количество воды может вместить бассейн, имеющий форму куба с ребром 50м? Ответ обоснуйте. Магнитофон: Последнее задание. Внимание! Запишите формулу объема прямоугольного параллелепипеда. Что означают входящие в нее буквы? Желаю удачи! 1-я группа: Найти объем отсека космического корабля, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда со сторонами 3; 2; 5. 2-я группа: Найти объем отсека космического корабля, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда со сторонами 7; 4; 2. 3-я группа: Найти объем отсека космического корабля, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда со сторонами 6; 3; 5.
| Записывают Слушают Решают Записывают Отвечают Слушают Решают Записывают Отвечают Слушают Решают Записывают Отвечают Слушают Решают Записывают Отвечают Слушают Решают Записывают Отвечают Слушают Решают Записывают Отвечают | Словесный, вербальный, визуальный.
Поисковый, групповая работа
Словесный, вербальный, визуальный.
Поисковый, групповая работа
Словесный, вербальный, визуальный.
Поисковый, групповая работа
Словесный, вербальный, визуальный.
Поисковый, групповая работа
| Запись в тетради темы урока
Решение задач и запись их в тетрадь
Решение задач и запись их в тетрадь
Решение задач и запись их в тетрадь
Решение задач и запись их в тетрадь
|
6. Подведение итогов урока | Сообщение из центра управления полетом подводит итог игре. Магнитофон: Центр управления полетом благодарит исследователей и экипаж за четкие действия и слаженную работу. Все члены экипажа и космонавты – исследователи получают зачет по результатам исследований.
| Слушают
| Словесный, вербальный.
|
|
7. Домашнее задание | Ученики получают творческое домашнее задание: «Запишите задания для следующего сеанса связи: придумать задачу для соседа на нахождение объема куба (тренировка для следующего полета); подобрать пример на применение порядка действий».
| Слушают
| Записывают | Запись домашнего задания |
8. Рефлексия | Из центра управления полетом пришла телеграмма: « Командиру экипажа тчк подтвердите итог работы вашей группы – метеорологов тчк какие вопросы вы решали во время полета зпт с помощью каких формул вопрос Бортинженеру тчк какие возникли трудности в процессе работы вашей группы вопрос Штурману тчк какие задачи вы решали зпт какими методами вопрос Ответ телеграфируйте тчк» С учащимися обсуждается работа на уроке; выясняется, что нового узнали, с помощью каких формул. На столах у каждого из вас лежит конверт. Откройте его и достаньте из него листок, на котором изображена координатная прямая. Обведите ту точку на координатной прямой, которая соответствует вашему мнению о сегодняшнем уроке. Кто выполнил задание, сдайте его мне.
Благодарю вас за вашу работу на уроке, спасибо, урок окончен, до свидания.
| Слушают, отвечают | Беседа, фронтальная работа | Отметка на шкале мнения об уроке |
Пояснительная записка
Проект урока составлен по программе любого действующего учебника на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, БУП и программ для общеобразовательных школ.
Данный урок проводится в 5 классе. Знания, умения и навыки необходимые для изучения предложенной темы у учащихся сформированы.
Это последний урок в теме «Натуральны числа». Тип урока – интегрированный тематический зачет. Подготовлен он на основе знаний учащихся с целью формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся
Исходя, из целей и типа урока была выбрана форма урока – дидактическая игра «Космическое путешествие» и в соответствии с этим выбрана следующая структура урока:
Организационный момент урока.
Мотивационная беседа, которая завершается постановкой интегрирующей цели – игровой замысел.
Сообщение правил игры.
Игровые действия, включающие познавательное содержание, диагностирующий уровень усвоения системы знаний и умений каждого обучающегося по заданной теме на этом этапе обучения и задания формирующие учебно- познавательную компетентность обучающихся.
Подведение итогов игры, урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Полет мы в космос совершим,
Разные планеты облетим.
Будем площади, объемы вычислять,
А печаль и грусть не знать!
Шкала на рефлексию
Список использованной литературы
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Учебник по математике 5 класс. — 2008 год
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Учебник по математике 5 класс — 2009 год
Никольский С.М., Потапов М.К.Учебник по математике 5 — 2012 год
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1 . https://school-assistant.ru
https://uchim.org