Лисовского филиала МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
2013 год
Содержание
Практическая, теоретическая познавательная значимость результатов………….
Деятельность обучающихся…………………………………………………………
Этапы проектной деятельности…………………………………………………….
1. Разработка проектного задания
1.1. Выбор темы проекта
А) определение проблемы и задач исследования;
Б) выдвижение гипотезы их решения;
В) обсуждение методов исследования.
1.2. Выделение подтем
1.3. Формирование творческих пар (групп)
1.4. Подготовка материалов: формулировка вопросов
1.5. Определение форм выражения итогов проекта
2.Разработка проекта.
3. Оформление результатов
А) оформление конечных результатов;
Б) анализ полученных данных;
4. Презентация и защита проекта
А) подведение итогов, корректировка данных, выводы;
Б) творческие отчеты обучающихся, создание и просмотр презентации «Читательский дневник».
5. Рефлексия
5. Литература…………………………………………………………………………
6. Приложение……………………………………………………………………………
Исследовательский проект, школьное образование, литература, В.Г.Распутин, нравственность.
Цели, задачи, проблемы проекта; пути решения; ожидаемые результаты.
Проект может выполняться по парам (в малокомплектной школе), индивидуально и в группе.
Объект исследования :данный проект направлен на привитие интереса к творчеству писателя Распутина В.Г., много и интересно пишущего о деревне, деревенской культуре. Основной проблемный вопрос, над которым предстоит задуматься девятиклассникам, участвующим в проекте — В чем заключается основная трагедия героев книг В.Г.Распутина (о нравственности и ее «облегченном» аналоге) и как этот проект может помочь им, подросткам в осмыслении окружающей действительности и собственном личностном становлении?
Основной целью данного проекта является желание привлечь внимание подростков к творчеству писателя В.Г.Распутина и философии героев его книг, сравнении и осмыслении этой философии с собственной личностной позицией.
Задачи: помочь обучающимся вглядеться в «распутинских» героев, оказавшихся в пограничных ситуациях — беспутных или нашедших свой путь, не слышащих Бога или верящих в него, поразмышлять вместе с автором книг об ответственности человека перед жизнью и Богом, перед собой и перед природой. Привлечь внимание подростков к чтению через использование и библиотекарем, и ими современных интернет-технологий.Дать понятие об «авторском праве».
Среди используемых технологий — тематическая группа (пара) в Google для коллективного обсуждения прочитанного, для представления результатов исследований в группах (парах) используются сервисы, помогающие создать различного вида отчеты: электронную презентацию, блог.
В чем заключается основная трагедия героев книг В.Г.Распутина?
Обучающиеся 9-х классов. Работа ведется в группах или парах (для малокомплектных школ)
Библиотекарь (работа ведется в тесном сотрудничестве со школьным библиотекарем) и автор и координатор проекта (учитель) общение с группами ребят будет выстраивать также с использованием новых интернет-возможностей — в созданной в Google тематической группе «Читающие В.Г.Распутина». Индивидуальные консультации будут предоставляться старшеклассникам очно в библиотеке (классе) и с использованием электронной почты или личной странички в социальных сетях. По завершении проекта возможна «защита» исследований по проекту группами школьников с использованием Интернет-переписки, блогов (при больших возможностях в других школах может использоваться Скайп-чат или видеоконференция).
Практическая, теоретическая познавательная значимость результатов.
Ожидаемые результаты:
Развить умение самостоятельно приобретать знания из различных источников (И.И. Стрелкова В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.); с электронными и справочными ресурсами;
Развить умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, поставленных перед обучающимися, задач.
Постичь процесс работы над произведениями и пособиями по теме, научить обучающихся «проживать» ими конкретные, описанные в литературе ситуации, отождествлять, переносить их в реальную жизнь.
Приобщать обучающихся к проникновению «вглубь» произведений В.Распутина и явлений, в них (произведениях) описываемых.
Научить обучающихся управлять процессом исследования самостоятельно, самостоятельно конструировать новее объекты исследования.
6. Привлечь внимание подростков к творчеству писателя В.Г.Распутина и философии героев его книг, сравнении и осмыслении этой философии с собственной личностной позицией.
7. Помочь обучающимся вглядеться в «распутинских» героев, оказавшихся в пограничных ситуациях — беспутных или нашедших свой путь, не слышащих Бога или верящих в него, поразмышлять вместе с автором книг об ответственности человека перед жизнью и Богом, перед собой и перед природой.
8. Привлечь внимание подростков к чтению через использование и библиотекарем, и ими современных интернет-технологий.
9.Получить понятие об «авторском праве».
10. Развить у обучающихся коммуникативные умения, умения работать в парах (группах-для большего количества детей в классе), развить исследовательские умения (умение выявить проблему, умение собрать информацию, умение наблюдать, анализировать, строить гипотезы, обобщать (синтезировать), систематизировать и обрабатывать полученные данные, умение делать выводы и.т.д
Результатом работы группы старшеклассников явится «мозговой штурм» по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над опросником «Можем ли мы отличить истинные от второстепенных ценностей?»
Результатом работы группы станет работа над Лентой времени судеб трех поколений с комментариями.
Результатом работы этой группы может стать работа над эссе по теме и «издание» ее в виде книги-презентации («Читательский дневник»).
Деятельность обучающихся: выбирают тему, обсуждают и принимают общее решение по теме, выбирают координатора пары (группы), эксперта, наблюдателя и т.п. (в зависимости от количества человек в классе), создается тематическая группа (пара индивидуально) в Google для коллективного обсуждения прочитанного, для представления результатов исследований в группах (парах) используются сервисы, помогающие создать различного вида отчеты: электронную презентацию, блог.
(Более подробно деятельность обучающихся см.в таблице)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта: Существует ли понятие «облегченная нравственность» в современном обществе?(по творчеству В.Г.Распутина) А) определение проблемы и задач исследования;Б) выдвижение гипотезы их решения;В) обсуждение методов исследования; | Учитель предлагает тему обучающимся. | Обсуждают и принимают общее решение по теме |
1.2. Выделение подтем (по парам) | Предварительно вычленяет подтемы и предлагает их: «Истинные и второстепенные ценности?». «Человек без памяти и чувства вины — «перекати-поле»,»»Разрушение памяти человека и итог этого» | Каждая пара обучающихся (группа, индивидуально) выбирает себе подтему или предлагает новую. |
1.3. Формирование творческих пар (групп) | Проводит организационную работу по объединению (паре, группе)школьников, выбравших себе конкретные подтемы | Группируются в пары (группы), распределяют роли-в паре: эксперт –координатор, исследователь; техник-исследователь |
1.4. Подготовка материалов: формулировка вопросов: В чем, по мнению героев, заключаются истинные и второстепенные ценности?»»Почему человек без памяти и чувства вины становится «перекати-полем»?»»К чему приводит разрушение памяти человека?», задания для пар и отбор литературы: (И.И. СтрелковаВ.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.)с другими электронными и справочными ресурсами; |
| Обучающиеся принимают обсуждение в корректировке заданий |
1.5. Определение форм выражения итогов проекта (электронная презентация –книга, читательский дневник, блог, форум и т.д.) | Учитель (и библиотекарь) принимает участие в обсуждении. | Обучающиеся в парах обсуждают формы представления результата. |
2.Разработка проекта. | Консультирует, координирует и стимулирует деятельность обучающихся | Осуществляют поисково-исследовательскую деятельность |
3. Оформление результатов А) оформление конечных результатов; Б) анализ полученных данных. | Консультирует, координирует и стимулирует деятельность обучающихся | Оформляют результаты |
4. Презентация и защита проекта А) подведение итогов, корректировка данных, выводы; Б) творческие отчеты обучающихся, создание и просмотр презентации «Читательский дневник». | Организует экспертизу (учителя, родители, обучающиеся других классов) | Докладывают в выбранной форме о результатах работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность, деятельность своих помощников (в д.случае-библиотекарь), учитывает оценки детей | Оценивают свою работу (инд, в паре, группе) с учетом работы других. |
В.Г.Распутин
В задачи координатора (библиотекаря) и автора проекта (учитель работает в сотрудничестве со школьной библиотекой) входит задача консультирования обучающихся по грамотному использованию источников и ресурсов в своих исследованиях, предполагается перед началом работы по проекту провести занятие, посвященное авторскому праву, для которого можно подготовит не только презентацию, но и провести с ребятами разминку «Что мы знаем о понятии авторское право»
Учитель:Какая работа над книгами, чтением обходится без вопросов? Спрашивая и отвечая — мы размышляем о проблемах, донесенных до нас автором произведения…
Краткие сведения о произведениях писателя (можно сделать отсылку к Википедии : Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937) — русский писатель, публицист. 1987 — Герой Социалистического Труда. Среди произведений — “Деньги для Марии” (1967), “Последний срок” (1970), “Прощание с Матерой” (1976), “Век живи — век люби” (1982), “Пожар”(1985).
Придумайте вопросы к интернет-анкетированию своих друзей-читателей по прочитанной книге В.Распутина или литературным персонажам из его книг (предполагается работа над произведениями: «Уроки французского» (рассказ, изучаемый в 6 классе, «Живи и помни», «Последний срок» и т.д.)
Создайте свою анкету в Google.
Разместите ее на своей страничке в соц.сетях Интернета, блоге, форуме (по выбору).
Как решается проблема нравственного и безнравственного поведения человека в произведении В.Распутина «Живи и помни» («Уроки французского» , «Последний срок», «Пожар» и т.д.)?
Какие нравственные категории поднимает писатель своих произведениях?
Как относятся его герои и автор к поступкам, обесценивающих нравственность?
Учитель: Основной проблемный вопрос, над которым предстоит задуматься вам, — В чем заключается основная трагедия героев книг В.Г.Распутина (о нравственности и ее «облегченном» аналоге) и как этот проект может помочь вам, подросткам в осмыслении окружающей действительности и собственном личностном становлении?
Рабочие пары (группы) школьников будут исследовать эту проблему по-разному:
Первая рабочая пара (группа), читающая книгу «Последний срок» , попытается ответить на вопрос «В чем по мнению героев заключаются истинные и второстепенные ценности?». Результатом работы пары (группы) девятиклассников явится «мозговой штурм» по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над Опросником Можем ли мы отличить истинные от второстепенных ценностей?
Вторая пара (группа), читающая «Живи и помни», ищет ответ на вопрос «Почему человек без памяти становится «перекати-полем»?». Результатом работы группы станет коллективная работа над Лентой времени судеб трех поколений с комментариями
Третья группа, читающая книгу этого же автора «Пожар», исследует вопрос «К чему приводит разрушение памяти человека?». Результатом работы этой группы может стать коллективная работа над эссе по теме и «издание» ее в виде книги-электронной презентации (читательский дневник)
10 слов, характеризующих содержание книги Стрелковой И.И. В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве о писателе Сибири:
Сибирь
Деревня
Матёра
Старуха
Память
Истинные и второстепенные ценности
Перекати-поле
Прощание
Бог
Совесть
Вопрос для исследования:
«В чем по мнению героев заключаются истинные и второстепенные ценности?»
Цель исследования:
прочитать книгу В.Г.Распутина «Последний срок»
разобраться в том, что такое истинные и второстепенные ценности
понять что такое «облегченная нравственность», и как это понятие формулируется В. Распутиным в книге
Результатом работы пары (группы) девятиклассников явится работа над Опросником, созданным в Гугл (соц.сетях, форуме, блоге) по теме Можем ли мы отличить истинные ценности от второстепенных? и «мозговой штурм» в библиотеке по теме Можем ли мы отличить истинные ценности от второстепенных?
ОПРОСНИК
Начало формы
Выберите из списка названий ценностей те, которые вы отнесли бы к истинным:
Доброта мудрость истина красота любовь к людям и природе любовь к деньгам любовь к власти желание власти страсть зависть гражданская ответственность успех милосердие сострадание другое.
Выберите из списка название ценностей, которые вы бы отнесли к второстепенным любовь к близкому человеку лукавство желание власти зависть любовь к деньгам доброта долг чувство сострадания жалость успех другое
Конец формы
Вопрос для исследования:
«Почему человек без памяти становится «перекати-полем»?»
Цель исследования:
прочитать книгу В.Г.Распутина «Живи и помни»
разобраться в трагедии трех поколений героев книги
понять что такое «облегченная нравственность», и как это понятие формулируется В. Распутиным в книге
Результатом работы пары (группы) станет работа над Лентой времени, представляющей судьбы трех поколений с комментариями
Вопрос для исследования:
«К чему приводит разрушение памяти человека?»
Цель исследования:
прочитать книгу В.Г.Распутина «Пожар», «Уроки французского»
попытаться разобраться в том, почему люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения, почему люди перестали сострадать и потеряли чувство собственного достоинства
понять что такое «облегченная нравственность», и как это понятие формулируется В. Распутиным в книгах
Результатом работы этой пары (группы) старшеклассников может стать работа над эссе по теме (читательским дневником) и «издание» ее в виде книги-презентации
1 этап: Найти в Википедии информацию о писателе В.Г.Распутине, разместить ссылки в Закладках, разместить найденные фотографии писателя и иллюстрации к выбранной для чтения книге, из YouTube подобрать видеоролики по сюжетам выбранной книги писателя
2 этап: Прочитать книгу (каждой паре (группе)-своя), ответить на вопросы на понимание содержания книги, заданные библиотекарем в Сети (в соответствующей группе Faсebook или вКонтакте, и, др., может быть, в созданном форуме, по Эл.почте)
3 этап: Коллективное обсуждение в Сети (форум) философской подоплеки книг автора
4 этап: Разработать презентацию исследования в выбранной форме — Ленте времени с комментариями, Анкете презентации-книге (эссе, чит.дневник). Разместить их в Сети.
5 этап: Презентация исследований в библиотеке. Награждение лучших.
Формулировка ответа на вопрос: Что такое понятие «облегченная нравственность» и как она формулируется в книгах В.Распутина и изученной литературе по теме?
умение рассуждать по теме книг В.Г.Распутина (в том числе, сетевых обсуждениях, размещенных комментариях, сформулированных вопросах-ответах анкеты и эссе)
аккуратность и эстетичность представляемого исследования группой подростков-девятиклассников
грамотность и др.
Итоги (Рефлексия)
В проведенном исследовании мне было интересно…
В проведенном исследовании я сделал…
В проведенном исследовании меня удивило…
В проведенном исследовании было трудно…
В проведенном исследовании я научился(-лась)…
В проведенном исследовании мне понравилось…
Библиография
Давыденко Т. В., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия. Белгород. Белгородский государственный университет. 2002.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.:Изд-во НИИ шк. технологий, 2005.
Стрелкова И.И. В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.; с электронными и справочными ресурсами;
Приложение № 1.
Читательский дневник (пример, обязательно в виде книги-презентации)
В. Распутин «Уроки французского».
Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.
В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это пойти. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем. Проблема памяти, чувства достоинства, сострадания, теплоты и участия.
Приложение № 2.
Эссе «Что такое «облегченная нравственность?»
Проблема нравственности в наше время стала особенно актуальной. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра или качественную подмену их -так называемый, «облегченный вариант нравственности».
В произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.
Повесть «Последний срок», которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности — алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести. В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей. Не нашли времени и для матери — самого родного человека. Для них на первом месте стоит «Я», а затем всё остальное. Распутин показал оскудение морали современных людей и его последствия.
Приложение № 3.
Как решается проблема нравственного и безнравственного поведения человека в произведении В.Распутина «Живи и помни» («Уроки французского» , «Последний срок», «Пожар» и т.д.)?
Какие нравственные категории поднимает писатель своих произведениях?
Как относятся его герои и автор к поступкам, обесценивающих нравственность?
Приложение № 5.
Лента времени
Трагизм | Молодое поколение, герои | Трагизм | |
|
|
|
|
Приложение № 6
ОПРОСНИК
Начало формы
Выберите из списка названий ценностей те, которые вы отнесли бы к истинным:
Доброта мудрость истина красота любовь к людям и природе любовь к деньгам любовь к власти желание власти страсть зависть гражданская ответственность успех милосердие сострадание другое.
Выберите из списка название ценностей, которые вы бы отнесли к второстепенным любовь к близкому человеку лукавство желание власти зависть любовь к деньгам доброта долг чувство сострадания жалость успех другое