КАМСКОУСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КАМСКОУСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
« ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»
Урок разработан
Федотовой Гульсум Марсовной, учителем химии Камскоустьинской средней общеобразовательной школы Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
пгт Камское Устье
Тема: обобщающий урок по теме « Основные классы неорганической химии»
Цель: систематизировать и закрепить знания по основным классам химии: оксиды, кислоты, соли, основания; закрепить вычислительные и практические навыки; развить представления о веществах; активизировать познавательный интерес учащихся, их самостоятельность, а также привить навыки выполнения практических работ и соблюдения правил техники безопасности при их выполнении .
Оборудование: магнитофон, компьютер и мультимедиа, табличка «жюри», номера на столы, карточки «настроения», карта следования, флажки
( красные – 5 баллов, зеленые – 4 балла, желтые – 3 балла), скотч, 4 фломастера, карточки учета (для жюри), бочонки с номерами (для кроссворда), кристаллизатор, вопросы кроссворда, полотно кроссворда, карточки с формулами ( для домика), два домика (для жителей государств), химическое колесо, кодовые карточки, конверты с заданиями, карточки с формулами оксидов, кислот, солей, оснований, карточки с типами химических реакций, оборудование для практической части урока.
Этапы игры:
Холм Творчества (приветствие)
Холм Памяти (разминка)
Холм Знаний (конкурс «Знайка»)
Холм Опроса (конкурс капитанов)
Холм Умений (конкурс «Проверь себя»)
Вершина Совершенства (домашнее задание).
Оформление: на доске находятся 2 полотна для кроссворда, девиз, этапы игры;
на столе жюри табличка, карточки учета, где члены жюри отмечают прохождение командами этапов игры, флажки, компьютер и мультимедиа, скотч, карта следования на планшете; на ученических столах: карточки «настроения», периодическая таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, химическое колесо, кодовые карточки, оборудование для практической части.
Урок проходит в виде КВН, заседания — Клуба Веселых Химиков. На протяжении урока звучит музыка.
Проводится очередное заседание клуба веселых химиков по теме:
« Основные классы неорганической химии» под девизом: « Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Судится игра учащимися 10 -11 классов.
Для начала игры определяется эмоциональное состояние и общая атмосфера в группах. У каждого из участников игры имеются карточки 4-х цветов, игрокам нужно поднять ту, которая соответствует их настроению.
Напоминание:
Красная карточка– отличное;
— 1 —
Зеленая карточка — приятное;
Синяя карточка- грустное;
Желтая карточка– трудно сказать.
После определения эмоционального состояния игроков происходит знакомство с командами и их капитанами. Раскопки на Холме Творчества – на этом этапе происходит приветствие команд.
Как вы знаете, путь по стране Химии долгий и требует упорства, а чтобы многое узнать и многому научиться, необходимо совершить раскопки на Холмах Памяти, Знаний и Умений, чтобы добраться до Вершины Совершенства.
Холм Памяти – разминка команд, для этого этапа на доске расположены полотно кроссвордов, а на демонстрационном столе находится кристаллизатор с бочонками. Бочонки имеют нумерацию, которая соответствует номеру задания в кроссворде.
Кроссворд 1
Какой ученый в 1776 году установил свойства водорода и указал отличия его от других газов?
задания кроссворда:
самый распространенный элемент земной коры
названия солей серной кислоты
химический знак — Pb.
взаимодействие вещества с кислородом относится к реакциям …
свойство атомов присоединять определенное число атомов другого элемента называется …
продукт горения реакции.
угольная, сернистая, фосфорная — это …
фамилия ученого, который получил кислород в чистом виде
Кроссворд 2
Какой ученый установил, что кислород является составной частью воздуха?
ученый, получивший кислород из оксида ртути (II)
газ, входящий в состав воздуха
ученый, определивший молекулярный объем газов
вещества, вносимые в почву для подкормки растений
соль угольной кислоты
вещества, ускоряющие ход химической реакции
химический знак – Cu
реакция кислорода с веществами, протекающая с выделением тепла и света
— 2 –
Кроссворд 1
— 3 —
Перед нами Холм Знаний. Здесь оставили свои автографы члены известных вам семейств. Найдите каждому из них место в этом домике ( по одному представителю от команд подходят к столу, берут табличку с формулами, определяют класс соединений и помещают в свой домик).
Н2SO4
Ва(ОН)2
0ОН)2
Р2О5
AL2(SO4)3
SO3
Na3PO4
— 4 —
оксиды
кислоты
основания
соли
А теперь химическое колесо:
на внутреннем диске — формулы соединений: кислоты, основания, оксида, соли;
на среднем диске – классификация веществ;
на внешнем диске даны названия веществ.
5
НСL
N2O5
KOH
K2S
2
3
4
1
6
7
8
1. – средняя соль
2. – бескислородная
кислота
3. – кислотный оксид
4. – щелочь
5. – сульфид калия
6. –соляная кислота
7. – оксид азота (V)
8. – гидроксид калия
— 5 —
В закодированных карточках найдите правильную формулу соли или формулу оксида, основания.
Сульфит калия | ||
Fe(OH)2
| KSO3 | |
Fe(OH)3
| K2SO3 | |
Fe2(OH)6 | K3SO3
| |
Оксид серы (VI) | Нитрат натрия | |
S2O3
| Na3NO3 | |
SO3
| Na2NO3 | |
S2O6
| NaNO3 |
Ответ -23.
Вот и Холм Опроса. К доске выходят капитаны. Им нужно решить задачи.
Задача №1. Какая соль образуется, если к раствору, содержащему фосфорную кислоту массой 4,9г, добавили гидроксид калия массой 2,8г? Рассчитайте массу полученной соли.
Задача №2. Смесь, образовавшуюся при сливании растворов, содержащих 10г гидроксида натрия и 14,7г серной кислоты, выпарили досуха. Вычислить массу сухого остатка.
Затем учитель вместе с учащимися вспоминает основные правила техники безопасности при работе с химическими веществами.
А теперь Холм Умений. Каждой команде дается задание по определению веществ.
— 6 —
Химия – это волшебная наука, и каждый из вас хотел бы ненадолго стать волшебником. Сейчас у вас есть такая возможность. Из имеющихся цепочек превращений получите соответствующие вещества.
Игра закончена. Сначала определяем эмоциональное состояние и сравниваем его с тем, которое было в начале игры.
Заключительное слово жюри. Можно дать слово ребятам.