Конспект
открытого урока по географии
учителя географии Ревякиной Н.И.
МБОУ «Лицей №2» г. Дзержинский
Класс: 8 «А»
Предмет: физическая география России
Тема урока: «Типы климатов России».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Ведущие методы:
▪ коммуникативный;
▪ исследовательский;
▪ проблемный;
▪ аналитический;
Формы обучения:
▪ фронтальная;
▪ групповая;
▪ обучение на знание и опыт ребенка;
▪ практическая.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся основными типами климатов России;
закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»;
способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей);
Воспитательные:
Развивать монологическую речь учащихся;
Воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.
Развивающие:
развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному
поиску знаний;
развивать умение составлять характеристику климата по плану;
продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации;
способствовать развитию исследовательской деятельности.
Оборудование. Физическая и климатическая карта России, географические атласы VIII класса, тексты справочных пособий по географии.
Структура урока:
Организационный момент.
Первичное применение ЗУН при выполнении задания.
Развитие новых ЗУН в процессе урока.
Сообщения по творческим заданиям.
Выполнение заданий на уроке.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Выставление оценок.
Принципы проведения урока:
последовательность;
активность детей в подготовке домашнего задания;
доступность в обучении;
наглядность в обучении;
применение техники.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок, посвященный типам климата России.
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег — любое время года
Надо благодарно принимать…
1. Что называют погодой?
2. Что такое климат?
1). Тема урока: «Типы климатов России».
Наша задача – составить характеристику климатов России, совершив путешествие с севера на юг.
2). Ребята, откройте рабочие тетради, запишите число, месяц и тему урока.
3). Подготовьте атласы и контурные карты для выполнения практического задания.
4). По ходу урока выполняйте задания в ОЛК, которые необходимо подписать и сдать в конце урока на проверку.
II. Актуализация знаний.
А) Устные вопросы.
— Назовите климатообразующие факторы. (ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, рельеф)
— Назовите основные элементы климата. (Температура, количество осадков и распределение по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, ВМ)
— Как распределяются осадки? (Неравномерно, уменьшается с запада на восток, на Дальнем Востоке снова увеличивается)
Что такое коэффициент увлажнения?
Учитель: Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию изменений в природе, которые помогают автору рассказать о месте и времени изображаемых событий.
Б) Определите, по описанию, о какой территории идёт речь: отрывки из художественных произведений — территория. (Приложение №1)
Ответы: А-3, Б-4, В-2, Г-1
Какой можно сделать вывод? (Климат России разнообразный)
III. Изучение новой темы.
Типы климатов на территории России.
— В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории, различаются и особенности климата.
— Посмотрите на климатическую карту и скажите, в каких климатических поясах располагается Россия?
— Какие пояса основные?
— Какие переходные?
— Самый большой по площади пояс.
— Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются с запада на восток температура, количество осадков)
— Какие показатели характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие ВМ)
А) Установите соответствие. (Задание №1 в опорном конспекте )
Б) Самостоятельная работа. (Выполнение задания №2 в опорном конспекте).
Физкультминутка.
2. Учитель. Для работы над созданием характеристики климатов России вы объединились в группы, которые будут изучать главные элементы климата и давать характеристику.
1. Изучите дидактический материал (Приложение 2).
2. Распределите задания в группе.
3. Выполните задания, используя дополнительный материал (Приложение 3) и совместно оформите инструктивную карточку (Приложение 4).
4. Подготовить материал к докладу.
Учитель. Есть ли у вас вопросы?
На работу в группах дается 5-7 минут. Оцениваться работа будет по серии баллов, набранных за работу (Приложение 5). В результате мы с вами получим полную информацию о работе.
3. Выступление представителей групп с результатами работы.
(Демонстрация презентаций учащихся, как опережающего задания).
4. Закрепление нового материала. Теоретический тур «В поисках истины»
(Выполнение задания №3 в опорном конспекте).
Подведение итогов работы по серии баллов (Приложение 5).
Домашнее задание § 10
Литература.
И. И. Баринова «Поурочные разработки по географии России» к учебнику И. И. Бариновой. «География России. Природа. 8 класс». «Экзамен», Москва, 2008.
Е А. Жижина «Поурочные разработки по географии» 8 класс. «Вако», Москва 2004
Н. Ю. Маркова «Уроки географии 8-9 класса. Мастер-класс»
«Дрофа», Москва 2006
Н. Н. Перепечева «География. Природа России. Поурочные планы» «Учитель»,
Волгоград 2005
«Современный урок географии», часть 5. Методические разработки уроков по
курсу «География России.8 класс». «Школьная пресса», Москва 2003