Конспект урока по Географии «Типы климатов России» 8 класс

Конспект

открытого урока по географии

учителя географии Ревякиной Н.И.

МБОУ «Лицей №2» г. Дзержинский

Класс: 8 «А»

Предмет: физическая география России

Тема урока: «Типы климатов России».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Ведущие методы:

коммуникативный;

исследовательский;

проблемный;

аналитический;

Формы обучения:

фронтальная;

групповая;

обучение на знание и опыт ребенка;

практическая.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся основными типами климатов России;

  • закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»;

  • способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей);

Воспитательные:

  • Развивать монологическую речь учащихся;

  • Воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.

Развивающие:

  • развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному

поиску знаний;

  • развивать умение составлять характеристику климата по плану;

  • продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации;

  • способствовать развитию исследовательской деятельности.

Оборудование. Физическая и климатическая карта России, географические атласы VIII класса, тексты справочных пособий по географии.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Первичное применение ЗУН при выполнении задания.

  3. Развитие новых ЗУН в процессе урока.

  4. Сообщения по творческим заданиям.

  5. Выполнение заданий на уроке.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание.

  8. Выставление оценок.

Принципы проведения урока:

  1. последовательность;

  2. активность детей в подготовке домашнего задания;

  3. доступность в обучении;

  4. наглядность в обучении;

  5. применение техники.


Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок, посвященный типам климата России.

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать.

Дождь ли снег — любое время года

Надо благодарно принимать…

1. Что называют погодой?

2. Что такое климат?

1). Тема урока: «Типы климатов России».

Наша задача – составить характеристику климатов России, совершив путешествие с севера на юг.

2). Ребята, откройте рабочие тетради, запишите число, месяц и тему урока.

3). Подготовьте атласы и контурные карты для выполнения практического задания.

4). По ходу урока выполняйте задания в ОЛК, которые необходимо подписать и сдать в конце урока на проверку.

II. Актуализация знаний.

А) Устные вопросы.

— Назовите климатообразующие факторы. (ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, рельеф)

— Назовите основные элементы климата. (Температура, количество осадков и распределение по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, ВМ)

— Как распределяются осадки? (Неравномерно, уменьшается с запада на восток, на Дальнем Востоке снова увеличивается)

    • Что такое коэффициент увлажнения?

Учитель: Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию изменений в природе, которые помогают автору рассказать о месте и времени изображаемых событий.

Б) Определите, по описанию, о какой территории идёт речь: отрывки из художественных произведений — территория. (Приложение №1)

Ответы: А-3, Б-4, В-2, Г-1

Какой можно сделать вывод? (Климат России разнообразный)

III. Изучение новой темы.

  1. Типы климатов на территории России.

— В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории, различаются и особенности климата.

— Посмотрите на климатическую карту и скажите, в каких климатических поясах располагается Россия?

— Какие пояса основные?

— Какие переходные?

— Самый большой по площади пояс.

— Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются с запада на восток температура, количество осадков)

— Какие показатели характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие ВМ)

А) Установите соответствие. (Задание №1 в опорном конспекте )

Б) Самостоятельная работа. (Выполнение задания №2 в опорном конспекте).


Физкультминутка.


2. Учитель. Для работы над созданием характеристики климатов России вы объединились в группы, которые будут изучать главные элементы климата и давать характеристику.

1. Изучите дидактический материал (Приложение 2).

2. Распределите задания в группе.

3. Выполните задания, используя дополнительный материал (Приложение 3) и совместно оформите инструктивную карточку (Приложение 4).

4. Подготовить материал к докладу.

Учитель. Есть ли у вас вопросы?

На работу в группах дается 5-7 минут. Оцениваться работа будет по серии баллов, набранных за работу (Приложение 5). В результате мы с вами получим полную информацию о работе.

3. Выступление представителей групп с результатами работы.

(Демонстрация презентаций учащихся, как опережающего задания).


4. Закрепление нового материала. Теоретический тур «В поисках истины»

(Выполнение задания №3 в опорном конспекте).


  1. Подведение итогов работы по серии баллов (Приложение 5).


Домашнее задание § 10










Литература.


  1. И. И. Баринова «Поурочные разработки по географии России» к учебнику И. И. Бариновой. «География России. Природа. 8 класс». «Экзамен», Москва, 2008.


  1. Е А. Жижина «Поурочные разработки по географии» 8 класс. «Вако», Москва 2004


  1. Н. Ю. Маркова «Уроки географии 8-9 класса. Мастер-класс»

  2. «Дрофа», Москва 2006


  1. Н. Н. Перепечева «География. Природа России. Поурочные планы» «Учитель»,

Волгоград 2005

  1. «Современный урок географии», часть 5. Методические разработки уроков по

курсу «География России.8 класс». «Школьная пресса», Москва 2003


Свежие документы:  Урок истории в 5 классе "Рабство в Древнем Риме"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: