Подготовила и провела: Эдиева Татьяна Павловна учитель начальных классов средней школы-гимназии с. Ушконыр, Карасайского района, Алматинской области.
Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе совершенствования умения распознавать самостоятельные и служебные части речи.
Планируемые результаты:
1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся.
2. Метапредметные: (целеполагание, планирование, контроль, оценка; операции анализа, сравнения, обобщения).
3. Предметные: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
4.Воспитывать в процессе урока чувство интернациолизма и патриотизма к Родине.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
компьютеры ;
интерактивная доска (ИД);
мультимедийный проектор;
учебники;
тетради ;
карточки с заданиями;
пазлы.
ХОД УРОКА:
Организационный момент ( Добрый день уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в нашей школе, на уроке русского языка в 4 «В» классе…Ребята,повернитесь к нашим гостям и подарите свои улыбки для хорошего настроения. Выпрямили спины,настроились на урок,тихо сели.
(Звучит казахский кюй« Алатау») Наша большая Родина- это Казахстан ,наша независимая страна,в которой под большим и уютным шаныраком живут люди разных национальностей. Но я хочу сегодня начать наш урок с небольшого знакомства с нашей малой Родиной,селом,в котором родился наш президент,в котором живем мы и наши дети. (презентация №1)
2. Деление на группы при помощи пазловой системы.
3.Проверка домашнего задания:
(На прошлом уроке ребятам было дано задание дома написать эссе на тему : « Дружба народов».Мы для вас подготовили небольшую выставку детских работ. А сейчас ребята зачитают несколько сочинений….Читаются два эссе авторами)
-На протяжении всего урока мы постараемся работать дружно и слаженно, так как дружба творит чудеса.
4. Актуализация опорных знаний:
Сейчас мы активируем нашу мозговую систему работой по вопросам, а поможет мне сегодня лошадка-Всезнайка….. Я бросаю вам ее и задаю вопрос, ответив на него- возвращаете мне лошадь.
(« Мозговая атака» на пройденный материал)
— Что такое алфавит?
-Сколько в русском языке букв?
— Что такое буквы и звуки? Как их различить?
-Какие буквы имеют два звука и в каких случаях это происходит?
-Что такое состав слова? Из каких частей оно состоит?
— Что такое синонимы?Антонимы?
— Приведите пример.
Сейчас я хочу прочитать Вам сказку…
Как Морфология порядок навела
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха — никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. » Без командира нам не обойтись, — решили слова. — Призовём-ка мы на помощь Морфологию!»
— Кто из вас обозначает предмет? — спросила Морфология у слов.
— Мы обозначаем предмет, — ответили одни.
— А какие формы у вас есть?
— Род, число, падеж.
— А что вы умеете делать?
— Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
— Становитесь под знамя » Имя существительное», — приказала Морфология.
— А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! — отрапортовали другие слова.
— Становитесь под знамя «Глагол», — ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология — командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой — мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна — строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.
5.Постановка темы урока.
-Как вы догадались, тема нашего урока– «Части речи». Откройте тетради, запишите число, классная работа, минутку чистописания….
6. Фронтальная беседа:
— О каком разделе грамматике идет речь в сказке?
— Что изучает раздел морфология?
-На какие две группы делятся части речи?
(Составление рабочего кластера на доске по самостоятельны и служебным частям речи)
Служебные части речи | |
1.Имя существительное | 1.Предлоги |
2.Имя прилагательное | 2. Союзы |
3. Глагол | 3.Частицы |
4.Местоимение |
|
5.Имя числительное |
|
Служебные части речи | |
1. Можно задать вопрос.
| 1. Нельзя задать вопрос.
|
2. Являются членами предложения.
| 2. Не являются членом предложения.
|
3. Имеют лексическое значение. | 3. Не имеют лексического значения. |
5. Самостоятельная работа в группах:
( Откройте учебники на странице……….,выполняем упражнение№…….,обсудите в группе,как будете выполнять его.
Физкультминутка
6. Закрепление материала:
(4человека работают у доски по карточкам)
1.Запись предложений с карточки и выполнение синтаксического разбора.
2.Сконение словосочетания по падежам.
3.Записать предложения и определить к какой части речи они относятся.
4.Составить из слов предложения и сделать морфологический разбор слова.
Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.
(А мы продолжаем работу.Прошу подойти ко мне по одному члену от группы и взять конверт.В каждом конверте карточка со словом. На это слово составляем группой один общий синквейн. Давайте вспомним,что такое синквейн и какова его последовательность?) Звучит кюй « «
Слова: Страна Дружба Мир Народ
7. Домашнее задание: страница……..,упражнение №……….
8. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока. Рефлексия. — Удалось ли достичь цели урока, решить поставленные задачи? Что помогало в этом, что препятствовало? Какой опыт мы будем использовать в дальнейшем?
(Оценивание проводят наблюдатели-оценщики в группах)
Мы живем в мирной и счастливой стране Казахстан, в стране этой живут люди разных национальностей и народностей. Все мы живем в мире и согласии благодаря политике нашего президента Н.А. Назарбаева. Где дружба-там мир и процветание страны!Мы- за дружбу наших братских народов .
А урок мы хотим закончить презентацией ,которую выполнил ученик нашего класса Чалабов Али.
(Презентация о дружбе народов)