Конспект урока на тему «Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей»


Конспект урока обучение грамоте

Учитель начальных классов

Зинина Лилия Владимировна

МБОУ СОШ №5 город Ноябрьск ЯНАО


Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества; проявлять уважение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.

Метапредметные (МПР): регулятивные: — понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: — находить в тексте ответы на вопросы;

— определять основную мысль текста;

— классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); группировать и классифицировать все изученные буквы.

коммуникативные: — составлять рассказы о профессиях;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— выполнять правила работы в паре.

Предметные: — выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;

— определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; формировать и развивать гражданскую идентичность на основе духовных и культурных ценностей России; формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью; развивать речь, память, мышление.

Задачи урока:

— учить звуковому и сравнительному анализу слов;

— способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

— продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;

— развивать фонематическую и устную речь;

— воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;

— воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;

— воспитывать культуру поведения на уроке;

— воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование урока: «лента букв», «слоговая таблица», учебник В.Г. Горецкого «Азбука» (у каждого обучающегося), карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, карточки-смайлики, предметные рисунки.





Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность педагога

Деятельность ученика

1. Организационный момент

ЛР Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

МПР самоконтроль; самооценка;

ПР Предметная готовность к предстоящей деятельности.

1. Включить детей в деятельность.

2. Организовать самооценку предстоящей деятельности

3. Воспитывать культуру поведения на уроке.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

— Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

— Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

3. Создание эмоционального настроя урока.

— Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

4. Мотивация учебной деятельности.

— Сегодня мы с вами отправимся в мир профессий, для этого нужно выполнить определенные задания.


Выполняют самооценку готовности:

-выбор учебных принадлежностей

-аккуратность их расположения на столе;



Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

2. Актуализация знаний

ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; группировать и классифицировать все изученные буквы.

ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее.


1. Активизи-ровать знания, умения и навыки по теме урока.

2. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.


Учитель предъявляет задания.

1. Работа по «ленте букв»:

— Для чего на уроке мы используем «ленту букв»?

— Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка.

— На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных.

— На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных.

— Определите, о каком звуке идет речь: глухой согласный звук, который есть в словах кот, окунь;

— Гласный, который обозначает мягкость согласного звука; во всех позициях обозначает один звук.

— Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.

2. Работа по слоговой таблице.

Предъявляется слоговая таблица.

— Для чего мы используем слоговую таблицу?

Учитель предъявляет задания:

Задание для детей, испытывающих трудности при обучении слоговому чтению: Чем различаются слоги каждого столбика (строки)? Прочитайте их. Прочитайте, ориентируйтесь на согласную букву.

— Составьте слова, в которых два (три) слога.

3. Игровое упражнение «Угадай букву»

— Определите на ощупь буквы.

Учитель предъявляет буквы: И, Л, А, С.

— Составьте из этих букв слова. В словах могут использоваться только эти буквы.

— Мы повторили буквы, признаки гласных и согласных звуков.

Ученики слушают задания, отвечают на вопросы

— Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки.

— Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.

Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные.

Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.



— Это звук [к].


— Это звук [и], во всех позициях обозначает один звук; обозначает мягкость согласного.

Дети фиксируют результаты и значение предыдущей работы для изучения новой темы.

Ученики фиксируют внимание на слоговой таблице.

— Чтение слогов поможет научиться слоговому чтению.

Слушают задания.

Читают слоги по заданию учителя.

— Слоги различаются согласными буквами. Читают слоги с опорой на гласный. Слоги различаются гласными буквами. Читают слоги.

Дети называют слова, подсчитывают количество слогов в слове.

Задание предъявляется детям, которые испытывают трудности запоминания букв русского алфавита. Ученики выходят к доске, на ощупь с закрытыми глазами определяет буквы: И, Л, А, С; составляют слова, проверяют данные буквы.

3. Постановка учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.

МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя.

ПР: иметь предс-тавление о неизу-ченном предме-тном содержании и способах его применения.

1. Определить тему и цель урока.

2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.

Учитель предъявляет задание:

— Отгадайте загадки: (приложение 2)

— Какая буква пропущена в слове * ИЛА? * ЛОТНИК?

— Без какой буквы нельзя написать эти слова?

Учитель предъявляет задание с опорой на содержание страницы учебника:

— Определите тему урока. Откройте учебник на странице 79. Проверьте себя по учебнику. Прочитайте тему урока.

— Определить цель урока. Опишите, чему вы будете учиться при изучении новой буквы.




— Мы определили тему и цель работы на уроке.

Ученики слушают задание.

Отгадывают загадки.

— Пропущена первая буква. Это буква П. Это пила. Это плотник.

— Для того чтобы написать эти слова, нужна буква п.

Ученики слушают задание, отвечают на вопросы.

Называют тему, читают название темы по учебнику.

— Мы будем выделять новые звуки, классифицировать звуки, познакомимся с тем, как пишется буква, будем читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

4. Решение учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.

МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

ПР: выделять новые звуки из слов, характери-зовать их, сравни-вать, обозначать буквой; определять место новой буквы на «ленте букв».

1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

2. Решать проблему с помощью выбранного метода.

Учитель предъявляет задания:

Логическое упражнение «Найди лишнее». Предъявляются рисунки: стол, рубанок, молоток, пила, клещи, топор.

— Какой предмет лишний? Назовите предметы одним словом?

— Найдите предмет, слоговая модель которого соответствует данной модели.

Выделение, характеристика звука [п,] на основе слоговой модели слова «пила».

— Кто работает этими инструментами?

Выделение, характеристика звука [п] на основе слоговой модели слова «плотник».

— Сравните звуки. К какой группе согласных звуков отнесете звуки [п] и [п,]? Дайте характеристику [п] и [п,], определите место на ленте букв.

5. Обозначение звуков буквой.

— Какой буквой обозначим звуки [п] и [п,]? На что похожа буква П?


Дети рассматривают предметные рисунки, выбирают лишний предмет, обосновывают свой выбор, называют предметы одним словом.



Выделяют звуков [п] и [п,] из слов пила и плотник, дают характеристику звуков. Дают определение понятию плотник.







Сравнивают звуки с опорой на алгоритм учебника. Дают характеристику, определяют место на ленте букв.


Называют букву. Предлагают свои ответы на вопрос.

5. Первичное закрепление.

ЛР: проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества; проявлять уважение к труду через знание и понимание значения профессий для общества.

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; классифицировать слова в соответствии со значением; составлять рассказы о профессиях; формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре.

ПР: читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух.

Решать типовые задания.

Закреплять способ их решения.


Работа с текстами и иллюстрациями Азбуки:

Чтение слогов (с. 79)

Задания: прочитайте слоги; дополните данные слоги до слов, (до слов, которые обозначают название профессий).

Чтение слов (с. 79)

Задания: прочитайте слова; прочитайте слова второго столбика. Что их объединяет? Чем занимается пилот? капитан? Каким словом можно заменить слово пилот? Прочитайте слова первого столбика. Какое слово обозначает профессию?

— Составьте предложение-ответ на вопрос. Чем занимается плотник? Что пилит плотник пилой?

!________ что делает? чем?. (что?).

— Придумайте вопросы, используя слова 2 столбика.

Чтение пословиц (с. 79)

Задания: Прочитайте и объясните пословицы. Назовите тему пословиц. Прочитайте пословицы о плотнике. Что из этих пословиц вы узнали об отношении к труду плотника? Как вы думаете, почему раньше ценился хороший плотник? Так какой работник высоко ценится у людей?

Работа по сюжетной картинке (с. 79)

Задания: Дайте имена детям. Кем мечтают стать дети? Составьте предложения о детях. Как называется инструмент в руках у Паши? Что он им делает? Кем хочет стать Паша? Кем вы хотели стать? Что вы знаете о профессии? Кем работают ваши родители?

Работа с текстом (с. 83).

Задания: Прочитайте текст друг другу. Следите, чтобы не было ошибок, останавливайтесь на точках, обсудите вопросы к тексту, найдите ответы на вопросы в тексте.

Фронтальная проверка работы.

Рефлексия по работе в паре: оцените чтение соседа (повторяются критерии оценки); оцените работу над заданиями к тексту: на какое количество вопросов вам удалось найти ответы (3-4 – отлично, 2 – хорошо, 1 – плохо).

Работа по сюжетной картинке (с.78): Кого вы видите на картинке? Что знаете о Петре I?

— Вы видите Петра I – русского царя. Петра I учился корабельному делу за границей. Потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье Балтийского моря Петр заложил город-крепость.

— Что вы знаете об этом городе? Пушкин восхищался гением Петра Великого и городом, который он основал. Вот что писал поэт. (Учитель читает).

— Кого еще вы здесь видите? Решение таких важных государственных дел связано с трудом многих людей.

Дети работают под руководством учителя с текстами и иллюстрациями учебника.

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.

— Пекарь, пасечник, пилот, повар.









— Что делает пилот? На чем плавает капитан? С помощью чего готовит повар?

— Тема пословиц – пословицы о труде.

— Из пословиц мы узнали, что ценится хороший плотник; он многое умеет делать; инструмент плотника – топор; когда хороший плотник работал, ему было жарко. Он помогал чинить серпы, плуги, строил дома. Ценится тот работник, который хорошо работает, многое умеет.

— Миша мечтает стать поваром. Бабушка учит Мишу готовить. Он испек пирожки.


Дети рассказывают о своей будущей профессии, о профессии мамы или папы.


Работа в паре.




Дети читают текст, отвечают на вопросы к тексту.

Оценка выставляется в виде смайлика: плохо, хорошо, отлично.



Ученики рассматривают сюжетную картинку. Отвечают на вопросы учителя.

Ученики слушают стихотворение А.С. Пушкина, рассматривают фотографии с изображением Санкт-Петербурга.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

ЛР: уметь оцени-вать результат работы; МПР: ко-нтролировать дей-ствия в процессе выполнения зада-ния; ПР: читать слоги, слова, текст вслух.

1. Самостоя-тельно решать типовые задачи.

2. Уметь прове-рить результат работы.

3. Почувство-вать себя успе-шным.

Учитель предъявляет карточки с индивидуальными заданиями.

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Учитель организует самопроверку работы учащимися на основе презентации.


Самостоятельная работа ученика.



Фронтальная проверка выполненной работы с использованием презентации.

7. Подведение итога урока.

ЛР: уметь оцени-вать результат своей работы.

МПР: оценивать свои достижения.

1. Рефлексия деятельности на уроке.

2. Самооценка собственной деятельности.

— Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий — печальный; было трудно работать – грустный.

Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке.

Ученики выбирают и показывают карточку-смайлик.

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Быть взрослым»




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: