Конспект урока для 3 класса «Золотое кольцо России»







Конспект открытого урока

в 3 классе

по теме


«Золотое кольцо России»











Подготовила

учитель начальных классов

Васильева Елена Николаевна










Тип урока: изучение нового материала, урок-путешествие (виртуальная экскурсия)

Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, познакомить учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.

Задачи урока:

  • учить вести исследовательскую работу;

  • развивать способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов;

  • формировать коммуникативные компетенции.

Средства обучения: презентация.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийная установка, карты Золотого кольца России для каждой группы, маршрутные листы с заданиями по городам в соответствии с маршрутом, фотографии достопримечательностей городов.


Ход и содержание урока


I. Организационный момент


Создание эмоционального фона

— Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь и подарите радость друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. Я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.


II. Изучение новой темы

1. Введение в тему

— Как вы понимаете, что такое кольцо?

— Какие бывают кольца?

— Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо (Слайд 1). Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название. Мы совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию по древним городам «Золотого кольца России».

— Каковы же цели нашего путешествия? (Слайд 2)

— Познакомиться с интересными древними городами России.

— Узнать об их достопримечательностях.

— Больше узнать об истории нашего государства.


О чём вам хотелось бы узнать, когда будем путешествовать? (Слайд 3)

1. Выяснить, что такое Золотое Кольцо?

2. Какие богатства оно в себе скрывает?

2. Почему в названии употребляются слова «кольцо» и «золотое»?


2. Гимнастика для глаз (Электронные физминутки, Галкина И.А.) (Слайд 4)


3. Работа по теме урока

— Сегодня на уроке вы не будете слушать мой рассказ, а будете самостоятельно изучать, наблюдать, исследовать. Значит мы с вами не просто экскурсанты, а исследователи. Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит то, что необходимо в любом путешествии – карта. (Слайд 5)

— Мы разделимся на группы, и каждая группа выберет себе город – остановку на маршруте. (Ученики выбирают карточки, лежащие на подносе). Руководитель группы заберёт у меня маршрутные листы с описанием города и заданиями, а также маршрутную карту нашего путешествия.

1 группа – Сергиев Посад

2 группа – Переславль-Залесский

3 группа – Ростов Великий

4группа – Ярославль

5 группа – Кострома

6 группа – Суздаль

7 группа – Владимир


4. Групповая аналитическая работа

Каждая группа получила лист исследования своего маршрута:

— название города, его герб;

— месторасположение;

— история, достопримечательности.

Дети в группах обсуждают задание, решают, кто будет отвечать.


5. Виртуальная экскурсия

— В путешествие мы отправимся на северо-восток от Москвы. Слово 1 группе.


  • Сергиев Посад (Слайды 6 — 10)

Выступление учащихся 1 группы.

Микроитог: Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, основавшего крупнейший в России монастырь — Троице-Сергиеву лавру.


  • Переславль-Залесский (Слайды 11 — 15)

Выступление учащихся 2 группы.

Микроитог: Основан в 1152 г. на пересечении торговых путей князем Юрием Долгоруким. На Плещеевом озере проходили военные учения под руководством самого Петра I, основателя военного флота России.


  • Ростов Великий (Слайды 16 — 19)

Выступление учащихся 3 группы.

Микроитог: Один из древнейших русских городов. Известен своими колокольными перезвонами, а также финифтью.


  • Физминутка (Релаксация под колокольный звон.)


  • Ярославль (Слайды 25 — 29)

Выступление учащихся 5 группы.

Микроитог: Основан Ярославом Мудрым в 1010 году. Родина первого русского общедоступного театра.


  • Кострома (Слайды 30 — 32)

Выступление учащихся 6 группы.

Микроитог: Основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году как крепость для защиты. Улицы расположены в виде веера.


  • Суздаль (Слайды 37 — 39)

Выступление учащихся 8 группы.

Микроитог: Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году. Город-музей.


  • Владимир (Слайды 40 — 41)

Выступление учащихся 9 группы.

Микроитог: Назван в честь основателя – Владимира Мономаха. Издавна славился Владимир иконописным промыслом.


III. Закрепление

— Назовите города Золотого кольца и покажите их на карте.


IV. Рефлексия. Итог урока

— Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же — кольцо?

— Давайте посмотрим на карту (Слайд 42). Эти города образовали кольцо.

— А кто может сказать, почему «золотое»?

— Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры.

Сегодня Золотое кольцо – символ российской истории, один из ярчайших памятников эпохи Древней Руси.


Города старинные –

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом. (В. Степанов)


Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей.

— Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд 43):

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Было трудно …

Я научился …

Я почувствовал …

Мне захотелось …


Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!


V. Оценка работы


VI. Домашнее задание

Домашнее задание (Слайд 44): подготовить сообщения об Угличе и Плёсе, вопросы к викторине о городах Золотого кольца.












ПРИЛОЖЕНИЕ

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Собаки друзья человека»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: