Конспект урока по литературе «Моя семья — моя крепость» (по повести Н. Абгарян «Манюня») 5 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа660.









Конспект урока по литературе
в 5 классе

«Моя семья – моя крепость»

(по повести Н.Абгарян «Манюня»).





подготовила

учитель русского языка и литературы

Малазония Изольда Борисовна



















г. Москва

2013г

Конспект урока.

Тема урока: «Моя семья — моя крепость» (по повести Н. Абгарян «Манюня»).

Цели урока:

  1. раскрыть нравственный смысл произведения (главы);

  2. совершенствовать навык выразительного чтения и чтения по ролям;

  3. учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

  4. учить четко отвечать на поставленные вопросы;

  5. совершенствовать библиографические навыки;

  6. развивать читательский интерес.

Оборудование: портрет писательницы, текст избранной главы.

Ход урока.

Организационный момент.

Слово учителя:

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем читать и обсуждать одну из глав автобиографической повести современной писательницы Нарине Абгарян «Манюня». Это одна из самых ярких детских книг о советском прошлом. Наринэ Абгарян – писатель начинающий, но уже нашедший свою тропку к сердцам многих читателей своей искренностью и безусловным талантом. Ее книги интересны и детям, и взрослым, полны искрометного юмора и оптимистичны.

Она москвичка, хотя родилась в Армении, высоко в горах, там живут ее родители, сестры и брат. Там, в небольшом городке Берд, прошло ее детство, которое совпало с последним пред перестроечным десятилетием советской поры. В Москву Абгарян переехала в начале 90-х годов, после окончания Ереванского университета. Продолжила свое лингвистическое образование, вышла замуж, преподает в русскую литературу и считает Россию второй родиной.

— Как вы понимаете — автобиографическая повесть? (Ответы учащихся).

— Верно. ( Если учащиеся затрудняются ответить можно дать определение автобиографической повести для записи в литературную тетрадь).

Автобиографическая повестьэто один из жанров литературы, произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя, написанное от первого лица.

— Назовите произведения из классической русской литературы, которые являются автобиографическими?

— А.Н. Толстого «Детство Никиты»

— С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

— А.М. Горький «Детство»

— Назовите произведения, в которых показан образ бабушки?

— А.М.Горький «Детство»…

— Кто являются главными героями этих произведений? (мальчики или девочки?)

— Какие взаимоотношения чаще всего складываются между бабушками и внуками?

— (ответы учащихся)

— как вы думаете почему?

-(ответы учащихся).

Слово учителя: все вы верно сказали. Бабушки все такие, потому что в большинстве своем прожили они трудную жизнь, многое повидали. Они Мудрые!

Мы не случайно сегодня заговорили об одном из главных ценностей в жизни человека-это СЕМЬЯ. Сегодня мы будем читать одну из глав замечательной автобиографической повести Нарине Абгарян «Манюня».

«Манюня» — это книга о детстве. И не просто о детстве, а о детстве моего поколения в советское время. Действие в повести происходит в небольшом провинциальном армянском городке, где все знают про всех всё, где большая армянская семья, в которой целых четыре дочери Абгарян соседствует с еврейской бабушкой и её внучкой Манюней. Автору удалось написать ее с редкой детской непосредственностью, юмором, невероятно живо. Это добрая и смешная книжка, которая способна объединить несколько поколений. Бабушки и дедушки — посокрушаются по поводу этих несносных детей, родители — вспомнят свои проделки, а вы ,быть может, увидите в персонажах «Манюни» единомышленников и добрых друзей. Эта повесть является одновременно — обаятельной, умной, озорной, доброй.

С автором этой книги однажды приключилась удивительная история. Она, то есть автор, как-то запнулась средь бела дня, стояла как вкопанная, ничего не делала, только сосредоточенно вспоминала свое детство. А потом села и написала книжку. И получилась история о Манюне, девочке, прекрасной во всех отношениях, и о замечательной ее семье, и о не менее замечательных друзьях.

Жили-были в городке Берд две семьи – Абгарян и Шац.

Семья Абгарян могла похвастаться замечательным и несгибаемым как скала папой Юрой, самоотверженной и прекрасной мамой Надей и четырьмя разнокалиберными и разновозрастными дочерьми – Наринэ, Каринэ, Гаянэ и Соня. Потом в этой счастливой семье родился долгожданный сын Айк, но случилось это спустя несколько лет после описываемых событий. Поэтому в повествовании фигурируют только четыре девочки. Папа Юра работал врачом, мама преподавала в школе русский язык и литературу.

А семья Шац могла похвастаться Ба.

Конечно, кроме Ба, семья Шац включала в себя еще двух человек: дядю Мишу – сына Ба, и Манюню, Дядимишину дочку и, соответственно, внучку Ба. Но похвастаться семья, в первую очередь, могла Ба. И лишь потом – всеми остальными не менее прекрасными членами. Дядя Миша работал инженером, Ба – мамой, бабушкой и домохозяйкой.

По ходу повествования у вас может сложиться впечатление, что Ба была вздорной, упертой и деспотичной особой. Это совсем не так. Или не совсем так. Ба была очень любящим, добрым, отзывчивым и преданным человеком. Если Ба не выводить из себя – она вообще казалась ангелом во плоти. Другое дело, что вызвериться Ба могла по любому, даже самому незначительному, поводу. И в этот нелегкий для мироздания час операция «Буря в пустыне» могла показаться детским лепетом по сравнению с тем, что умела устроить Ба! Легче было намести в совок и выкинуть за амбар последствия смерча, чем пережить шторм Бабырозиного разрушительного гнева.

А теперь, возьмите на ваших партах текст и прочтем главу из повести , которая называется « Манюня собирается в Адлер». Читать будем по ролям.

(Распределяем роли). Читается текст.

Примерные вопросы к тексту для обсуждения.

— С чего начинается повествование в этой главе?

— Знакома ли вам такая ситуация?

-Что заставляла мама делать девочек еженедельно? Как вы думаете почему?

— Куда девочки торопятся ?

— Что пекла Ба по воскресеньям?

— Почему девочки знают точный рецепт теста и начинки пирожков Ба?

— Какую новость сообщила мама девочкам?

— Как ведут себя сестры?

— Почему уборку девочки закончили в «рекордный срок»?

— Почему Манюня не оказалась под тутовым деревом?

— Почему Манюню наказала Ба?

— Как Карина восприняла, что пирожков не будет?

— Как об этом говорит Ба?

— Почему Манюня испортила тесто?

— Как девочки успокаивают Манюну?

— О чем они разговаривают?

— Расскажите историю с зонтиком.

— Почему Каринка заволновалась услышав про Америку?

— Что случилось с Маней?

— Как ведет себя бабушка? Манюня?

— Как ведут себя все в больнице?

— За что «потом влетело» Мане? От кого?

— Чем заканчивается эта глава?

— Что в этой главе самое важное?

— Каким человеком предстает перед нами Ба в этой главе? Подтвердите текстом.

Как вы думаете почему темой нашего урока является «Моя семья- моя крепость? – (Ответы учащихся).

Да. ребята, семья – это главное в жизни человека.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Попросите ваших родителей, чтобы они рассказали вам о своем детстве.







Использованные материалы.

1). livelib.ru

2). litres.ru



8


Свежие документы:  Конспект урока для 4-5 классов по теме: «Живой мир славянской природы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: