Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тогучинского района
Горновская начальная общеобразовательная школа
Урок окружающего мира
« Я — гражданин России»
для учащихся 3 классов
составила :
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Кириченко Ирина Васильевна
Р. п. Горный
Цели: формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Конституции.
Развивать кругозор, коммуникативные навыки посредством работы в группах. Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Воспитывать у учащихся граждански активных и социально значимых качеств,
Прививать навыки здоровых привычек.
Тип урока: Изучение нового материала
Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 3классе в течение 1 урока в рамках тематического блока «Дом как мир» и призвана сформировать у учащихся общее представление о том, что значит быть гражданином, о Конституции, о правах и обязанностях граждан России, ребёнка – младшего школьника.
Основные вопросы темы: понятия — гражданин, Конституция – основной закон государства, права и обязанности граждан.
Ожидаемые результаты обучения: в результате изучения данной темы учащиеся:
— получат представление о человеке как гражданине страны;
— ознакомятся с отдельными статьями Конституции Российской Федерации;
— узнают о правах и обязанностях младшего школьника.
План урока:
Организационный момент. Мотивация.
Изучение нового. Формирование понятий:
1 Гражданин России.Паспорт.
2. Родина.Практическая работа с пословицами о родине.
3. Символы страны Герб. Флаг.Гимн.
4. Президент России.
Физминутка
5. Конституция. Права и обязанности.
6. Самостоятельная работа по карточкам «Моя родина» (взаимопроверка -работа в паре)
Итог урока
Домашнее задание по выбору
1. Сочинение « Если бы я был президентом»
2.Рисунок «Я имею право»
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация.
Учитель
— Сегодня мы проведём урок, который очень важный для каждого из нас. Мне хочется начать его со стихотворения Романа Сефа
«Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе слесарь он,
В яслях он — родитель,
В кинотеатре — зритель,
А пришел на стадион —
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он — мечтатель в дни весны,
Он — защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду —
Гражданин своей страны!
— Какие здесь ключевые слова, в соответствии нашему уроку?
(Гражданин своей страны!)
Изучение нового .Формирование понятий:
1 Гражданин России.
С момента своего рождения, ребёнок, в нашей стране считается гражданином России.
Внимание вопрос!- А какое самое первое право он ( ребёнок) получает?
Ответ: Право на жизнь (ст .20)
Каждый человек помимо национальности имеет ещё и гражданство.
-Что является основанием для получения гражданства России?
Рождение на территории России ,при условии, что родители имеют российское гражданство даёт право ребёнку получения гражданства России.
А какой документ имеет каждый взрослый гражданин России? (паспорт)
2. Родина Слайд№2 –карта России
Чтение стихотворения подготовленным учеником
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы учащихся).
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Отношение человека к Родине выражено в пословицах.
У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить. Практическая работа с пословицами.
Человек без Родины … (что соловей без песни).
Родина-мать, …( умей за нее постоять).
Для Родины своей…( жизни не жалей).
На чужой стороне и…(весна не красна).
Жить -…(Родине служить)
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).
3. Символы страны К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России?
А кто может описать их? (Ответы учащихся).
Герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом
Флаг. Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу
Гимн– это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучше будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям Сергей Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
Показ слайда №3- изображение символов государства
4. Президент России. Назовите фамилию, имя и отчество действующего президента.
Владимир Владимирович Путин президент Российской Федерации.
В соответствии с основным законом страны Конституцией России, главой Российской Федерации является Президент.
Первым Президентом России был Борис Николаевич Ельцин с 1991 по 2000 годы.
7 мая 2000 года на пост Президента России был избран Владимир Владимирович Путин. Владимир Владимирович был главой государства до 2008 года.
В 2008г. на пост Президента России был избран Дмитрий Анатольевич Медведев.
В настоящее время Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент страны является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. Он направляет деятельность Правительства, в число важнейших забот которого входит оборона страны, государственная безопасность, развитие науки, культуры и образования, создание достойной жизни для своих граждан, борьба с преступностью и многое другое.
По Конституции России, с 18 летнего возраста гражданин России имеет право участвовать в выборах, с 21 года достойный гражданин России может быть избран в органы самоуправления.
По Конституции России , достойный гражданин России ,проживающий на территории России не менее 10 лет, может быть избран президентом России с 35 летнего возраста.
Физминутка—
Вы на речке были?
— Были.
— Что вы делали?
— Удили.
— Кто попался на крючок?
— Нам попался судачок.
— Как не верить вам, ребята?
— Река рыбою богата.
5. Конституция
А сейчас послушайте легенду. Очень давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать — воруй, хочешь убивать — убивай, хочешь оскорблять — оскорбляй. Можно все.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно привело в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию.
В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
— Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности.
(Жители стали жить по законам)
Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. Слайд№4 Слово Конституция в переводе с латинского обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ.
Конституция это основной закон, свод законов по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции.
— А как вы понимаете слова ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ?
(Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности — это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет
— Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России.
Слайд 5
Право на жизнь
Право на свободу
Право на личную неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на свободу слова
Право на свободу совести
Право на образование
. Право на медицинское обслуживание
Слайд№6-7
Основные обязанности гражданина России:
Соблюдать Конституцию и законы России
Уважать права и свободы других людей
Защищать Отечество
Платить налоги
Охранять природу и окружающую среду
Заботиться о детях, их воспитании
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Уважать права других.
_А какими правами вы уже пользуетесь? (ответы детей)
6. Самостоятельная работа восполнить пропуски слов в тексте (работа по карточкам)
Моя родина – Россия.
Имя нашей большой многонациональной страны ________, или ___________________________________________.
Столица нашей Родины – город _______________. Основной закон страны — ____________________. В соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации государственным языком на всей её территории является _________________ язык. Но каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26, пункт 2).
Я живу в посёлке_____________________. Учусь в ______________________. Мой родной язык ________________. Дополнительно я изучаю ___________________ язык.
Взаимопроверка в парах. Фронтальная проверка.
Итог урока. Чтение стихотворения со слайда№8
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех — одна.
IY Домашнее задание по выбору
1 Сочинение « Если бы я был президентом»
Рисунок «Я имею право»
Методика проведения занятия.
На уроке используются объяснительно-иллюстративный метод, практическая работа, поисковый метод, метод сравнения и обобщения излагаемого материала, связь с жизнью, закрепление полученных знаний ,используются пословицы, легенда, стихи о родине и гражданине ,фотографии символов России.