Конспект урока «Глобальные проблемы человечества»

Волык Наталья Анатольевна

учитель географии

Гвардейской общеобразовательной IIII ступеней школы №1

специалист I категории

Симферопольский район АР Крым


10 класс


Урок №12


Тема. Глобальные проблемы человечества.

Цель: сформировать у учащихся представление о глобальных проблемах человечества;

способствовать развитию логического мышления учащихся, умению вести диалог.

Оборудование: политическая карта мира, иллюстрации и фотографии с изображениями

военных действий, экологических бедствий, промышленных предприятий, насе-

ления. Изображение богини правосудия — Артемиды.

Тип урока: нетрадиционный, урок-игра «Народный суд».

Структура урока:

  1. Организационный момент………………………………………………..1 мин.

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………………2 мин.

  3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся……….1 мин.

  4. Изучение нового материала………………………………………………37 мин.

  5. Закрепление новых знаний и умений учащихся…………………………2 мин.

  6. Итог урока…………………………………………………………………..1 мин.

  7. Домашнее задание………………………………………………………….1 мин.

Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Беседа по вопросам.

  1. Как человек влияет на окружающий его мир?

  2. Каковы последствия этого влияния? Чем оно угрожает планете Земля в целом?

  3. Как вы понимаете выражение «глобальные проблемы человечества»?

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассказ учителя.

Современные проблемы существования и развития человечества в целом – предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами – продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.

Запись в тетради:

Глобальные проблемы — наиболее масштабные, актуальные и неотложные проблемы человечества, отчетливо оформились во второй половине ХХ века: проблемы мира и разоружения, экономического роста и социального развития, использование природных богатств и их истощения, проблема численности населения Земли ( по А.А.Ене., А.В. Супрычеву).

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Состав участников: пять учащихся представляют себя в виде глобальных проблем (учащимся роздан вспомогательный материал).

Ход игры.

1). Учащимся предлагается сделать выбор в самой важной глобальной проблеме человечества и проголосовать (1-2 раза, в зависимости от количества учащихся в классе) за каждую «глобальную проблему» отдельно. Результаты записываются на доске.

2). Каждый участник, представляя глобальную проблему, доказывает, что именно она является самой важной, опираясь на факты, изложенные в дополнительном материале и собственные знания по теме.

( Например: дополнительный материал

ВОЙНА: ядерное оружие, ядерные технологии. «Ядерные» державы США, Россия, Франция, Великобритания, Китай. I и II мировые войны, Афганистан, Чечня. Меняются границы государств, гибель людей, «отмывание» больших денег.

ДЕМОГРАФИЯ: перенаселение (Китай и Индия), превышение смертности над рождаемостью в странах Европы, уровень образованности населения, перемещение населения, возрастание преступности.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: нефть, уголь, газ – основные источники тепла и энергии на Земле; все предметы, используемые в быту, произведены из руд и металлов. Чрезмерная добыча полезных ископаемых приводит к учащению землетрясений, извержению вулканов. Например, в результате извержения вулкана Этна в Италии в начале апреля 2009 года, погибло около 300 человек, пострадало около 40 тыс населения, не подлежат восстановлению десятки архитектурных памятников.

ЭКОЛОГИЯ: угроза глобального потепления (использование в быту электронагревательных приборов), изменение климата, смещение полюсов. Ежегодно на планете уничтожается 11млн га лесов. К настоящему времени вырублено более 70% лесов Азии, 50% — в Африке, 30% — в Южной Америке. В атмосферу Крыма выбрасывается более 800 тыс тонн вредных веществ, из них 50% без очистки, в том числе около 400 тыс тонн химических соединений от автотранспорта. После Чернобыльской катастрофы в водах Черного моря появились радионуклиды Цезий-137, Цезий-134, Стронций-90.

ЭКОНОМИКА: экономическая отсталость развивающихся стран; культура, правоохранительные органы, миграции, экологическая деятельность, уровень развития жизни государств и каждого человека. Мировой кризис: остановка предприятий, выпускающих продукцию. Задержка выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджета.)

3) Учащимся, находящимся в «зале заседания», предлагается выступить с «защитой» или «обвинением» кандидатов на самую важную глобальную проблему.

В процессе выступления возникает дискуссия, в ходе которой, каждый высказывает свое мнение.

4) После обсуждения, учащимся предлагается провести повторное голосование. Результаты голосования записываются рядом с предыдущими. Учитель предлагает провести анализ голосования. (результаты голосования, как правило, будут существенно отличаться).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам.

1). Может ли каждый из нас отдельно повлиять на разрешение глобальных проблем человечества?

2) Какую роль в решении глобальных проблем человечества могут играть международные организации? Приведите примеры.

VI. ИТОГ УРОКА

Учитель отмечает наиболее удачные выступления учащихся, анализирует возникшие в ходе урока ситуации, выставляет оценки.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Жизнь диких животных зимой"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: