Волык Наталья Анатольевна
учитель географии
Гвардейской общеобразовательной I—III ступеней школы №1
специалист I категории
Симферопольский район АР Крым
10 класс
Урок №12
Тема. Глобальные проблемы человечества.
Цель: сформировать у учащихся представление о глобальных проблемах человечества;
способствовать развитию логического мышления учащихся, умению вести диалог.
Оборудование: политическая карта мира, иллюстрации и фотографии с изображениями
военных действий, экологических бедствий, промышленных предприятий, насе-
ления. Изображение богини правосудия — Артемиды.
Тип урока: нетрадиционный, урок-игра «Народный суд».
Структура урока:
Организационный момент………………………………………………..1 мин.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………………2 мин.
Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся……….1 мин.
Изучение нового материала………………………………………………37 мин.
Закрепление новых знаний и умений учащихся…………………………2 мин.
Итог урока…………………………………………………………………..1 мин.
Домашнее задание………………………………………………………….1 мин.
Ход урока.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Беседа по вопросам.
Как человек влияет на окружающий его мир?
Каковы последствия этого влияния? Чем оно угрожает планете Земля в целом?
Как вы понимаете выражение «глобальные проблемы человечества»?
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя.
Современные проблемы существования и развития человечества в целом – предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами – продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.
Запись в тетради:
Глобальные проблемы — наиболее масштабные, актуальные и неотложные проблемы человечества, отчетливо оформились во второй половине ХХ века: проблемы мира и разоружения, экономического роста и социального развития, использование природных богатств и их истощения, проблема численности населения Земли ( по А.А.Ене., А.В. Супрычеву).
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Состав участников: пять учащихся представляют себя в виде глобальных проблем (учащимся роздан вспомогательный материал).
Ход игры.
1). Учащимся предлагается сделать выбор в самой важной глобальной проблеме человечества и проголосовать (1-2 раза, в зависимости от количества учащихся в классе) за каждую «глобальную проблему» отдельно. Результаты записываются на доске.
2). Каждый участник, представляя глобальную проблему, доказывает, что именно она является самой важной, опираясь на факты, изложенные в дополнительном материале и собственные знания по теме.
( Например: дополнительный материал
ВОЙНА: ядерное оружие, ядерные технологии. «Ядерные» державы США, Россия, Франция, Великобритания, Китай. I и II мировые войны, Афганистан, Чечня. Меняются границы государств, гибель людей, «отмывание» больших денег.
ДЕМОГРАФИЯ: перенаселение (Китай и Индия), превышение смертности над рождаемостью в странах Европы, уровень образованности населения, перемещение населения, возрастание преступности.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: нефть, уголь, газ – основные источники тепла и энергии на Земле; все предметы, используемые в быту, произведены из руд и металлов. Чрезмерная добыча полезных ископаемых приводит к учащению землетрясений, извержению вулканов. Например, в результате извержения вулкана Этна в Италии в начале апреля 2009 года, погибло около 300 человек, пострадало около 40 тыс населения, не подлежат восстановлению десятки архитектурных памятников.
ЭКОЛОГИЯ: угроза глобального потепления (использование в быту электронагревательных приборов), изменение климата, смещение полюсов. Ежегодно на планете уничтожается 11млн га лесов. К настоящему времени вырублено более 70% лесов Азии, 50% — в Африке, 30% — в Южной Америке. В атмосферу Крыма выбрасывается более 800 тыс тонн вредных веществ, из них 50% без очистки, в том числе около 400 тыс тонн химических соединений от автотранспорта. После Чернобыльской катастрофы в водах Черного моря появились радионуклиды Цезий-137, Цезий-134, Стронций-90.
ЭКОНОМИКА: экономическая отсталость развивающихся стран; культура, правоохранительные органы, миграции, экологическая деятельность, уровень развития жизни государств и каждого человека. Мировой кризис: остановка предприятий, выпускающих продукцию. Задержка выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджета.)
3) Учащимся, находящимся в «зале заседания», предлагается выступить с «защитой» или «обвинением» кандидатов на самую важную глобальную проблему.
В процессе выступления возникает дискуссия, в ходе которой, каждый высказывает свое мнение.
4) После обсуждения, учащимся предлагается провести повторное голосование. Результаты голосования записываются рядом с предыдущими. Учитель предлагает провести анализ голосования. (результаты голосования, как правило, будут существенно отличаться).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1). Может ли каждый из нас отдельно повлиять на разрешение глобальных проблем человечества?
2) Какую роль в решении глобальных проблем человечества могут играть международные организации? Приведите примеры.
VI. ИТОГ УРОКА
Учитель отмечает наиболее удачные выступления учащихся, анализирует возникшие в ходе урока ситуации, выставляет оценки.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ