Саражакова Галина Гавриловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 г. Сургут ХМАО- Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Сургут ХМАО-Югра
Урок литературы в 11 классе
Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира»,
«Хрустальный мир»
Автор: Саражакова Галина Гавриловна,
учитель русского языка и литературы
Автор: Виктор Пелевин.
Произведение: Рассказ «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира».
Вид: комбинированный
Тип: урок с использованием коммуникативно – деятельностного подхода.
Тема: Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»
Цели урока:
Обучающая: создание условий для творческого осмысления произведений В.Пелевина, дать определение манере письма В.Пелевина на примере рассказов.
Развивающая: опираясь на текст, развивать умение воспринимать, интерпретировать современное произведение; способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.
Воспитывающая: формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, формирование мотивационной готовности к межличностному общению, взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.
План урока:
Содержание этапов урока:
Организационная постановка целей и актуализация знаний.
Сообщение знаний учителем и усвоение их учениками.
Методы и формы деятельности:
Фронтальная форма познавательной деятельности, групповая работа, беседа, выразительное чтение, устные выступления учащихся.
Подготовка к уроку:
Учащиеся должны знать содержание рассказов В.Пелевина, этапы жизни и творчества
писателя.. Прочитать критические статьи «Между хаосом и космосом», «Русские цветы зла».
Оргмомент:
I. Мотивационное начало урока.
Что вы знаете о В.Пелевине? Почему он интересен современному читателю?
Как отзываются о его творчестве писатели Т.Толстая, Вен. Ерофеев, С.Соколов?
Почему такое неоднозначное отношение к творчеству и личности В.Пелевина?
Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения прозы писателя.
Задача: раскрыть и понять манеру письма, проблематику рассказов.
-Что вас удивило в рассказах «Бубен внешнего мира» и «Хрустальный мир»?
-Чем они отличаются от ранее изученных нами произведений?
-Поддаётся ли пересказу сюжет?
(Ответы аргументировать, опираясь на текст)
Прочитайте эпиграф к рассказу «Хрустальный мир». Как вы думаете, какова роль эпиграфа в произведении?
-Кто герои рассказа? Что они из себя представляют?
Почему юнкера не выполняют приказ? Почему они приходят к выводу, что мир рушится?
Как герои рассказа относятся к общечеловеческим ценностям, идеалам, существуют ли они для юнкеров?
Есть ли у героев рассказа родина? Способны ли они её защитить?
Нужны ли, по-вашему, идеалы в жизни? Почему? Как вы понимаете смысл названия рассказа?
В чём заключается идея рассказа? Созвучна ли она с нашим сегодняшним днём?
Прозу В.Пелевина критики называют «другой прозой», «постмодернистской». Как вы думаете, продолжает ли Пелевин традиции русской классической литературы?
Анализ рассказа «Бубен внешнего мира».
Почему рассказ назван именно так?
Как построен рассказ? В чём особенность его композиции?
Как можно определить основную мысль рассказа?
Кто герои произведения?
Проанализируйте диалог майора Звягинцева и героини. В чём общечеловеческий смысл рассказа майора? О каких нравственных ценностях идёт речь?
В чём философский смысл финала рассказа? Какие мысли и чувства вызвал рассказ у вас?
III Этап углубления результатов осмысления прозы В.Пелевина.
Задача: выявить особенности содержания и формы постмодернистской прозы на примере
рассказов В.Пелевина.
(Учащиеся сопоставляют рассказы, выявляют сходные мотивы, темы, проблематику, делают выводы о том, что объединяет эти два рассказа) Обобщающая беседа:
-Назовите приемы создания мира в прозе В. Пелевина
-Приемы размытия границ между жизнью и смертью
-Прием иллюзорности
-Прием размытия границ между реальным и нереальным
— Каковы особенности содержания постмодернистской прозы?
Отрицание ценностей.
Натурализм.
Нет положительного идеала.
— В чём заключаются особенности формы?
Обилие аллегорий, реминисценций.
Нет сквозного сюжета (фрагментарность)
Эпатаж, как у футуристов.
— На какого читателя рассчитана проза постмодернистов? К какому читателю обращается
В.Пелевин?
(элитному, высокоинтеллектуальному читателю).
IV Этап подведения итогов.
Задача: выявить восприятие учащимися рассказов В.Пелевина.
V Домашнее задание.
Написать рецензию на рассказы В.Пелевина «Хрустальный мир» или «Бубен внешнего мира».
Литература
1.Фрилансер В. В. Пелевин. Чапаев и Пустота. —
2.Чалмаев В. Русская проза 1980-2000 годов. На перекрестке мнений
и споров. / / Литература в школе. — 2002.- №4.- С. 18-23.
3.Шохина И. На перекрестке двух бездн. (К урокам современной
русской литературы). / / Русская словесность. — 2003. — №5.- С.23-28.
4. Минералов Ю. История русской литературы: 90-е годы 20 века: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2002. — 224с.
4