Урок по современной литературе «Приемы создания картины мира в рассказах В. Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир» 11 класс

Саражакова Галина Гавриловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 г. Сургут ХМАО- Югра


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Сургут ХМАО-Югра








Урок литературы в 11 классе

Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира»,

«Хрустальный мир»















Автор: Саражакова Галина Гавриловна,

учитель русского языка и литературы

[email protected]



















Автор: Виктор Пелевин.

Произведение: Рассказ «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира».

Вид: комбинированный

Тип: урок с использованием коммуникативно – деятельностного подхода.

Тема: Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»



Цели урока:

  1. Обучающая: создание условий для творческого осмысления произведений В.Пелевина, дать определение манере письма В.Пелевина на примере рассказов.

  2. Развивающая: опираясь на текст, развивать умение воспринимать, интерпретировать современное произведение; способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.

  3. Воспитывающая: формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, формирование мотивационной готовности к межличностному общению, взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.

План урока:

Содержание этапов урока:

  1. Организационная постановка целей и актуализация знаний.

  2. Сообщение знаний учителем и усвоение их учениками.

Методы и формы деятельности:

Фронтальная форма познавательной деятельности, групповая работа, беседа, выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Подготовка к уроку:

Учащиеся должны знать содержание рассказов В.Пелевина, этапы жизни и творчества

писателя.. Прочитать критические статьи «Между хаосом и космосом», «Русские цветы зла».

Оргмомент:

I. Мотивационное начало урока.

  • Что вы знаете о В.Пелевине? Почему он интересен современному читателю?

  • Как отзываются о его творчестве писатели Т.Толстая, Вен. Ерофеев, С.Соколов?

  • Почему такое неоднозначное отношение к творчеству и личности В.Пелевина?

Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения прозы писателя.

Задача: раскрыть и понять манеру письма, проблематику рассказов.

-Что вас удивило в рассказах «Бубен внешнего мира» и «Хрустальный мир»?

-Чем они отличаются от ранее изученных нами произведений?

-Поддаётся ли пересказу сюжет?

(Ответы аргументировать, опираясь на текст)

  • Прочитайте эпиграф к рассказу «Хрустальный мир». Как вы думаете, какова роль эпиграфа в произведении?

-Кто герои рассказа? Что они из себя представляют?

  • Почему юнкера не выполняют приказ? Почему они приходят к выводу, что мир рушится?

  • Как герои рассказа относятся к общечеловеческим ценностям, идеалам, существуют ли они для юнкеров?

  • Есть ли у героев рассказа родина? Способны ли они её защитить?

Нужны ли, по-вашему, идеалы в жизни? Почему? Как вы понимаете смысл названия рассказа?

  • В чём заключается идея рассказа? Созвучна ли она с нашим сегодняшним днём?

  • Прозу В.Пелевина критики называют «другой прозой», «постмодернистской». Как вы думаете, продолжает ли Пелевин традиции русской классической литературы?

Анализ рассказа «Бубен внешнего мира».

  • Почему рассказ назван именно так?

  • Как построен рассказ? В чём особенность его композиции?

  • Как можно определить основную мысль рассказа?

  • Кто герои произведения?

  • Проанализируйте диалог майора Звягинцева и героини. В чём общечеловеческий смысл рассказа майора? О каких нравственных ценностях идёт речь?

В чём философский смысл финала рассказа? Какие мысли и чувства вызвал рассказ у вас?

III Этап углубления результатов осмысления прозы В.Пелевина.
Задача: выявить особенности содержания и формы постмодернистской прозы на примере
рассказов В.Пелевина.

(Учащиеся сопоставляют рассказы, выявляют сходные мотивы, темы, проблематику, делают выводы о том, что объединяет эти два рассказа) Обобщающая беседа:

-Назовите приемы создания мира в прозе В. Пелевина

-Приемы размытия границ между жизнью и смертью

-Прием иллюзорности

-Прием размытия границ между реальным и нереальным


— Каковы особенности содержания постмодернистской прозы?

  1. Отрицание ценностей.

  2. Натурализм.

  3. Нет положительного идеала.

— В чём заключаются особенности формы?

  1. Обилие аллегорий, реминисценций.

  2. Нет сквозного сюжета (фрагментарность)

  3. Эпатаж, как у футуристов.

— На какого читателя рассчитана проза постмодернистов? К какому читателю обращается
В.Пелевин?

(элитному, высокоинтеллектуальному читателю).

IV Этап подведения итогов.

Задача: выявить восприятие учащимися рассказов В.Пелевина.

V Домашнее задание.

Написать рецензию на рассказы В.Пелевина «Хрустальный мир» или «Бубен внешнего мира».




Литература


1.Фрилансер В. В. Пелевин. Чапаев и Пустота. —

www.vagrius.com/authors

2.Чалмаев В. Русская проза 1980-2000 годов. На перекрестке мнений

и споров. / / Литература в школе. — 2002.- №4.- С. 18-23.

3.Шохина И. На перекрестке двух бездн. (К урокам современной

русской литературы). / / Русская словесность. — 2003. — №5.- С.23-28.

4. Минералов Ю. История русской литературы: 90-е годы 20 века: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2002. — 224с.


4


Свежие документы:  Урок литературного чтения в 1 классе "Звук [ ш ], буква Шш"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: