Кречина Неля Викторовна.
Конспект урока по информатике и ИКТ в 4 классе
ТЕМА. Циклы: повторение указанное число раз.
Место урока в учебном плане: это третий урок в разделе «Алгоритмы».
Год обучения: второй, изучение разделов «по спирали».
Тип урока: применения знаний и навыков.
Цели урока:
I. Обучающие:
— сформировать представление учащегося о понятии цикла с указанным количеством повторений;
— научить планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;
— закрепить практические навыки при использовании графического редактора.
II. Развивающие:
— развивать приемы логического, алгоритмического мышления, тренировка памяти;
— развитие познавательного интереса; творческой активности учащегося.
III. Воспитательные:
— формирование навыков самостоятельной работы;
— воспитание этических норм поведения;
— коммуникативных навыков.
Методы обучения:
— беседа, игры, объяснительно — иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения:
— мультимедийный проектор;
— презентация к уроку;
— рабочая тетрадь: Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4-й класс;
— оценочные листы для учеников и учителя;
— компьютеры;
— карточки для выполнения задания № 2 (два экземпляра: для стен и для доски).
— фигуры – баллы.
Программное обеспечение:
— Paint;
— Power Paint.
План урока:
1. Организационный момент (7 минут).
2. Актуализация опорных знаний (5 минут).
3. Выполнение заданий. (18 минут).
4 Подведение итогов урока (3 минуты).
4.1. Выставление оценок (5 минут).
5. Задание на дом (2 минуты).
Ход урока.
1. Организационный момент (приветствие, постановка темы и цели урока).
Учитель: Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке мы будем играть. Для определения темы игры вам необходимо разгадать кроссворд. Правило заполнения кроссворда следующее: вы должны отгадать загадку, первую букву отгадки – ответа будем вносить в соответствующую клетку кроссворда.
Демонстрируется слайд:
|
|
|
|
На слайде поочередно появляются загадки, дети отгадывают их, кроссворд заполняется.
Загадки для кроссворда:
Желтый одуванчик по двору идет. Желтый одуванчик зернышки клюет. (цыпленок)
Есть на свете сеть сетей.
Очень интересно с ней.
Людям всем она нужна.
Миру очень сеть важна. Что за сеть найди ответ.
Сеть зовется………………. (интернет)
По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз – два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это – (клавиатура).
Поздним вечером видна в небе желтая… (луна) [6].
Ц | И | К | Л | Ы |
2. Актуализация опорных знаний.
— Итак, тема игры «Циклы».
— Ребята вы знакомы с этой темой:
— Да.
— Что же такое цикл?
Учитель, задавая наводящие вопросы просит детей давать определение цикла:
«Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз».
3. Выполнение заданий.
– Ребята сегодня мы с вами познакомимся разновидностью цикла, в котором команды повторяются указанное число раз.
Итак, тема нашего урока «Циклы: повторение указанное число раз».
А при решение задач будем использовать команду «Повторить».
На экране картинка и изображением пасмурного неба
— Что-то пасмурно сегодня в «Стране-Фантазий». Чего не хватает ребята?
— Солнышка.
— Чтобы вернуть солнышко вы должны помочь. Готовы решать трудные задачки?
— Сегодня мы с вами будем решать задачи, после правильного решения каждой задачи я буду говорить вам часть фразы, которую надо закончить. В конце урока, если вы правильно повторите фразу, солнышко вернется.
За каждое задание вы будете получать фигуры-баллы (смотри слайд №6).
Количество баллов | |
круг | 5 |
квадрат | 4 |
треугольник | 3 |
Задание № 1
На слайде и в рабочей тетради № 8 на странице 9 [5].
— Итак, ребята внимание, вы правильно выполнили первое задание и сейчас я вам скажу первую часть фразы:
Что за чудо агрегат
Повторите пожалуйста.
Задание № 2
— Найдите в кабинете команды алгоритма для построения предложенной фигуры (рисунок1).
-Команды мысленно перенесите на доску к соответствующим пунктам:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
— Сколько раз выполнялась команда «Повтори»? (5)
— Какие команды повторялись 5 раз? (4. Выбери цвет в палитре; 5. Выбери прозрачную заливку; 6. Нарисуй круг)
— Ребята, а теперь надо эти команды разместить на доске.
Один учащейся приклеивает на доску карточки.
1. Начало.
2. Открой программу Paint.
3. Повтори 5 раз.
4. Выбери цвет в палитре.
5. Выбери прозрачную заливку.
6. Нарисуй круг.
7. Сохрани рисунок в D:4А класс под именем Олимпиада – 80.
8. Конец.
На слайде команды 4, 5, 6 обводятся овалом.
— Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились, а сможете ли вы повторить мне первую часть фразы?
Что за чудо агрегат
— Молодцы, а теперь приготовьтесь узнать вторую часть фразы:
Может делать все подряд
— Повторите, пожалуйста вместе, а теперь две части вместе.
Дети повторяют: Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
3адание № 3
Следующим заданием будет, выполнить алгоритм для предыдущего задания на компьютере, то есть в программе Paint построить олимпийские кольца.
Учитель комментирует выполнение 3адания № 3.
— Ребята повторите части фразы, которые вы запомнили
Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
— Внимание, следующая часть фразы:
Петь, играть, читать, считать
— А сможете ли вы повторить первые 3 строчки!
Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
Петь, играть, читать, считать
Физпауза (под музыку)
Если ладонь я вверх подниму —
Ты потянись и повернись к окну.
Если я в ладоши хлопну —
Ты немножечко потопай.
Если ладонь опустилась вниз,
Ты низко наклонись,
А затем поприседай
И на место ты ступай[ 1].
А теперь ребята давайте немного: поморгаем, зажмуримся,
закроем глаза и поводим по часовой стрелке 8 раз,
против часовой стрелки 8 раз.
И еще покажите мне пожалуйста своими пальчиками: зайчика, собачку.
Задание № 4
Задание в тетради №10 [5].
Ребята повторите первые 3 части фразы
Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
Петь, играть, читать, считать
Сейчас запомните последнюю:
Самым лучшим другом стать
-Повторите пожалуйста всю фразу:
Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
Петь, играть, читать, считать
Самым лучшим другом стать [3]
— Что это?
Дети: Компьютер!
Слайд №12 Пейзаж, на котором появилось солнышко.
— Вот ребята посмотрите, вы все задания выполнили правильно, и солнышко вернулось.
— Нарисуйте в программе Paint Солнышко, которое соответствует вашему настроению.
4. – Понравилось выполнять задания?
— А какое больше всего?
— Какое задание труднее всего?
— А что скучнее всего?
— Кому понравилось?
— Кому не понравилось?
— Скажите, как вы поняли цикл, с указанным количеством повторений?
4.1. Найдите сумму, баллов набранных за урок. (За каждое выполненное задание даю фигуры:
круг – 5 баллов, квадрат– 4 балла, треугольник – 3 балла)
.
5. А теперь посмотрите в тетради № 11 [5].
-Есть вопросы по выполнению?
-Запишите этот номер в дневники, это домашнее задание.
17-20 | 13-15 | 0-12 | |
Оценка | 5 | 4 | 3 |
По оценочной таблице определите свою оценку, поставить в дневник, оставить на столе открытыми, я пройду распишусь.
6. Спасибо всем за урок,
До свидания!
Источники информации:
1. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов. — Спб.: Бхв — Петербург, 2005.
2. https://inf.1september.ru/articlef.php?ID=200700717
3. https://www.stihi.ru/2003/01/21-466
4. Информатика в школе, №8 – 2009. М: «Образование и информатика».
5. Информатика в играх и задачах. 4 класс (Учебник-тетрадь в 2-х частях, часть 1, авторы Горина К.И., Горячев А.В.)
6. В.А. Степанов «Азбука в загадках», Омега, 2011 г.