Урок литературы в 11 классе. В. Маяковский. Начало. Ранняя лирика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа 25 ст. Гурийской

Белореченского района Краснодарского края







Урок литературы

в 11 классе на тему

«В. Маяковский. Начало.

Ранняя лирика»




Из опыта работы учителя русского языка и литературы Стрекаловой И.В.



















2013 г.


Тема. В. Маяковский. Начало. Ранняя лирика.

Цель: познакомить учащихся с ранними стихами В.Маяковского; пробудить интерес к творчеству поэта; сформировать представление об образе лирического героя в ранних стихах; дать понятие об основных особенностях поэтики Маяковского.


Ход урока.

I Организационный момент

II Актуализация знаний

1. Вопросы учителя:

— Как вы относитесь к творчеству В.Маяковского? Что о нём знаете? Какие его стихи читали? (Как правило учащиеся сразу же заявляют о своей нелюбви к Маяковскому, даже если не припомнят ни одного его стихотворения. А те, кто вспомнил, заявляют, что стихи у него непонятные. Поэтому одна из задач учителя — сломать этот стереотип априори негативного отношения к поэту, предложить учащимся внимательно прочитать на уроке стихи Маяковского и детально в них разобраться).

2. Подготовленные учащиеся выступают небольшими сообщениями о фактах биографии В. Маяковского.


III Работа над новой темой

  1. Рассказ учителя. (Слайды № 1,2,3,4).

Сегодня мы поговорим о творческом дебюте В. Маяковского. Как всякий большой художник, он пришёл в искусство с заявкой на новое. Причём, заявка эта была демонстративной, вызывающе-дерзкой, по-мальчишески заострённой.

Осенней ночью 1912 года на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый, плотный мужчина лет 30-ти и высокий, худой, неважно одетый молодой человек. Они о чём-то громко говорили. Остановились. Молодой человек, скрывая волнение и оттого не совсем уверенно владея своим великолепным рокочущим басом, прочитал стихи (как он сказал) одного своего знакомого. На ночном бульваре разыгралась бурная сцена.

— Да это же вы сами написали! – воскликнул коренастый мужчина. – Вы же гениальный поэт!

Утром следующего дня молодой человек (это был Владимир Маяковский) был публично объявлен гениальным.

Прошло полтора-два месяца, и 18 декабря 1912 года вышел альманах «Пощёчина общественному вкусу» с манифестом русского футуризма, подписанный Бурлюком, Маяковским, Хлебниковым, Кручёных. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал.

В печати и на эстраде у Маяковского было амплуа литературного хулигана, и он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на литературных вечерах. Критика издевалась над жёлтой кофтой, в которой Маяковский появлялся на этих вечерах и которая, конечно же, была вызовом благонамеренной публике, но появилась от бедности – нечего было надеть для выступлений, кроме чёрной, сильно заношенной блузы.

М. Горький, впервые увидев и услышав Маяковского в начале 1915 года, проницательно заметил: «Зря разоряется по пустякам! Такой талантливый! Грубоват? Это от застенчивости. Знаю по себе…».

— Кто же он, лирический герой поэзии В. Маяковского? Чем так поражали современников стихи поэта? Обратимся к его лирике. Ведь поэт мечтал общаться с потомками напрямую, без посредников-учёных:

Профессор,

снимите очки-велосипед!

Я сам расскажу

о времени

и о себе.

2.Чтение и обсуждение стихотворения «А вы могли бы?» (Слайд №5) ( Стихи читают или подготовленные ученики или сам учитель).

Словарная работа (работу со словарём в течение урока могут выполнять один ученик или группа учащихся и озвучивать её для класса с последующей демонстрацией слайдов):

Ноктюрннебольшое лирическое музыкальное произведение.

Студеньжеле, холодец.

— Что такое будни?

— Какой смысл скрыт в метафоре карта будней? (Аналогия с географической или исторической картой, где всё уже открыто, давно известно и изучено, а потому надоело, набило оскомину, вызывает только скуку).

— Как взаимодействуют лирический герой и будни? (Героя не устраивает будничная, заурядная, наполненная ежедневной суетой, знакомая до мелочей, однообразная жизнь. Его манит к себе неизведанное, масштабное, неоткрытое. Это герой-бунтарь, ищущий, мятущийся, неудовлетворённый. Кстати, при всей фантастичности нарисованная В. Маяковским картина перекликается с вполне реальной историей, которая произошла несколько десятилетий спустя с другим русским поэтом. Он заканчивал вуз, чтобы получить техническую специальность. Целую ночь он корпел над чертежами для дипломной работы, а под утро залил тушью готовые чертежи. Он ушёл из вуза и стал великим актёром и поэтом. Этим человеком был Владимир Высоцкий ).

— Отметьте в стихотворении метафоры. Какие вещи в них сопоставляются? В чём необычность этих метафор? Чем они поражают? (Карта будней, косые скулы океана на блюде студня, флейта водосточных труб).

Делаем вывод: метафоры в стихотворении В. Маяковского построены на сближении, казалось бы, несопоставимых, далёких друг от друга вещей, явлений, в которых трудно найти сходство. Стихотворение как бы зашифровано и нуждается в разгадывании.

— Как достигается масштабность картины, громадность образов? (Гиперболы: флейта – из водосточных труб, сквозь студень на тарелке виден океан). (Слайд №6).

Ещё один вывод: поэтическим образам Маяковского присущи размах, «масштабность». Это достигается за счёт использования метафор.

3.Чтение и анализ стихотворения «Нате!» (Слайд №7).

— Обратимся к стихотворению «Нате!» Какие мы увидим закономерности?

Стихотворение прозвучало в октябре 1913 года на открытии кабаре «Розовый фонарь» в присутствии благопристойной буржуазной публики.

— Каковы основные образы стихотворения? (Лирический герой и толпа).

— На основе какого принципа взаимодействуют образы стихотворения? Выберите ключевое слово из предложенных. (Слайд №8). (Противопоставление, контраст, несовпадение, несоответствие, совпадение, похожесть, идентичность, родство).

— Распределите предложенные качества в соответствии с этими образами. (Хрупкость, ранимость, вещизм, антиэстетичность, творец искусства, душевность, умение чувствовать, душевная глухота, враждебность искусству). (Слайды №9,10).

— В каких метафорах это выражается? (Вытечет по человеку обрюзгший жир; стихов шкатулок; бесценных слов мот и транжир; в усах капуста недокушанных, недоеденных щей; смотрите устрицей из раковин вещей; на бабочку поэтиного сердца; толпа озвереет, ощетинит ножки стоглавая вошь –здесь, как и в предыдущем стихотворении, используются такие же смелые, необычные метафоры, гиперболизация).

Наблюдение над стихотворным размером.

— Определить стихотворный размер стихотворения «А вы могли бы?» и «Нате!» ( работа выполняется индивидуально или в группах). (Слайд №11). (Если в первом стихотворении прослеживается ямб, то в стихотворении «Нате!» выделяются интонационно и логически целые слова).

Вывод: В отличие от традиционных стихотворных размеров, где чередуются равномерно ударные и безударные слоги, у Маяковского главным становится логическое ударение, его количество в стихотворных строчках одинаково. Это тоническое (тон – музыка), или акцентное (акцент – логическое ударение) стихосложение.

— Отметьте в прочитанных стихах рифмы с неполным звуковым совпадением рифмующихся слов. (Сердца – тереться; гунну – плюну; рыбы – могли бы).

Вывод: в стихах Маяковский часто использует ассонансные рифмы, в которых совпадают только гласные звуки. Неполная, приблизительная рифма нужна, чтобы сильнее зацепить читательское внимание, вызвать в его воображении нужные образы.

4.Чтение и анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно». (Слайды №12,13).

Словарная работа:

Геликондуховой музыкальный инструмент в виде большой медной трубы.

Пюпитр подставка для нот.

Кузнецкий – улица в Москве.

— Какую картину вы представили, слушая стихотворение? Нарисуйте её. (Оркестр, концерт, солирующая скрипка, вечерний Кузнецкий – всё стихотворение сплошная метафора, состоящая из цепочки метафор, нанизанных одна на другую).

— Попробуйте разобраться в стихотворении. Какие образы являются основными? (Лирический герой и скрипка). Как они соотносятся между собой? Каково их настроение? Чем оно объясняется? (Героев объединяет одиночество и непонятость, душевная глухота окружающих, отсутствие понимания и чуткости. Скрипка «упрашивает» о чём-то окружающих, но никто даже и понять не хочет, о чём она просит, не выдержав, скрипка разревелась. Барабан вроде бы пообещал:»Хорошо», но сам не захотел даже дослушать скрипку и ушёл. Оркестр вообще смотрел на скрипкин плач «чужо», одна тарелка забеспокоилась: «Что это? Как это?», но и она ничего не поняла, потому что «глупая». А может, тарелку все считают глупой именно потому, что её взволновал плач скрипки? «Потный», «меднорожий» геликон вообще разозлился, накричал на скрипку и обозвал её «дурой» и «плаксой». И только лирический герой почувствовал скрипкину боль, её одиночество и постарался её поддержать, ведь он тоже «орёт, а доказать ничего не умеет». Мы видим ассонансные рифмы: по-детски – речи; шею – не умею; голова – наплевать; скрипка — а).

Обратим внимание на форму записи стихотворения – это «лесенка». Маяковский объяснял такую форму необходимостью выделить слова, несущие основной смысл, их он как правило помещает в конце стихотворной строки. А если слово в середине строчки? Тогда он эту строку «рвёт», так получается «лесенка». Оправданность такого приёма поэт доказывал на примере фрагмента из поэмы А. Пушкина «Борис Годунов». (Слайд №14).

Маяковский утверждал, что при такой форме записи (сплошной строкой) смысл пушкинского стиха искажается. Главным в первой строке является слово «довольно», после которого необходима пауза. Однако неопытный читатель эту паузу может не сделать, слив слова «довольно» и «стыдно», тогда логическое ударение переходит на слово «стыдно» и вся фраза звучит игриво, жеманно: «Довольно стыдно (запятая при этом как будто исчезает) мне пред гордою полячкой унижаться». А если бы (как считает Маяковский) Пушкин перенёс слово «стыдно» на новую строку, оставив слово «довольно» последним, тогда оно автоматически будет выделяться логическим ударением. В этом случае читатель почувствует в словах Лжедмитрия гордость и достоинство:

Довольно,

стыдно мне

Пред гордою полячкой унижаться.

5.Обобщение.

Ранние стихи В. Маяковского – вызов общественному вкусу, стремление встряхнуть обывателя, разбудит, показать дисгармоничность мира. Его лирический герой – сплошной крик, надрыв, это от отчаяния и одиночества, ему легче найти взаимопонимание со скрипкой, с животными («Хорошее отношение к лошадям»), нежели с людьми.

Исследователю творчества В. Маяковского Ю. Карабчиевскому стихи Маяковского не кажутся поэзией, потому что для него поэзия – это восприятие мира как чего-то целостного, гармоничного. А Маяковский алогичен, груб, гиперболичен, его метафоры абсурдны (поэта упрекают за это в механистичности и рационализме), очень развёрнуты, в его стихах нет гармонии.

Но ведь есть и другое искусство, искусство экспрессинизма, которое видит мир как хаос (экспрессия – крайнее выражение чувств, переживаний). Экспрессионизм – стремление передать личные ощущения, духовный мир художника. Образ приобретает предельную эмоциональность и напряжённость; все чувства (боль, страдание, любовь, надежда) – выражены в крайней степени. Это всегда крик боли, отчаяния или безудержный пафос воодушевления. (Слайды №15,16 – картины художников-модернистов В. Кандинского и Ф. Малявина).

— Подведите итог: каковы особенности поэтики (совокупности поэтических приёмов) В. Маяковского? (Это наблюдение могла вести группа учащихся в течение урока, чтобы в конце сделать обобщение). (Поэтические образы в стихах В. Маяковского экспрессивны, алогичны, достигают невероятных масштабов, благодаря использованию гипербол. Развёрнутые метафоры построены на сопоставлении далёких друг от друга, непохожих вещей. Поэт любит использовать ассонансные рифмы и форму стихотворения лесенкой, чтобы лучше донести до читателя смысл стиха и заставить работать читательское воображение. Маяковский, в отличие от большинства своих современников, пользуется тоническим стихосложением).


IV Подведение итогов урока.

1.Рефлексия.

— Что вызвала у вас работа со стихами В. Маяковского? ( Интерес, увлечение, неприятие, скуку).

— Изменилось ли у кого-то отношение к поэту и его творчеству?

2.Комментированное выставление оценок за урок.

3.Домашнее задание: 1) самостоятельно письменно проанализировать на выбор стихотворение В. Маяковского («Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям»); 2)для тех, кому трудно, написать размышление по одному из предложенных стихов, используя данное начало: «Прочитав стихотворение, я задумался…» или «Прочитав стихотворение, я представил…», или «Прочитав стихотворение, я вспомнил…»; 3) одно стихотворение выучить наизусть.





Использованная литература.


  1. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса общеобраз. учреждений. В 2 ч. /Л.А. Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлёв и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 1998.

  2. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. Для общеобраз. Учеб. Заведений. – в 2 ч. / В.В. Агеносов и др.; под ред В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 1996.

  3. К Чуковский. Из воспоминаний. – М.: Советский писатель, 1958.

  4. Локтионова Н.П. …Слово смело пошло за живописью. Поэзия футуристов и авангардная живопись начала XX века. / В ж-ле «Литература в школе» № 7 – 2007.





Свежие документы:  «Путешествие в мир Вильгельма Гауфа» 1-7 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: