Конспект урока биологии «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ C ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В ЕЕ РАБОТЕ»


Урок биологии в 8 классе учитель Зеленкина О.В. МБОУ СОШ № 17 г. Каменск-Шахтинский

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В ЕЕ РАБОТЕ.


ЦЕЛИ УРОКА:


обучающая: обобщение знаний о строении опорно-двигательной системы, о нарушениях в ее работе, о мерах профилактики сколиоза, плоскостопия, о влиянии двигательной активности на здоровье, закрепление навыков оказания первой помощи при различных травмах, умения делать упражнения для правильного формирования осанки на уровне соответствующем индивидуальным особенностям учащихся;


развивающая: развитие умений анализировать ситуацию, находить правильное решение, делать вывод;


воспитательная: формирование коммуникативных умений, социализация личности, развитие потребности в здоровом образе жизни.


ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА: групповая, фронтальная.


ОСНОВНОЙ МЕТОД: командно-игровая деятельность.


ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1. соотнесение костей с отделами скелета;

  2. определение термина по признакам;

  3. объяснение высказывания с точки зрения биологии;

  4. анализ практической ситуации;

  5. демонстрация приемов оказания первой помощи при травмах; упражнений для формирования правильной осанки;

  6. защита плакатов «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия».



ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


Класс разбивается на 4 команды, выбирается по желанию хранитель времени, счетная комиссия. Каждая команда выбирает название, заранее готовит плакат по теме «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия». Счетная комиссия готовит листочки с названиями команд, на которые во время урока будут наклеиваться красные липучки по количеству заработанных баллов. Учитель готовит листочки с терминами, задания для команд.



I Организационный момент.

  • Представление команд.

  • Ознакомление с правилами игры, критериями оценки (10-11 баллов-«3», 12-15 баллов- «4», 16 и больше- «5»).

II Выполнение заданий командами.


1) Разминка .

  1. на какие 2 части делится опорно-двигательная система?

  2. из какой ткани состоят скелетные мышцы?

  3. при статической или динамической работе быстрее наступает утомление?

  4. какие части тела защищает череп и позвоночник?

  5. как изменился позвоночник человека в связи с прямохождением?

  6. какая особенность кисти человека позволяет совершать мелкие и точные движения, необходимые для трудовой деятельности?

  7. какие изменения произошли в строении стопы в связи с прямохождением?

  8. у детей или пожилых людей кости более хрупкие?

2) « Поставьте на место»

Соотнесите названия костей и отделы скелета (2 мин).

3) «Горячий стул»

1 человек из команды садится на стул спиной к доске, на которой учитель вывешивает лист с термином. Члены команды характеризуют термин, а сидящий должен его назвать за 30 сек.

4) Активная физическая деятельность- одно из обязательных условий гармонического развития человека. Аристотель сказал: « Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Древние греки высекли на камне:»Хочешь быть здоровым- бегай. Хочешь быть красивым- бегай. Хочешь быть умным- бегай». Объясните это высказывание с т.з. биологии.

5) « Скорая помощь»

Обсуждение практических ситуаций, показ упражнений на формирование осанки, мер по оказанию первой помощи при травмах. Подготовка- 5 мин.

6) Защита плакатов по профилактике плоскостопия и нарушений осанки (по 1 мин).

7) дополнительный конкурс «Кто быстрее?»

По определениям отгадайте многозначные слова, являющиеся биологическими терминами.

  • Лестничная, шахматная, грудная, растительная, нервная, птичья…(клетка).

  • Белая, слоновая, широкая, обглоданная, плечевая, тазовая…(кость).

  • Гидравлический, штамповочный, механический, брюшной…(пресс).

По подсказкам отгадайте биологические термины.

  • Не только ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги. (стопа)

  • Не только хозяйственная емкость, но и часть скелета. (таз)

  • Не только сторона грани многогранника, но и часть грудной клетки.(ребро)

  • Самая подвижная мышца нашего тела? (язык)

  • Какой боевой порядок тяжелой пехоты или паук вызывает ассоциацию с косточками пальцев? (фаланга)

  • Русское слово мышца первоначально значило «мышка»: движение бицепса казалось нашим предкам похожим на шмыганье мышонка. Так казалось и древним римлянам. Как будет «мышонок» по латыни? (мускулюс, мускул)



III Подведение итогов, рефлексия.



ПРИЛОЖЕНИЕ


1.«Поставьте на место»

Соотнесите названия костей и отделов скелета.

1. лучевая кость

2. ребро

3. верхняя челюсть

4. ключица

5. таранная кость

6.грудина

7.лопатка

8.плечевая кость

9.теменная кость

10.малая берцовая кость

А) плечевой пояс

Б) нижняя конечность

В) верхняя конечность

Г) грудная клетка

Д) череп


2. Ситуации. №1

Ученик Т. долгое время ходил в школу с папкой, в которую помещались все его учебники. На уроках он часто сидел вполоборота, когда писал, одна рука была на коленях. Однажды на занятиях физкультурой Т. пожаловался на боль в спине. Учитель заметил, что правое плечо и лопатка у Т. выше левых, и посоветовал обратиться к врачу.


Ответьте на вопросы:

  1. какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

  2. что в данном случае могло стать причиной такого искривления?

  3. что помогает избежать такого искривления?

  4. что может помочь в лечении? Покажите несколько упражнений для поддержания правильной осанки.


2

На день рождения подруги школьница 13-ти лет Л. пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она чувствовала себя взрослой и счастливой. Начались танцы. Через некоторое время из-за боли в ногах, Л. пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване.

Ответьте на вопросы:

  1. как вы считаете, что стало причиной боли в ногах у Л.?

  2. может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека? Если да, то на каких системах органов прежде всего?

  3. какие из предложенных мер помогут Л. в данной ситуации сохранить правильную осанку, походку, избежать деформации стоп?

    • Правильно подобранная обувь.

    • Тренировка хождения на высоких каблуках.

    • Ношение обуви без каблуков.

    • Тренировка хождения на дальние расстояния.

Покажите несколько упражнений для правильного формирования стопы и профилактики плоскостопия.


3

Маленький Павлик упал с дерева и больно ударился рукой. На его громкий плач прибежали старшие ребята и увидели, что рука в плечевом суставе неестественно вывернута. Взрослых рядом не оказалось.

  • Как вы думаете, какую травму получил Павлик?

  • Какую помощь должны оказать ему ребята? Покажите эти меры на одном из одноклассников.


4

10-ти летний В. лазил по стене полуразрушенного здания. Один из кирпичей выпал из-под его ноги, и В. упал с 2х-метровой высоты. Из-за резкой боли в

ноге он не мог встать. Посреди голени кость изнутри выпирала и натягивала кожу.

  • Как вы думаете , какую травму получил В.?

  • Покажите на одном из одноклассников меры первой помощи, которые нужно оказать при такой травме.




ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


Команда

Разминка 2 балла

Поставьте на место 5 баллов

Горячий стул 2 балла

Объясни выражение

Скорая помощь 5баллов

Плакат 5 баллов

Кто быстрее? 1балл

итого






































Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Набор текста, вставка рисунка из Paint в WordPad"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: