Урок 13.
Цели урока:1. Познакомить учащихся с бытом средневекового крестьянина, подвести их
к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа развития феодализма.
2.Формировать навыки составления характеристики отдельных социальных
групп (крестьянства).
Оформление доски: тема урока, новые слова ( повинности, барщина, оброк,
натуральное хозяйство), домашнее задание.
Обоснование деятельности учителя. | Прогнозирование деятельности учащихся. | |
1. Организационный этап. Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
|
Настрой учащихся на работу. |
Готовность класса к работе. |
2. Постановка целей. Ребята, сегодня мы с вами вспомним о жизни феодалов. Познакомимся с жизнью и бытом крестьян
| Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели Учебно-познавательной деятельности. |
Принятие целей урока. |
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. 1.Ребята, что такое замок?
2.Из какого материала строили замки?
3.Что делали феодалы для своей безопасности?
4. Назовите основное занятие рыцарей. 5. Что входило в снаряжение рыцаря?
6. Феодалы готовились к военной службе с детства. Как именно?
7.Какие развлечения рыцарей вы знаете? 8. Что такое турнир?
9.Что вам ещё известно про турниры? 10. Как называется отличительный знак рода рыцаря? 11. Что такое девиз?
12.На что тратили свои доходы рыцари?
13.Назовите правила, входящие в кодекс рыцарской чести.
14. Всегда ли эти правила соблюдались? Послушайте и ответьте на вопрос.
«Звали этого рыцаря Лудольф. Это был настоящий тиран.(деспот, мучитель). Однажды он скакал по дороге верхом в новом пурпурном платье, и встретился ему крестьянин, ехавший на повозке. Брызнувшая из-под колёс грязь запачкала его одежду, и тогда этот полный гордыни рыцарь, вне себя от гнева, выхватил меч и отсёк крестьянину руку».(Из рассказа 13 в. об одном из немецких рыцарей.)
Итак, мы познакомились с тем как жили феодалы.
4. Этап усвоения новых знаний. (Слово учителя с элементами беседы).
Тема: Средневековая деревня и её обитатели. 1 слайд.
1. Господская земля и крестьянские наделы.
В средние века действовало правило: « Нет земли без сеньора» ( господина). К 9-10 в. Всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озёра стали их собственностью. Возникла ФЕОДАЛЬНАЯ ВОТЧИНА, или поместье,- хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. В центре вотчины располагался господский Двор, обнесённый оградой, а позднее- замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, Амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. ?? Скажите, кому поступал урожай с господских полей? ??Кому поступал урожай с крестьянских наделов? ?? Кто обрабатывал поля господина?
?? Как вы думаете, чей скот использовали для работы на господских полях и чьи орудия труда?
2. Феодал и зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть ВЫПОЛНЯТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.(барщина и оброк) БАРЩИНОЙ – называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины ОБРОК – долю продуктов своего Хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мёд, + полотно, кожи, пряжу, иногда деньги. При вступлении в наследство сын умершего был обязан отдать господину лучшую голову скота. Чтобы заставить крестьян, которые Обычно наследственно владели своим хозяйством, исправно нести повинности, Помещикам нужна была власть над ними. Они имели право, судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. ?? Как вы думаете, справедливым ли был их суд? Т. е.была ещё и судебная зависимость. Самым тяжёлым было положение ЛИЧНО ЗАВИСИМЫХ КРЕСТЬЯН. Чаще Всего потомки прежних рабов не только не Владели своей землёй, но и были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Феодал мог потребовать от этого крестьянина дополнительную работу. Если дочь этого крестьянина выходила замуж за человека из чужого владения, её родители должны были уплатить феодалу выкуп.
3. Крестьянская община. ??Как вы понимаете слово ОБЩИНА?
??Скажите, как было проще работать всем вместе или поодиночке? Поэтому крестьяне одной или нескольких соседних деревень объединялись в общину. Община ведала, прежде всего хозяйственными делами. Община определяла, какое поле засеять яровыми, а какое озимыми. ??Как вы понимаете Яровые, Озимые? Деревенская пашня делилась на участки( полосы), составлявшие крестьянские наделы. Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», иногда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озёра и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользоваться озёрами лесами. Феодалы требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов). Почему?
Смотрите на схему слайда. Какую ещё роль выполняла община?
4. Как жили крестьяне. Деревни в то время насчитывали обычно не более 10 – 15 и лишь редко достигали 30 – 50 дворов. В каждом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник. Самостоятельная работа в группах.
Делимся на 3 команды.
1 –я команда готовит материал.( п. 4 Как жили крестьяне) План. 1.Крестьянский дом. 2. Обстановка в доме. 3. Пища крестьян.(составьте меню на 1 день).
2 –я команда ( п. 5 Труд крестьян) План. 1. Земледелие. 2. Скотоводство. 3. Трудности.
Таким образом, всё необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства называется натуральным, т. е. всё необходимое производится не для продажи, а для собственного потребления.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
1-е место занимает команда, получившая наибольшее количество «5».
| Эвристическая беседа.
Обеспечение восприятия, осмысление знаний.
Сообщение новых знаний.
Постановка вопроса.
Сообщение новых знаний.
Постановка вопроса.
Делает вывод.
Постановка вопроса. Сообщение новых знаний.
Беседа по прочитанному.
Делается вывод.
Итоги урока. | Ответы учащихся.
Замок-это жилище феодала. Из дерева, потом из камня. Ров. Крепкие стены. Башня с подземным ходом. Военное дело. Кольчуга ( латы). Шлем с забралом. Палица. Занимались фехтованием, верховой ездой, борьбой, плаваньем, метанием копья и т. д. Охота и турниры. Это военное состязания рыцарей в силе и ловкости. Ответы детей.
Герб. Это краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. На пиры и угощенья, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов. Рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.
Ответы детей.
Восприятие материала.
Помещику ( в амбар).
Часть помещику, а часть себе. Крестьяне.
Крестьянские.
Ответы детей.
Т. е. сообща, вместе.(т.е. жили и работали вместе, сообща)
Всем вместе.
Яровые сеют весной. Озимые – осенью(под зиму).
Т. к.за это феодал брал особый побор.( больше доходов).
Ответы учащихся.
Ответы детей.
Ответы детей. |