Урок письма в классе «Особый ребёнок»
Тема : «Письмо заглавной буквы «Л».
Цели урока:
научить детей правильно писать заглавную букву «Л» и ее соединения; упражняться в письме изученных букв, в выписывании их элементов; учить детей сравнивать написание букв, находить одинаковые элементы;
развивать графические навыки учащихся, их внимание, память, сосредоточенность, обогащать словарный запас детей, развивать;
воспитывать аккуратность и уважение друг к другу;
Коррегировать мыслительную деятельность,
Ход урока
1. Организационный момент.
— Ребята, мы продолжаем путешествие по Букволандии. Наш поезд каждый день делает остановку на одной из станций, и мы узнаем новую букву, получаем много информации. А чтобы не забыть, что узнали, мы повторяем изученное.
2. Графический диктант.
На первой строке пишем диктант:
Для обучающихся по 1 уровню обучения:
— Ставим ручку сверху, уходим влево-вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по наклонной линии вниз, выполняем «качалочку», поднимаемся по крючку до середины, две части соединяем «секретом», по «секрету» наклонная линия вниз, «качалочка», крючок до середины. (Буква «а»)
— Кладем «качалочку», уходим далеко вправо-вверх в дополнительной строке. В средней части дополнительной строки выписываем «секрет», по «секрету» наклонная линия вниз, выписываем петельку на середине рабочей строки. (Буква «А»)
— Кладем «качалочку» на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх и не доходя , выписываем «секрет», по «секрету» наклонная линия вниз, «качалочка», крючок до середины, «секрет», по «секрету» наклонная линия вниз, «качалочка», крючок до середины. (Буква «м»)
— Кладем «качалочку» на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх (до 1/3 снизу в дополнительной строке), в средней 1/3 выписываем «секрет», по «секрету» наклонная линия вниз, «качалочка», крючок чуть выше верхней линеечки рабочей строки, «секрет», по «секрету» наклонная линия вниз, «качалочка», крючок до середины. (Буква «М»)
— Кладем «качалочку» на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет», по «секрету» наклонная линия вниз, «качалочка», крючок до середины. (Буква «л»)
Проверка: ученик читает буквы, ошибки подчеркиваются зеленым цветом.
— А теперь, ребята, посмотрите внимательно на эту строку диктанта. Может быть, вы заметили что-нибудь? (У строчной буквы «л» нет пары – заглавной буквы).
— Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Учиться писать заглавную букву «Л»).
— Когда мы пишем заглавную букву? (Первое слово в предложении, имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, озер, рек).
1 уровень — Найдите на ленте букв заглавную букву «Л».
2 уровень- Найдите печатную букву «Л».
3 уровень-найди букву «Л» среди 4-х букв
— Каким цветом нужно закрасить прямоугольник с заглавной буквой «Л»? (Синим, так как буква «Л» обозначает согласные звуки).
— А сейчас поиграем.
Игра «Самый внимательный».
Правила просты. Встаньте.
Если нужно писать слово с большой буквы – хлопок в ладоши. Если с маленькой – молчим.
Мурка, Иван, собака, кот, Шарик, Москва, Волга, улица Грина, ученик Платонов.
1 уровень-письмо прописными буквами,
2 уровень-печатными;
3 уровень-штриховка букв;
— Молодцы. Тихо сядьте. Приготовьтесь работать дальше.
Учитель незаметно для детей включает магнитофон для воспроизведения аудиозаписи кваканья лягушки
— Ребята, вы слышите, у нас в классе кто-то квакает. Давайте посмотрим.
(На мультимедийной доске появляется изображение с красивого лягушонка
— Кто же это пожаловал к нам на урок письма? (Это лягушонок)
— Дети, полюбуйтесь на этого красавца.
— Он принёс письмо. Давайте прочитаем.
Воспитанник 1 уровня читает письмо у доски
Дорогие ребята!
Помогите мне, пожалуйста, научиться писать мое имя.
А знаете, какое у меня необычное и трудное имя?
Ларик или полное имя – Ларион.
— Ребята, поможем Ларику научиться писать имя? (Конечно, поможем)
— Русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Нужно всегда приходить на помощь всем, кто к ней нуждается.
3.Графический разбор и письмо заглавной буквы «Л».
— Посмотрите внимательно на заглавную букву «Л». Назовите элементы буквы, которые вам знакомы. («Качалочка», «секрет», наклонная линия, крючок)
Показ учителем образца написания буквы «Л» с проговариванием алгоритма.
Проверяю готовность к письму. (Посадка, положение прописей на парте, положение ручки)
2 уровень обучения
-Пишем по пунктирной линии под мою диктовку.
— Сколько букв написали? (Четыре)
4.Письмо слов Лара, Ларион.
— Ребята, прочитайте слово на следующей строке. (Лара)
— Почему оно написано с большой буквы? (Это имя девочки)
— Кто сможет назвать полное имя? (Лариса)
— Сколько слогов в слове Лара? (Два слога)
— Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько в нем слогов)
— Подчеркните гласные одной чертой, согласные — двумя чертами.
— Напишите имя Лара по пунктирной линии и один раз самостоятельно.
— Найдите имя лягушонка на строке. (Ларион)
— Прочитаем хором.
— Приготовьте ладошки. Сколько слогов в слове Ларион? (три)
— Подчеркните гласные одной чертой, согласные – двумя чертами.
— Приготовьтесь к письму. Проверяю посадку. Напишите имя Ларион по пунктирной линии и один раз самостоятельно.
— Ну как, лягушонок, помог ли тебе наш дружный класс научиться писать имя? Включение аудиозаписи кваканья лягушонка
— Ребята, мы с вами научили веселого лягушонка писать заглавную букву «Л» и его имя, значит, мы совершили доброе дело.
— А теперь отдохнем. Встаньте.
5.Физкультминутка.
Буквой «Л» расставим ноги.
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо…
Получается на славу.
Влево – вправо, влево – вправо
Наклонялись от души!
Второй раз дети проговаривают стихотворение и выполняют упражнения.
6.Работа с предложениями.
— Прочитайте предложение. (Ара мал.)
— Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении два слова)
— Какие правила написания предложений вы знаете? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения ставится точка)
— Знакомо ли вам слово Ара? (Это – попугай. Чтение воспитанником 1 уровня о попугае Ара: Южно-американский попугай Ара — обычный обитатель зоопарков и квартир. Длина попугая – почти метр от клюва до конца хвоста. Клюв у птицы такой сильный, что она способна перекусить толстую железную проволоку. Благодаря этому, Ара легко раскусывает твердые косточки плодов. В индейских селениях живут разные прирученные животные и, среди них, попугаи Ара. Перед праздниками индейцы вырывают у попугаев их красивые перья для собственных украшений, но возмещают птицам нанесенный ущерб, украшая птиц цветными бантиками и лентами. Кроме этого, Ара прекрасно выполняют роль сторожевых собак. Они громкими хриплыми криками предупреждают жителей, когда незнакомые люди приближаются к деревне).
— Итак, мы теперь много знаем о попугаях Ара.
— Постройте схему этого предложения.
— Прочитайте второе предложение. (А Лара мала?)
— Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении три слова)
— Чем отличаются эти предложения? (Количеством слов, интонацией)
— В чем сходство предложений? (Есть похожие слова: мал, мала, которые отличаются одной буквой)
— Ребята, почему говорят именно так: Ара мал. Лара мала.? (Возникает проблема)
— Чтобы решить проблему, обратимся к словам-помощникам на доске. (На доске напечатаны слова «он, она, оно»)
— Прочитайте.
— Какое из этих слов подходит к слову Ара? (К слову Ара подходит «он», потому что это попугай – слово мужского рода)
— Какое слово подходит к имени Лара? («Она», потому что это девочка – слово женского рода)
— Проверяю посадку, положение тетрадей, ручки.
— Ребята, у кого красный круг на парте, пишут предложения по пунктирной линии. У кого зеленый круг – на свободной строке.
Игра. «Разбей слова на три группы».
(На доске картинки: попугай Ара, лев, ландыш, лего, ласточка, лилия и слова «он», «она», «оно»)
Цветным мелом нужно соединить картинку с соответствующим словом. Цвет мела определяют магниты.
ОН – синий мел
ОНА – красный мел
ОНО – желтый мел
— Соберите слова, прочитайте. (Мал, мала, мало)
— Составьте предложения, используя слова «он», «она», «оно» (Он мал. Она мала. Оно мало)
— Проверяю посадку. Запишите слова «мал», «мала», «мало» на соответствующих строках.
— Что можете сказать о следующей строчке в вариативной части? (Здесь написан элемент букв)
— Назовите буквы, в которые входит этот элемент. (Буквы «М», «Л», «А»)
— Допишите буквы.
— Какое задание предлагает автор под номером № 1. (Составь слово, запиши)
— Итак, буквы рассыпались, составьте слово. (Ломал)
— Напишите это слово.
-А теперь представим, что мы с вами выстроились в колонну, как на уроке физкультуры. Учитель стоит перед колонной. Какой ученик кажется ему выше? Первый или последний? Почему? (Первый, потому что стоит ближе)
— Сейчас вы напишете заглавную букву «Л» с уменьшением ее высоты.
7.Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
а) Как писать заглавную букву «Л».
б) Повторили правила написания предложений.
в) Узнали о попугае Ара.
— Лягушонок, ты доволен нашим уроком? Включается аудиозапись кваканья
— Ребята, Ларик хочет подарить вам веселых, дружных лягушат (от имени Ларика детям раздаются сувениры)