Классный час на тему «Питание и здоровье старших подростков»

МОУ Круглинская СОШ

имени Героя Советского Союза И.А. Хромова



Классный час

«Питание и здоровье старших подростков»

Подготовил классный руководитель 11 класса

Енькова Елена Викторовна

Тема: ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Цели: обсудить важность оптимального питания для здо­ровья школьников, необходимость знания старшими подростка­ми элементарных правил питания; формирования навыков само­контроля.

Слайд №1

Учитель.

Сегодня мы с вами поговорим о правильном питании и нашем здоровье. Обсудим, что мы употребляем в пищу. И начнем наше знакомство со здорового образа жизни.

I. Правила здорового образа жизни, укрепляющие им­мунитет.

  1. Заниматься физической культурой 3-5 раз в неделю. Осо­бенно полезны занятия на свежем воздухе. Следить за тем, что­бы организм при занятиях не перегружался.

  2. Не переедать и не голодать. Лучше питаться часто и понем­ногу.

  3. Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя спо­соб избавляться от стрессового состояния.

  1. Стараться соблюдать режим дня.

  2. Ежедневно закаливаться.

  3. Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков.

Учитель.

II. Основные группы пищевых продуктов и планирование питания.



Пищевая группа

Число блюд в день

1. Молоко и молочные продукты

Не менее 2

2. Мясо и мясные продукты

Не менее 2

.3. Фрукты и овощи

Не менее 4

4. Хлеб и крупы

Не менее 4

III. Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании школьников

Слайд №2

Ученик 1.

1.Мясо и мясопродукты.

Эта группа продуктов включает говядину, баранину, свини­ну, мясо птиц (куриц, цыплят, индейки), кроликов. Также раз­личные виды сосисок, сарделек, колбас и колбасных изделий. Общее для всех продуктов — высокое содержание белка -14—16 г в 100 т продукта, а также легкость усваиваемости железа и витамина В .

При этом белки мяса и мясопродуктов содержат наиболее благоприятный для человека набор аминокислот, в связи, с чем белки мяса обладают высокой биологической ценностью, проще

говоря, высоким качеством. Вот почему мясо рекомендуется ежедневно включать в рацион детей и подростков.

В рационе школьников должны преобладать блюда из птицы и говядины, тогда как баранину, свинину, колбасы, сосиски и сардельки следует использовать ограниченно — не чаще 1-2 раз в неделю.

Из мяса можно приготовить самые разнообразные блюда: жаркое, бифштексы, гуляши, котлеты и т. д. Важно при этом, однако, помнить, что

наиболее полезными способами кулинар­ной обработки являются отваривание, тушение и запекание, то­гда как обжаривание сопровождается

образованием на поверх­ности мяса корочки.

Несмотря на свой аппетитный вид, эта корочка содержит продукты расщепления белков, углеводов и жиров, может раз­дражать слизистую желудка и кишечника и вызывать изжогу, тошноту и другие болезненные симптомы со стороны желудка, печени и кишечника.

Слайд №3

Ученик 2.

2. Рыба и рыбопродукты.

Пищевая ценность рыбы и рыбопродуктов близка аналогич­ной у мяса. Эта группа также важнейший источник высококаче­ственного белка, легкоусваиваемого железа и витамина В 12.

Поскольку в рыбе меньше, чем в мясе, соединительной ткани, то рыба и ее белки легче перевариваются и усваиваются детьми и подростками.

В этом одна из причин того, что в вечернее время рекомен­дуются блюда из рыбы, а не из мяса: желудок и кишечник тоже должны отдыхать ночью, а не заниматься перевариванием пи­щи.

Несмотря на отмеченное сходство в химическом составе ры­бы и мяса, первая содержит некоторые пищевые вещества, от­сутствующие в мясе. Это прежде всего особый класс полинена­сыщенных жирных кислот, необходимых для обеспечения мно­гих важных физиологических функций.

Слайд №4

Ученик 3.

3. К у р и н ы е яйца.

Помимо белка этот продукт содержит немало и других по­лезных веществ: жир, в том числе лецитин, витамины А, В-каротин, В12. При этом все пищевые вещества яйца быстро и хорошо всасываются.

Поэтому яйца — полезный компонент рациона детей, если, конечно, они не вызывают аллергию (что бывает нередко).

Увлекаться яйцами, однако, не следует, в том числе из-за высокого содержания в них холестерина. Хороша «золотая се­редина» — 1-2 яйца в день не чаще 2-3 раз в неделю.

Слайд №5

Ученик 4.

4. Молоко и молочные продукты.

Эти продукты «роднит» с мясом и рыбой наличие в них вы­сококачественного белка, к тому же его потребляют ежедневно.

Так, если ребенок 7 лет выпьет утром стакан молока, а вече­ром — стакан кефира, то он получит 12 г белка, что составляет 12-15 % от суточной дозы потребности в этом важнейшем пи­щевом веществе.

Но белок — это не единственное достоинство указанной группы продуктов. Кальций и витамин Вт ребенок получает в основном из молока и молочных продуктов.

В тех же двух стаканах молока и кефира содержится около 400 мг кальция (40-50 % от суточной дозы потребности детей 7-10 лет) и 0,6 мг витамина В?

(30 % от суточной потребности).

Еще выше содержание кальция и витамина В в таких про­дуктах, как творог и сыр, которые являются «природными кон­центратами» этих веществ.

Следует особо подчеркнуть важную роль кисломолочных продуктов (кефира, ряженки, йогуртов, простокваш и др.).

Эти напитки не только содержат перечисленные вещества (белок, кальций, витамин В2 и др.), но и несут в себе полезные микроорганизмы, так

называемые пробиотики («поддерживаю­щие жизнь»), которые не только нормализуют состав кишечной флоры, подавляя рост болезнетворных микробов, но и стимулируют иммунный ответ организма, повышают его устойчивость к инфекциям.

В питании школьников, как, впрочем, и детей другого воз­раста, и взрослых, должны чередоваться различные виды ки­сломолочных продуктов.

Конечно, при этом необходимо учитывать переносимость каждого из этих напитков, поскольку она может существенно различаться у разных людей.

Слайд №6

Ученик 5.

5. Хлеб и хлебобулочные продукты, крупы, макаронные изделия.

И хлеб, и крупы могут служить источником практически всех основных пищевых веществ — белка, жира, углеводов, ви­таминов (В1, В2, РР), минеральных солей (магния, железа, селена и др.).

В них имеются растительные волокна, необходимые для нормальной работы кишечника и желчевыделительной системы.

Однако в этих продуктах преобладают углеводы (главным образом — крахмал), тогда как содержание белка и жира сущест­венно ниже.

Белки хлеба характеризуются значительно более низкой биологической ценностью, чем белки мяса, рыбы, молочных продуктов. Поэтому хлеб и крупы должны сочетаться в рационе с мясом, рыбой, молоком и другими продуктами животного происхождения.

Традиционное же увлечение хлебом, кашами, блюдами из макарон и вермишели, к сожалению, достаточно частое в пита­нии детей и взрослых в нашей стране, не может быть признано полезным, так как сопровождается избыточным потреблением углеводов.

Поскольку избыток углеводов в организме легко превраща­ется в жиры, именно эта традиция служит причиной значитель­ной распространенности избыточной массы тела населения в нашей стране.

Слайд №7

Ученик 6.

6. Овощи и фрукты.

Служат важными источниками ряда минеральных солей (ка­лия, железа), Сахаров, растительных волокон, органических ки­слот, улучшающих процесс пищеварения, некоторых витами­нов, в частности витамина С и В-каротина.

Однако широко рекламируемый тезис «Овощи и фрукты -источник витаминов» не верен, так как содержание других ви­таминов в овощах и фруктах либо невелико, например В1: и В2, либо они вообще отсутствуют

(витамина А, Д1, В)2).

Это обстоятельство является еще одной иллюстрацией необ­ходимости включения в рацион самых различных продуктов, необходимых для снабжения человека всем комплексом нужных ему пищевых веществ.

И овощи, и фрукты наиболее полезны в свежем виде, так как любой вид кулинарной обработки снижает содержание в них витаминов, в первую очередь — витамина С.

Вместе с тем овощи и фрукты полезны в виде различных блюд, а также соков, пищевая ценность которых очень высока. Овощи (морковь, свекла,

капуста, томаты, огурцы) широко ис­пользуются при приготовлении салатов, винегретов, первых блюд (борщей, щей), а фрукты и ягоды — при приготовлении компотов, киселей.

Следует особо упомянуть, что при изготовлении соков в до­машних условиях необходимо строго соблюдать правила гигие­ны, тщательно мыть руки, посуду, плоды и ни в коем случае не хранить свежеприготовленные соки больше 2-3 часов.

Слайд №8

Ученик 7.

7. Кондитерские изделия.

20-30 лет назад о сахаре говорили как о «белой смерти». Действительно, пищевая ценность кондитерских изделий (а это не только сахар, но и шоколад, конфеты, печенье, пирожные, торты и др.) ниже, чем у других групп продуктов.

Кондитерские изделия — это источники легкоусваиваемых углеводов (сахаров), но они либо вовсе не содержат сахар, либо содержат в небольшом количестве витамины (мучные кондитер­ские изделия), белки, минеральные вещества.

Поэтому эта группа продуктов служит в основном источни­ком углеводов и энергии. Учитывая высокую двигательную ак­тивность детей и связанный с этим большой расход энергии, кондитерские изделия не могут считаться для них ненужными.

Кроме того, нельзя рассматривать питание только как про­цесс поставки в организм пищевых веществ.

Питание — это еще и источник радости, положительных эмо­ций, и кондитерские изделия в этом отношении доставляют не­мало удовольствия детям всех возрастов.

Учитель.

8. П и щ е в ы е жиры.

Эта группа продуктов включает жиры животного происхож­дения — сливочное масло, сливки, животные жиры (говяжий, ба­раний) и растительные масла (подсолнечное, кукурузное, со­евое, оливковое и др.), а также маргарины.

Эти продукты, как было уже отмечено выше, нужны и как источник ряда пищевых веществ, в том числе незаменимых (по­линенасыщенные жирные кислоты), витаминов А, Е, Б, и как не­обходимые компоненты в формировании вкуса и аромата блюд в процессе их приготовления

(обжаривания и др.).

IV. Оптимальное питание.

Оптимальным является 4—5-разовый прием пищи: завтрак, обед, ужин плюс полдник и/или второй завтрак. Делая выбор между отдельными блюдами, можно руководствоваться сле­дующими п р а в и л а м и:

  • в рационе не реже 2 раз в день должны присутствовать го­рячие блюда;

  • мясные блюда целесообразно включать в обед, тогда как в ужин

молочно-растительные и/или рыбные блюда;

  • 1-2 раза в день в рацион должен быть включен овощной салат или

винегрет;

  • в обед в качестве первого блюда желателен суп;

  • если в обед на первое блюдо школьник выбирает овощной суп, то в качестве гарнира целесообразнее использовать макаро­ны или крупы, и наоборот — если суп с курицей, то гарнир ко второму блюду должен быть овощной;

  • в качестве гарниров можно использовать и овощи, и кру­пы, и макаронные изделия, чередуя их в течение дня в разные дни недели;

  • одно и то же блюдо не следует включать в рацион дважды в течение одного и того же дня;

  • перед сном можно рекомендовать кефир, йогурт, яблоко, банан и т. п.;

  • желательно, чтобы каждый прием пищи завершался горя­чим или холодным напитком (какао, чай, компот и т. д.) и по возможности десертом (фрукты, конфеты, мороженое и др.).

V. Формирование представлений о питательных ве­ществах.

Питание играет важную роль не только в поддержании фи­зического здоровья человека, но и в обеспечении нормального эмоционального состояния.

Чаще всего наше отношение к пище определяется понятиями «вкусно» или «невкусно». Конечно, мы обращаем внимание и на эстетику продуктов питания, иногда принимая за «золото все то, что блестит».

Пищевое поведение в основном состоит из привычек, сфор­мированных долгими годами предпочтения какому-либо рацио­ну и режиму питания. Следовательно, то, что человек предпочи­тает есть в зрелом возрасте, тесно связано со сложившимися представлениями о питании в школьные и студенческие годы.

Видеоролик

Питание — очень приятный процесс. Человек получает массу удовольствий от удовлетворения чувства голода и от непереда­ваемых вкусовых ощущений. Но нередко человек, употребив какой-либо продукт питания, не задумывается над последствия­ми пищевого выбора.

Практическая работа

На столе лежат различные продукты питания. Вам сейчас предстоит «приготовить» завтрак, обед и ужин, но помните, о чем шел разговор у нас на классном часе. Для этого мы разделимся на три группы. 1-я группа готовит завтрак. 2-я группа готовит обед, но, а 3-я группа- ужин.

Представление блюд каждой группы.


Учитель.

Строя свой рацион, вам нужно помнить о наибо­лее серьезных недостатках современного питания и стремиться устранить их с помощью следующих правил:

1) ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломо­лочных продуктов, творог (30-50г) или сыр (5-10г или 10-20г через день);

2) ограничить потребление соли и заменить поваренную
соль на йодированную;

  1. сочетать в рационе сливочное масло с растительным (под­солнечным, кукурузным, соевым, оливковым и др.) до 10-15 г в день;

  2. ограничивать потребление сахара, конфет (особенно шо­коладных), шоколада, жирных тортов и пирожных;

  3. широко использовать в питании рыбу и морепродукты;

  4. ежедневно включать в свой рацион мясо или рыбу (лучше нежирных

сортов); стремиться использовать в своем питании не колбасы, сосиски, сардельки, а блюда из натурального мяса;

  1. широко использовать в питании все доступные овощи, фрукты, ягоды, а также соки;

  2. стремиться к ограничению в рационе воздушной кукуру­зы, чипсов, сухих завтраков, прохладительных напитков, хот-догов, гамбургеров и других форм «фаст-фуда».



























Свежие документы:  ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ «ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: