Урок по технологии для 5 класса «Ручные швы»
Разработал урок Козырева Тамара Федоровна, учитель МАОУ СОШ №2 г. Реж Свердловской области
Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Цели:
учебно-познавательная: знакомство учащихся с видами ручных швов, с понятиями «стежок», «строчка», «шов», с правилами соблюдения техники безопасности при выполнении ручных работ.
развивающая: формирование у учащихся пространственного, логического мышления, познавательного интереса;
информационная: формирование у учащихся умений работать со справочной литературой;
воспитывающая: формирование у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса, аккуратности в работе, слушать и слышать друг друга;
профориентационная: пополнить знания о профессиях, связанных с изготовлением швейных изделий.
Оборудование: образцы ручных швов, плакат «ручные швы», рабочая тетрадь, ножницы, нитки, ручная игла.
Методы обучения : проблемный диалог.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Этап урока | Основное содержание урока | Форма и методы урока | Необходимые средства | Результат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент | приветствие; проверка явки учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу; доведение до учащихся плана урока.
| Индивидуальная | Рабочая тетрадь, образцы ручных строчек», плакат « Ручные работы». | Эмоционально- Психологический настрой учащихся на урок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Подготовка к основному моменту. Мотивация и актуализация. | Каждый учащийся в школе может научиться шить несложные вещи. Умение шить приучит к аккуратности, усидчивости. При изготовлении изделий многие детали соединяют между собой вручную. Посмотрите на репродукцию, где представлено платье 16 века. Сшито оно вручную. Это огромный титанический труд портнихи. Недаром в Великобритании поставлен первый памятник портнихе. СЛАЙД 2,3,4,5. Профессия портного во все времена заслуживала уважение. Какие профессии, связанные с шитьем вы знаете? Обратите внимание на представленные образцы. Что вы видите? Приходилось ли вам когда — ни будь выполнять такие строчки? Как вы думаете, в каких случаях используют такие строчки? Давайте обсудим «+» и «- « умения выполнять таких строчек? | Беседа. Наглядно-иллюстративная | Образцы строчек. Презентация. | Умение анализировать, умение ориентироваться в социальном пространстве. Умение формулировать свою позицию. Развитие логического мышления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Целеполагание. | Исходя из предварительной беседы, мы с вами пришли к выводу, что ручные строчки необходимы при шитье изделия. Все ли из приведенных примеров строчек вы умеете выполнять? Сформулируйте цель урока. Для этого необходимо решить следующие задачи: — познакомиться с понятиями : строчка, стежок, шов. -познакомиться с классификацией строчек. — познакомиться с терминологией ручных работ. -выполнить практическую работу.
Записать тему урока в тетради. |
|
| Умение самостоятельно определять и формулировать цель и задачи урока. .
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Введение в новое знание.
Стежок Строчка Шов Длина стежка
Классификация стежков.
Терминология ручных работ.
Инструменты и приспособления.
Правила ТБ при выполнении ручных работ.
«Организация рабочего места при выполнении ручных работ»
Практическая работа.
| Слайд 6 На доске слова «шов», «строчка», «стежок», «длина стежка» Соотнести определения со слайда № 6 с понятиями на доске. Найдите на образцах стежок, строчка, шов. Аргументируйте свой выбор. Чем шов отличается от строчки? Строчка от стежка?
Записать определения в тетрадь. Стежок — переплетение нити между двумя проколами иглы. Строчка — ряд повторяющихся стежков. Шов — место соединения двух и более деталей с помощью . Длина стежка – »- равна длине нити на поверхности ткани и расстоянию между стежками .. , « строчка», «стежок»,»длина стежка»- равна длине нити на поверхности ткани и расстоянию между стежками. Рассмотрим представленные образцы. Составим классификацию стежков. Слайд 7 В тетради записываем «Классификация стежков». (найти на образцах) Временные . Слайд 8 , 9-12 Соединительные – сметочные, копировальные. Постоянные. Слайд 13 Соединительные –стачной Слайд 14-17. Краевые— подшивочные косые, обметочные косые, отделочные. Виды строчек: (зарисовываем)
Слайд 18 Терминология ручных работ. В целях экономии времени учитель раздаёт учащимся распечатанную таблицу, которую они наклеивают в тетрадь.
Слайд 19 На доске слова « Инструменты», «Приспособления». Задание- какая разница между этими понятиями? Задание- распределить по разделам «Инструменты» и «Приспособления» : -ручная игла, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, манекен, резец, линейка, угольник. Слайд 20-31 История об игле. Что появилось раньше – иголка или одежда? Многие удивятся: разве можно сшить одежду без иголки? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Когда же осколками твёрдого камня высверливали ушки, получались иглы. История о булавке. Самыми древними родственниками булавок были шипы роз. Не случайно слово «булавка» произошло от латинского «шип» и «колючка». Делали булавки из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь часто булавки использовались как украшения. История ножниц. В старые времена, когда была необходимость что-нибудь разрезать, брались за нож. Но приблизительно три с половиной тысячи лет назад, кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы. Со временем ножницы совершенствовали, придавая им затейливые формы. История напёрстка. Однажды одного безымянного портного, исколовшего себе пальцы, осенило и был изготовлен первый напёрсток. Сначала их изготавливали из золота. В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрёл универсальный станок для производства напёрстков. В конце 19 века напёрстки стали популярными, их продавали в качестве сувениров ПРАВИЛА ТБ 1.Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице. 2 Инструменты и приспособления в определенном месте. 3. Пользоваться наперстком 4.Класть ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. 5. правильно передавать ножницы. Ты с иголкой не шути Инструктаж по технике выполнения работы ( по группам) Вторая группа- работа по учебнику стр.15 « Организация рабочего места для выполнения ручных работ».
| Беседа | Плакат «Ручные работы» «Строчка» «Стежок» «Шов»
Карточки с названиями инструментов и приспособлений | Умение анализировать, аргументировать, делать выводы и обобщать, классифицировать. Самостоятельная работа учащихся. Формирование умений работы с информационным источником. Умение соблюдать ПТБ. Умение организовать свою работу. Умение сравнивать с эталоном. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Текущий контроль |
|
|
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Учащиеся анализируют работу друг друга. Учащиеся отвечают на вопросы по карточке: Карта эффективности урока.
Хороший, интересный Обычный, нормальный Скучный, неинтересный
| Беседа. Релаксация. |
| Умение оценить свою работу и работу одноклассников. Умение сравнивать с шаблоном. Умение проанализировать свою деятельность на уроке. |