Цель урока: — повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин, направлений на карте; проследить причинно-следственный связи, развивать познавательный интерес к географии.
Оборудование на доске: физическая карта России, физическая карта Африки, физическая карта полушарий (или мира), настенная контурная карта, маркеры, пунсоны.
Оборудование на партах: атласы 6, 7 классов, контурные карты для детей, цветные карандаши.
При подготовке к уроку детям было предложено ещё раз прочитать произведение
К.И. Чуковского “Доктор Айболит” и подумать над тем, как Айболит попал в Африку.
Организационный момент. Проверка наличия всего необходимого на уроке в игровой форме.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Покажите карандаш,
Он дружок сегодня наш.
Карта тоже нам нужна,
Книга, лучше не одна.
Атлас, ручка и пунсон,
И дневник конечно.
Проверка домашнего задания. Повторения понятий по теме “Географическая карта” и детям задаются вопросы:
Что называется географической широтой?
Долготой?
Что такое географические координаты?
Как определить направление по карте?
Через какой город проходит нулевой меридиан?
Какие материки пересекает нулевой меридиан?
Какое детское литературное произведение посвящено одному из этих материков?
Объявление темы: -Сегодня мы попробуем применить полученные ранее знания на практике и поможем доктору Айболиту проложить его путь на карте.
Дети записывают в контурных картах число, название карты “Карта путешествия Айболита”, открывают физическую карту полушарий и карту Африки.
Учитель: Давайте попробуем выяснить, где же живет доктор Айболит? (зачитывается отрывок из сказки)
“Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица….” (Возможно это опушка леса, небольшая поляна и т.д.).
Учитель: “…И прибежала зайчиха,
И закричала “Ай, ай!”
Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай.
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки…”
(Опушка леса должна находиться где-то на окраине большого города, где ходят трамваи).
Учитель:
Какого города?
Может быть Архангельска?
Москвы?
Санкт-Петербург?
А может это наш родной город?
(ученики приходят к выводу, что это скорее всего город Санкт-Петербург, т.к, “…и пришла к Айболиту лиса,…и прибежал зайчик, и пришел медведь…”, т.е. город должен находиться в лесной зоне. По карте видно, что в лесной зоне находится Санкт-Петербург)
Учитель: А сейчас мы определим по карте координаты С-Петербурга и отметим его на контурной карте. ( Учитель параллельно отмечает город на настенной контурной карте).
Учитель: — Куда спешил Айболит? (зачитывает отрывок)
“…Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот Вам телеграмма
От гиппопотама…” ( В Африку)
Учитель: “…Ладно, ладно побегу
Вашим детям помогу!
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?…”
“…Мы живем на Занзибаре
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-По
По широкой Лимпопо…”
Ученики ищут названные объекты на карте Африки и, кто первый нашел, выходит и прикрепляет пунсон на настенную карту Африки.
Учитель: Ребята, а что имел в виду К.И.Чуковский, когда говорил о горе Фернандо-По?
(Дети догадываются, что это вулкан Килиманджаро и по заданию учителя определяют его координаты и отмечают его на контурной карте, а учитель отмечает объект на настенной карте).
Учитель: А теперь начнем прокладывать маршрут доктора Айболита на контурной карте. — Куда надо идти из Санкт-Петербурга, чтоб попасть в Африку?” (Дети: на юг).
— В какое время года Айболит получил телеграмму? (Дети: летом)
Учитель: “…И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит
И одно только слово твердит:
“Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!”
А в лицо ему ветер, и снег, и град…”
Учитель: Он должен был идти на юг, но по рассеянности побежал не на юг, а на север.
Учитель: “…И вот переел ними море
Бушует, шумит на просторе…”
— Какое это может быть море?
По карте дети определяют, что это может быть Белое или Баренцево море.
Учитель: “…Но тут выплывает кит-
Садись на меня, Айболит!…”
— Ребята, глубоко ли плавают киты?
— Как определить глубину морей? (Дети – по шкале глубин)
— Давайте определим глубину морей:
1 вариант – Белого моря
2 вариант – Баренцева моря
-В каком море могут плавать киты?
(Баренцево море глубже, значит киты могут плавать только в Баренцевом море, а в Белом — слишком мелко). (подписывают глубины в контурной карте, учитель подписывает на настенной карте)
Учитель: Откройте физическую карту России и определите крупный порт на берегу Баренцева моря.
(Это Мурманск. Они определяют его координаты и отмечают в конт .карте). (учитель – на настенной карте)
Учитель: Итак, Айболит сел на кита и поплыл в Африку. Через какие моря он плыл?
Ученики определяют, что через Баренцево, Гренландское моря, по Атлантическому океану. ( Подписывают на карте Атлантический океан)
Учитель: На каком берегу Африки высадился Айболит?
Дети: определяют, что на северо-западном берегу Африки.
Учитель: “…И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти…”
— Какие горы встали на пути доктора? И Почему вы так решили? ( Это Атласские горы)
Учитель: — Как определить среднюю высоту гор? (Дети: по шкале высот)
Определите среднюю высоту Атласских гор. Карандашом соответствующего цвета нарисуйте их на конт.карте.
Определите какой город расположен у подножия этих гор? (Касабланка)
Определите координаты Касабланки и отметьте его на конт.карте. (Учитель – на настенной карте).
Учитель: “…И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы…” ,
т.е. дольше Айболит полетел на орле.
Учитель выясняет у детей, опираясь на знания, полученные в начальной школе, далеко ли летают орлы, и куда приземлился доктор.
“… Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппо-По.
Он в Африке, он в Африке под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит,
Не едет ли в кораблике доктор Айболит?…”
Дети предполагают, что он должен приземлиться где-то на побережье туда, куда могут добраться и страусята, и носороги, и слоны, и бегемоты, и верблюды
Учитель просит открыть в атласах 7 класса карту “Природных зон” и поясняет, что носороги, страусы и слоны и жирафы живут в саванне. А верблюды (дети знают) в пустыне. Поэтому орёл должен приземлиться где то на границе этих природных зон.
Пользуясь условными знаками карты, ученики определяют, что на границе саванны и пустыни, на побережье, находится город Дакар.
— Определите его координаты и отметьте в конт.карте.
— Почему город Дакар можно считать конечной точкой путешествия Айболита? ( Туда могут быстро и легко добраться звери из разных зон и акула из океана.)
-А сейчас ответственный момент, вам необходимо соединить все пункты остановок доктора Айболита. Красной пунктирной линией — путь по суше. Синей – морской путь.
— Как можно определить расстояние между пунктами на карте? ( с помощью масштаба)
— Измерьте расстояние между С-Петербургом и Мурманском, Касабланкой и Дакаром и подсчитать путь в км.
Записывают ответ.
Ученикам даётся время на оформление контурной карты, затем они сдают контурные карты на проверку.
Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учеников, объявляет оценки.
Домашнее задание: Нарисовать то, что мог увидеть Айболит в своём путешествии.