Урок по информатике — системы счисления:
Двоичная арифметика. Перевод чисел из одной системы счисления в другой.
Цели урока:
Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала.
Развивающая – развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи;
Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности.
Тип урока: закрепление материала.
Вид урока: комбинированный, продолжительность 45 минут.
Возраст учащихся: 8 класс.
Оборудование урока:
Компьютер с видеопроектором;
Презентация;
Карточки с заданиями;
Тесты
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация.
Сегодня на уроке вы имеете возможность показать свои знания не только по информатике, но и по математике и заработать отличные оценки. Каждый полный и правильный ответ оценивается, дополнительно будут выставляться оценки за работу по карточкам.
Система счисления – определенный способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.
Все системы счисления, которые были раньше и используются сейчас, делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные системы счисления. В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных – не зависит.
Основание позиционной системы счисления равно количеству цифр, участвующих в записи чисел, и определяет, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях числа.
3. ПК устроен так, что может «понимать» только две цифры – 0 и 1. Десятичная система 0 -9 является позиционной, это значит, что значения каждой цифры числа определяется ее местом (позицией) в числе.
Например: в числе 459 цифра 9 представляет единицу
Цифра 5 десятки
Цифра 4 сотни
Основанием десятичной системы является десяток, и поэтому число 459 можно представить суммой:
456 = 4*102+5*101+9*10.
Если вместо 10 цифр только две цифры (0 и 1), то это двоичная система счисления.
Эта система тоже является позиционной, но по основанию 2.
Системы счисления бывают:
Позиционные и непозиционные: Позиционные цифры в записи числа определяются его местом, основанием. Непозиционные цифры, системы в записи числа обозначают одну и ту же независимо от позиции от места записи.
— Правила перевода двоичных чисел в десятичные просты. Перевод десятичных чисел в двоичные проводится подсчетом сумм степеней двоек – 1, 2, 4, 8, 16, … соответствующих единицам в двоичной записи числа.
Например: (1011)2 = 1*23+0*22+1*21+1*2 = 8+0+2+1 = 1110
Если основание обозначим символом P, тогда в этой системе любое число от 1 до Р-1 можно написать число А: А = аРm-1 + a1Pm-2 + a2Pm-3 + … + аnP Обратное преобразование десятичных чисел в двоичные проводится последовательным делением исходного числа на 2, затем еще на 2. Это деление дает в остатках запись двоичного числа, но в обратном порядке – от младшей цифры к старшей. Например:
Деятельность учащихся | |
1. С каким универсальным техническим устройством мы работаем на уроках информатики? | Это устройство называется компьютер. |
2. Для чего была изобретена ЭВМ? | ЭВМ изобретена для работы с числами |
3. Зачем нужны числа? | Для практически |
4. На каком школьном учебном предмете вас учат работать с числами? | С числами работаем на математике. |
5. Сколько цифр используется для представления чисел? | 10 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
6. Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются? | включено, выключено; 0,1 |
7. Сколько цифр используется? | Используется 2 цифры: 0 и 1. |
8. Какая это система счисления? | Это двоичная система счисления. |
Задача 2: Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения:
“Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.”
Решение: В данной фразе 108 символов, учитывая знаки препинания, кавычки и пробелы. Умножаем это количество на 8 бит. Получаем 108*8=864 бита.
Ей было 1100 лет,
Она в 101 класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила –
Все это правда, а не бред,
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
О чем же идет речь в этом стихотворении?
Варианты заданий по карточкам
|
1.Перевести в десятичную систему счисления числа 1011 и 11101 2 Перевести в двоичную систему счисления числа 41 и 15
|
1. Перевести в десятичную систему счисления числа 1110 и 10010 2. Перевести в двоичную систему счисления числа 51 и 13
|
1. Перевести в десятичную систему счисления числа 11010 и 1010 2. Перевести в двоичную систему счисления числа 31 и 25
|
1. Перевести в десятичную систему счисления числа 1001 и 10010 2. Перевести в двоичную систему счисления числа 41 и 15
|
1. Перевести в десятичную систему счисления числа 1101 и 10110 2. Перевести в двоичную систему счисления числа 48 и 35
|
1. Перевести в десятичную систему счисления числа 1001 и 10110 2. Перевести в двоичную систему счисления числа 21 и 15
|
8 КЛАСС
Двоичная арифметика. Перевод чисел из одной системы счисления в другой.
Задачи урока:
Переводить из двоичной в десятичную систему счисления;
Переводить из десятичной в двоичную систему счисления;
Изучить арифметику двоичных чисел.