Прокудина Ирина Алексеевна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 110»
С.С.Торбоков («Сибирская земля рождает щедро людей, творящих песенным стихом…»)
к 70-тилетию Кемеровской области
урок литературы 10-11 класс
(15-17 лет)
Тема: С.С.Торбоков. Жизнь и творчество.
(«…Сибирская земля рождает щедро
Людей, творящих песенным стихом…» Н.Костяева)
Цель: Открытие новой страницы краеведения, знакомство с жизнью и творчеством С.С.Торбокова.
Задачи:
Познакомить учащихся с художественным миром поэта
Сформировать навык аналитической работы с поэтическим текстом
Воспитывать морально-ценностные чувства активную гражданскую позицию, любовь к родной земле, родной природе.
Место проведения: кабинет литературы
Оборудование: портрет С.С.Торбокова, сборник стихотворений, шорская национальная музыка, мультимедийная презентация Power Point.
На доске: Дата, тема урока, словарная работа. (Кайчи – певец; анчы— охотник; улус – деревня, село; мылтык – ружье;кай-комус – национальный шорский инструмент)
Эпиграф: «Торбоков не издал томов огромных,
Но на родной земле оставил след.
В его стихах таких простых и скромных,
Сокрыты мудрость, истина и свет.
Пусть труд его духовной служит пищей,
Чтоб мир людской стал и добрей, и чище»
С.Малышева
Учитель: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть на нашем занятии (звучит шорская национальная музыка). Сейчас мы прикоснулись к сокровищнице шорского фольклора и это не случайно, тема нашего занятия (слайд 1)«С.С.Торбоков. Жизнь и творчество. А еще ее можно определить так «…Сибирская земля рождает щедро людей, творящих песенным стихом…».
И сегодня мы с вами «откроем» еще одну страничку краеведения, узнаем о биографии, творчестве поэта Земли Кузнецкой — Степане Семеновиче Торбокове. Увидим творческое мастерство, самобытный поэтический анализ. Ребята, прошу вас быть предельно внимательными т.к. вам предстоит в конце урока составить синквейн, тема которого «Торбоков».
Итак, начнем наше занятие со знакомства с личностью поэта, в этом нам поможет исследовательская работа наших краеведов.
Презентация учащихся.
(текст презентации)
На заре прошлого века — в конце 1900 года родился поэт в семье шорца-охотника в селе Тагдагал (сейчас это город Осинники). (слайд 2,3)
До революции Степан Семенович (слайд 4) окончил церковно-приходскую школу. В 1927 году он поступает на курсы ликвидаторов неграмотности в Мысках. В 1930 году его как активиста-общественника направили в город Красноярск на курсы учителей хакасов и шорцев. Горно-Шорским народным образованием был назначен учителем Тенешской школы. В 1931 году вновь направлен на учительские курсы в Абакан. После окончания курсов Степан начинает работать учителем в улусе Тенеш. (слайд 5) В 37 лет заочно поступает на географический факультет Томского университета. Тяга к знаниям заставила упорно работать над собой. 15 июля 1943 года получил диплом об окончании университета с правом преподавания географии в средней школе, с 1928 по 1956 год работал в школах сел Кинерки, Рябиновка, Тайлеп учителем, завучем, директором.
Торбоков был учителем от бога, большая часть его жизни была связана с детьми, ему близки были их интересы, он всегда был в курсе их дел, событий. Пионерской дружиной своей школы (слайд 6) Степан Семенович был торжественно принят в почетные пионеры.
На протяжении всей жизни неоценимую помощь Степану Семеновичу оказала его супруга Анисия Торбокова. (слайд 7).Это она окружала поэта заботой, вносила в его жизнь радость, неиссякаемое жизнеутверждение, неустанное трудолюбие. Она помогала мужу сохранять бодрость духа, выполнить колоссальную работу и воспитала двух сыновей Валерия и Ивана.(слайд 8)Оба сына получили высшее образование: Иван окончил Томский политехнический институт, Валерий – юридический факультет Кемеровского университета. В 1999 году в фонд музея Ф.М. Достоевского поступило 210 предметов из семейного архива Торбокова, которые были переданы его сыном Валерием Степановичем Торбоковым.
Жил Степан Семенович Торбоков в гармонии со своей душой и природой, у которой черпал жизненные силы. И умер в июле 1980 года не на больничной койке, а лежа на земле, в саду, лицом к небу, куда, как он глубоко был убежден улетает душа человека. (слайд 9)
«…Упадет столетняя сосна,
Но оставит прежде семена.
До черты дойдет и жизнь певца,
Но бессмертна песня – нет конца…» (слайд 10)
Учитель: Степан Семенович Торбоков внес большой вклад в существование и развитие шорской культуры сначала как кайчи, т.е. как сказитель шорского героического эпоса, потом как собиратель произведений шорского фольклора, и, наконец, как поэт. В творчестве С.С.Торбокова немало сказок, легенд, загадок, (слайд12,13) пословиц, поговорок и, конечно же, стихотворений. Своими произведениями он учит образно мыслить, отличать добро от зла, видеть прекрасное и знакомит с героическим прошлым шорского народа, как кайчи он продолжал сеять доброе, вечное и прекрасное. Но кроме этого Торбоков обратился к большой форме прозаического эпоса – роману. (слайд14,). Над своим произведением С. Торбоков много работал, о чем свидетельствуют собственноручные исправления и пометки на страницах сочинения.(слайд 15) Вероятно, роман готовился автором к публикации, но опубликован не был. Интересно, что упоминания об этом сочинении нам нигде ранее не встречались. Интересный письменный памятник — рукопись С.С. Торбокова «Роман в письмах» хранится в коллекции музея Ф.М.Достоевского.
Печатать свои стихи Степан Семенович стал поздно, когда за спиной была уже большая жизнь. (слайд 16) В 50 лет он выпустил первый сборник — «Белая береза», в 1960 году – детский сборник «Пихточка», в 1967 году — «Струны Кай-комуса».
Учитель: Дома, ребята, вы читали стихотворения С.С.Торбокова («Раненная береза, «Рябинка на утесе», «Марал», «Простор», «Осина», «Сны», «Люблю», «Раздумье», «Душа зовет», «Март», «Люди разные», «Рабочий люд»), можете ли вы определить их тематику? (слайд 17)
Ученик: Тематика лирики Торбокова разнообразна: это ст-ия о Родине и природе, о человеке, и, конечно же, раздумья о добре и зле, о жизни и смерти, о вечности.
Учитель: Как в стихотворениях о природе понимается каждое деревце, кустик, листик, животное, птица?
Ученик: Понимается как высшая ценность
Учитель: Какое отношение автора вы наблюдаете в прочитанных вами стихотворениях?
Ученик: В стихотворениях Торбокова видно явное проявление любви к природе, к родному краю?
Учитель: И чего хочет Торбоков от нас, от читателей?
Ученик: Он хочет, чтобы мы учились глубоко понимать, сопереживать и сочувствовать природе
ведь это все нам досталось от предков, и мы должны это ценить, беречь.
Ученик: (слайд 18) читает наизусть стихотворение «Осина»
ОСИНА
Горькая осина, что с тобою –
Почему всегда дрожишь листвою?
Или на тебе плохое платье.
В тишь и ветер — все одно занятье.
Что его пытаешься ты сбросить?
Или просто стряхиваешь росы?
Может быть, осина, ты застыла?
Ты тепла ведь мало накопила…
Разве будет жить тепло в осине –
У нее лишь горечь в сердцевине!
Учитель: В каких стихотворениях видно искренне сочувствие автора объектам природы?
Ученик: В стихотворениях «Раненная береза», «Рябинка на утесе», « Осина»
Учитель: Найдите строки, подтверждающие вашу мысль.
Ученик: «…Вижу на березоньке порез/Он до сердца самого глубок…» «…Милая березонька моя…Чье же это жало острия?…», «…Как рябинка взошла на утес, / Где живому нечем поживиться?» «А оттуда, снизу, на нее/Старые рябины смотрят хмуро…Как понять им всем растущим там,/ что борьба за жизнь в горах упорней./ Что не по земле а по камням/ У рябинки протянулись корни./ Что ей первой – и мороз, и зной/Что у ней тут сивер, как на вышке./ Что он с родней своей лесной/ Вынуждена знаться понаслышке…»(Рябинка выше всех, она одинока, и другие рябинки, которые находятся внизу, не понимают эту рябинку) «…осина, что с тобою — / Почему всегда дрожишь листвою? / Может быть, осина, ты застыла?/ Ты тепла ведь мало накопила…»
Учитель: Молодцы ребята (слайд 19), а кто является лирическим героем стихотворений Степана Семеновича?
Ученик: Лирические герои его стихотворений — человек, который выступает в роль охотника или кайчи, горы, реки, деревья, животные и т.д. (все объекты природы)
Ученик: читает наизусть стихотворение (слайд 20)
Был к нас кайчи
Был к нас кайчи –
Певец народа.
Старые легенды говорят:
«Запоет – и вторит вся природа,
Лес и горы подпевают в лад.
Запоет – и дерево сухое
Вновь шумит зеленью листвой.
И трава сухая,
Как весною
Расцветает
В стороне лесной.
Запоет – и в мертвом теле жарко.
Оживает сердце для добра.
И горит,
Пылает пламя ярко
Над золой погасшего костра…»
И при мне есть песня
Дорогая
О России – солнышко в ночи.
Как хотел бы я,
Стихи слагая,
Походить на славного кайчи.
Учитель: Вы сказали, что лирический герой может быть охотником, т.е. вы имеете в виду того охотника, который приходит в лес за добычей, который может убить зверя?
Ученик: Нет, у Торбокова человек – охотник, который идет в тайгу ради любования красотой родной природы, ради сосуществования с ней. «…Марал невиданно хорош./Я на чеку и зверь на страже, / Опасность чудится ему./Мылтык со мной и он заряжен/Но я его не подниму…» (ст-ие «Марал») «…такому, как я, следопыту/ Был соболь доступен любой…»(ст-ие «Март») «Колесил я по тысячам шпал,/ По Кузбассу от края до края, / И, казалось, весь мир повидал, / А милей мне сторонка родная…» (ст-ие «Простор»)
Учитель: Это человек, который пытается познать природу, он следопыт, который идет в мир тайги не ради добычи, убийства, какой-либо выгоды, а ради познания, сопереживания, сочувствия природе, своеобразному миру тайги.
Учитель: Ребята, а можете ли вы определить, какой образ (слайд 21) в лирике С.С.Торбокова является главным, центральным?
Ученик: это образ Родины, родного края.
Ученик: читает наизусть стихотворение «Люблю мой край» (слайд 22)
Люблю мой край
Люблю мой край, гористый и лесной,
В весну и осень, летом и зимой.
Причудлив он, когда ручьи текут.
Когда саранки пестрые цветут.
Когда в зеленом сумраке лесов.
Как колдовство, звучит кукушкин зов.
Люблю, когда со мною говорят
Листвою — лес, волною — перекат.
Колосьями — пшеница на бугре…
Тогда я на березовой коре
Готов стихи восторженно писать,
По Шории их с ветром рассылать.
Люблю, когда рябиновым огнем
Внезапно вспыхнет лес осенним- днем,
И урожая щедрого приход
Меня на ток колхозный позовет,
И под лопатой вырастет гора
Моей землей рожденного добра.
Люблю зимой таежный полусвет
И Ала-Тау, что от снега сед,
Жизнь в шалаше охотника-анчы,
Комус в руках умелого кайчи,
И в школе гомон звонких голосов…
Чьих голосов? Ла тех, кто юн и нов.
Придет пора, и новый человек,
Как мы, перегородит русла рек,
Достанет клады, что в земле лежат…
Ведь он полюбит, так же, как и я,
Тебя, родная Шория моя.
Учитель: А какое место на земле считает Торбоков Родиной?
Ученик: Это Шория.
Учитель: Найдите строки в стихотворениях, посвященных родному краю, Родине.
Ученик: «Люблю мой край, гористый и лесной…» «Бесконечно счастлив я, / Что крепко связана с Сибирью/ Родная Шория моя!…», «Люблю сибирскую природу,/ Мне близок нрав ее прямой…» (ст-ие «Люблю») «…Ныне Шория наша знакома./Мне близки и Каховка, и Крым, / Только все-таки лучше мне дома…» (ст-ие «Простор») «…Сильна во мне любовь к родному краю…» (ст-ие «Сны»)
Учитель: Да вы правы, Шория в стихотворениях Торбокова «широка», она обрела географический простор и лирический герой свободен, волен. Но, несмотря на это он хочет путешествовать и познавать только свою Родину – Шорию, жить и дышать только ею. И для лирического героя Шория – это, прежде всего природа с множеством живых существ и обитателей.
Учитель: Послушайте стихотворение «Душа зовет»
Ученик: Выразительно читает наизусть стихотворение «Душа зовет» (слайд 23)
Душа зовет
Душа зовет — не к дальним странам.
А к Алатау, чтоб опять
У ледников седым туманом
И вольным ветром подышать.
Зовет душа к, речным истокам.
Туда, где шумный водопад
Летит сверкающим потоком.
Веселых брызг подняв каскад.
Хочу туда, где соболь юркий
Рвет клочья птичьего пера.
Когда-то там считал ты шкурки
При свете яркого костра.
Ты стар. В желаньях мало толку.
И все же многое отдашь
За то, чтоб снова взять двустволку,
Закинуть за спину ягдташ…
Учитель: К чему зовет родная земля?
Ученик: Она призывает остаться в родных, милых сердцу местах
Учитель: А встречается ли еще в каких-нибудь стихотворениях призыв Родины к чему-либо?
Ученик: В стихотворении «Раздумье» родина призывает в дорогу, в путь «…Я слышу немые укоры:/Напрасно забыл ты о нас!/Родные мои, не корите, / Не мог я забыть вас не мог./ Хоть нет уже силы и прыти/ Взбираться на дальний острог…»
Учитель: У С.С.Торбокова кроме стихотворений о природе, есть стихотворения о человеке.
Ученик: Выразительно читает наизусть стихотворение «Люди разные» (слайд 24)
ЛЮДИ РАЗНЫЕ
Разные на кедре
Шишки мы найдем.
Так, браток, и люди
Разные во всем.
Этот злой и хмурый.
Страшно подойти,
А в беде все бросит.
Чтоб тебя спасти.
Тот по виду славный.
На добро горазд.
А помочь попросишь –
Пятака не даст.
И такой бывает-
Горе с ним и смех –
Всех-то он порочит,
Осуждает всех.
Сам одно лишь знает – ложку да лакать,
Да в селе известен,
Тем, что языкат.
Чтобы жизнь без пользы
Даром не прошла,
Будь скупым на слово, щедрым на дела.
Учитель: Чтобы вы хотели сказать о стихотворениях «Люди разные», «Рабочий люд», них.
Ученик: В ст-ии «Люди разные» Торбоков является знатоком человеческих душ «…и люди разные во всем…», а в ст-ии «Рабочий люд» автор воспевает труд простого человека.
Учитель: Степан Семенович Торбоков сочинял свои стихи на родном шорском языке и именно поэтому он был вынужден делать русские подстрочники своих стихотворений, чтобы донести до нас черты национальной самобытности.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое подстрочник (слайд 25). А где вы встречались с подстрочниками?
Ученик: На уроках английского языка, мы переводим тексты, стихотворения.
Учитель: Значит, подстрочник – это дословный перевод, но не стихотворение, поэтому некоторые русские поэты обращались к творчеству Торбокова и создавали на основе его подстрочников стихотворения, свои собственные версии. И, к сожалению не всегда поэтам удавалось передать в своих творениях черты национальной самобытности характерные для подстрочника Торбокова. Сейчас мы с вами посмотрим (слайд 26)на подстрочник и стихотворение в переводе М.Небогатова и ответим на вопрос: Удалось ли М.Небогатову передать в своем творении черты национальной самобытности, которые характерны для подстрочника Торбокова?
Ученик: выразительно читает подстрочник С.С.Торбокова,
Ученик: выразительно читает перевод М.Небогатова.
Учитель: Ребята, какова основная мысль подстрочника и перевода?
Ученик: Основная мысль подстрочника и перевода одна, (соседство) единство Шории с Россией, с шорским народом.
Учитель: (На слайде 27 отрывок подстрочника и перевода )
Этот сказ бытует много лет: «Если ты надумал строить дом, Разузнай, кто будет твой сосед, А уж после действуй топором».
|
Ребята, давайте, сравним эти отрывки? Одинаков ли их смысл?
Ученик: Да, смысл один, говорится о древнем сказе, о народной мудрости.
Учитель: А какое (слайд 28) отношение у Торбокова и Небогатова к шорцам? Подтвердите строчками.
Ученик: Торбоков относится к шорцам с любовью, их судьба ему не безразлична «…вольные сыны и дочери… горный народ…». А у Небогатова видно равнодушие и шорский народ для него «…шорский люд, не имеющий дома своего…»
Учитель: (слайд 29) Чему искренне радуется шорский народ в этих строчках «…Умеем в жизни мы вглядеться./Видим, счастливы мы от того, /Что мы живем плечом к плечу /По соседству с русским братом и сестрой…»
Ученик: Шорский народ радуется тому, что он по соседству живет с русским братом.
Учитель: Ребята, (слайд 30) кому приписывается заслуга в освобождении шорского народа у Торбокова и Небогатова?
Ученик: Торбоков говорит, о равенстве народов: « …Плечом к плечу с русским братом/ Пересилим тяжкие раны и побои…», а у Небогатова прослеживается восхваление и гордость «…Наш спаситель, старший русский брат…», т.е. только благодаря русским и произошла победа.
Учитель: Молодцы ребята, а теперь вновь обратимся к подстрочнику, и, скажем, есть ли здесь вывод?
Ученик: Да, есть. «…Умеем в жизни мы вглядеться./Видим, счастливы мы от того,/Что мы живем плечом к плечу/По соседству с русским братом и сестрой…»
Учитель: А есть, ли вывод у Небогатова
Ученик: Вывода в стихотворении Небогатова нет.
Учитель: А к чему возвращается Небогатов в своем стихотворении?
Ученик: Он обращается к началу стихотворения, причем меняя местоимение «ты», на «я».
Учитель: Ребята, в двух стихотворениях говорится о «соседе». А каково значение слова «сосед» в подстрочнике и у Небогатова?
Ученик: У Торбокова в значении объединение наций, дружба, поддержка, взаимопонимание, а у Небогатова «… спаситель, старший русский брат…»
Учитель: А что мы можем сказать о прошлом, читая эти строки: (слайд 31) «…Знают и зло: в улусы давние,/Джунгарские ханы не однажды,/Приносили бедствия к нам….», «…Не имея дома своего,/Шорский люд терпел такой удел./Не пенял, что волком на него/Мир богатых искоса глядел…»
Ученик: У Торбокова прошлое трагично, печально здесь видно «зло», «бедствия», а у Небогатова лишь только плохое отношение «терпел удел», «не пенял…мир богатых искоса глядел», нет глубины социальных противоречий.
Учитель: Скажите, пожалуйста, перевод Небогатова соответствует смыслу, идейному содержанию, то есть тому, о чем в своем стихотворении говорит Торбоков?
Ученик: Нет.
Учитель: (слайд 32) А теперь представьте ребята, себе, что кто-то из шорских поэтов, не читая стихотворения Торбокова, перевел бы перевод Небогатова , получилось бы у него сохранить ту историческую значимость, которую передал Торбоков С.С.?
Ученик: Нет, не получилось, ведь Небогатов не передал всего того, о чем писал Торбоков. В подстрочнике глубже, открытие – признание исторической значимости русского народа в судьбе Шории. Торбоков использует простонародные слова: незряший, улусы, джунгарские, горцы, батыры, кабала.
Учитель: А сейчас давайте поговорим о художественных особенностях стихотворения Небогатова.(слайд 33)
Ученик: Стихотворение Небогатова состоит из 5-ти строф, размер – пятистопный ямб, (т.е. ударный-безударный слог) использует перекрестную рифмовку «лет-сосед», «дом – топором», «сказ – нас» и т.д.Рифма – мужская (ударение на последнем слоге строки) Встречаются эпитеты: «хороший, добрый взгляд, звонким топором, смолистые бревна», также у него есть сравнения «волком глядел», есть метафора «Мир богатых…искоса глядел».Предложения повествовательные, лишь последнее – восклицательное, т.к в нем выражено высшее эмоциональное напряжение. Предложения с прямым и обратным порядком слов: «Этот сказ бытует много лет» — прямой, «Не имея дома своего, Шорский люд терпел такой удел..» — обратный.
Учитель: проверка индивидуального задания (т.е. ребенок заранее получил строчки
Этот сказ бытует много лет:
«Если ты надумал строить дом,
Разузнай, кто будет твой сосед,
А уж после действуй топором».
Ему необходимо было придумать продолжение стихотворения (…А когда узнаешь кто сосед
Строить можешь дом без бед
Ну, а если повезет
Твой сосед к тебе придет,
Он поможет, подбодрит,
Сладким чаем угостит.
Пряником медовым,
Пирогом фруктовым.
Сказ сложили не напрасно
Знайте люди, жизнь прекрасна!)
Учитель: Молодцы ребята, вы сегодня замечательно поработали на занятии, Давайте посмотрим, что у вас получилось в создании синквейна, тема которого «С.С.Торбоков»
Ученик: читается несколько вариантов синквейна
Учитель: дома вам предстоит поработать над подстрочником Торбокова «Раненая береза» и переводом М. Небогатова ст-ие «Раненная береза»). Наше занятие я хочу закончить словами Малышевой (слайд 34)« «Торбоков не издал томов огромных,
Но на родной земле оставил след.
В его стихах таких простых и скромных, сокрыты мудрость, истина и свет.
Пусть труд его духовной служит пищей,
Чтоб мир людской стал и добрей, и чище».
А как вы думаете, почему именно эти строки я взяла эпиграфом к нашему уроку.
Ученик: Потому что Торбоков действительно оставил след на родной земле……(пересказать эпиграф)
Учитель: Да ребята, пока живет человек на земле, он будет обращаться к поэзии, в частности к стихам С. Торбокова, потому что поэтическое слово имеет над нами особую власть. (слайд 26)
Спасибо за занятие.
Приложения
Список использованной литературы:
НЛММД. Материалы из фонда С.С. Торбокова.
Алтын шор «Золотая Шория». – Ч.3. – Кемерово, 1996.
Алтын шор «Золотая Шория». – Ч.4. – Кемерово, 1996.
Алтын шор «Золотая Шория». – Ч.4. – Кемерово, 1996.
https://golosasibiri.narod.ru/almanah/vyp_7/034_010_kar.html
12