Урок по русской литературе в 9 классе.
Тема: «Поединок судьбой» по произведению А.С.Пушкина «Пиковая дама»
Разработала и провела Хасанова Гульнара Нуримановна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории СОШ № 43 г. Павлодара
Цель урока: организовать учебную деятельность по формированию информационной, коммуникативной компетенции у девятиклассников (определить значение нравственных проблем, поднимаемых в повест; совершенствовать навыки анализа художественного произведения)
Задачи урока:
Создать условия для развития умения готовить сообщение по нескольким источникам; делать выводы на основе анализа героев
( составить психологический портрет Германна)
Способствовать развитию творческой, речевой, мыслительной активности девятиклассников; познавательного интереса.
Способствовать воспитанию позиции уважения и доброжелательного отношения к людям.
Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу
Технология: развивающее обучение
Тип урока: изучения нового материала.
Форма проведения: деловая игра.
Эпиграф к уроку: Сохраню ль к судьбе презренье,
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпение
Гордой юности моей?
А.С.Пушкин.
Формы работы: групповая, творческая, поисково-самостоятельная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, аналитический.
Приёмы: межпредметные связи с уроками музыки, проблемные разноуровневые вопросы и задания.
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая программа, музыкальное оформление, таблички: «Литературный критик», «Аналитики», «Эксперты», «Театрал», цилиндр, элементы костюмов для Лизаветы Ивановны и графини, стикеры.
Дополнительный материал: толковый словарь С.И.Ожегова, учебники, теоретические листы, оценочные листы.
Время, отведённое на изучение темы: 45 минут
Компетентности: информационная, коммуникативная, разрешение проблем.
Структура урока.
Мотивация и целеполагание. – 5 минут
Слово учителя (сопровождается слайдовой программой).
Чтение эпиграфа и работа с ним.
Формулирование цели и задач урока.
Деятельно-операционный этап.-30 мин.
Ознакомление с критериями оценивания ответов выступающих. Слово экспертам.
История создания повести. Слово литературному критику.
Выступление учащихся-артистов, заранее готовивших рассказ-монолог о жизни героя от первого лица (Герман, Лиза, Графиня).
Работа в группе. Выступление аналитиков.
Подведение итогов.
111. Рефлексия.-10 мин.
1. Выставление оценок.
2. Домашнее задание.
Ход урока.
Мотивация. Целеполагание. – 5 минут
Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас на уроке повесть «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина, самое таинственное и мистическое произведение в его творчестве. Презентация. (Слайд №1) “Пиковая дама” является одним из самых интригующих его произведений, которое вызывает много вопросов и споров. В чём заключается интрига этого произведения? ( Напоминаю лексическое значение слова интрига по толковому словарю).
— Обратите внимание на эпиграф к уроку. (Слайд №2)
-К какому герою подходят данные слова?
-Можно ли сказать, что интрига заключается в самом главном герое повести? Почему?
Как вы думаете, на какие вопросы мы будем отвечать сегодня на уроке, над какими проблемами работать? ( На уроке будут снова подняты вопросы о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни, о загадочности главного героя произведения — Германне , и конечно же, о том , что написано между строк этого произведения А.С.Пушкина).
2.Деятельно – операционный этап.
Наш урок мы проведём в форме деловой игры. Сейчас я представлю литературного критика (1 человек), группу аналитиков (3 группы), артистов в роли главных героев (3 человека), театрал (1человек) и экспертную группу (2 человека), которая будет оценивать ответы выступающих. Слово экспертной группе:
-По каким критериям вы будете оценивать? (убедительность-5б., выразительность речи-5 б., знание текста-5 б., аргументированность-5б.) ( Оценочный лист)
максимум-20 баллов.
«5»-20-18 б.
«4»- 17-15 б.
«3»-14-10 б.
Итак, начнём. Слово предоставляется литературному критику (учащийся готовится заранее) «История создания произведения. Оценка литературных критиков» (Слайд №3)
(примерный ответ ученика):
Рукопись «Пиковой дамы» до нас не дошла, поэтому точной даты её написания неизвестны. Повесть вышла в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году. Случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Сам Пушкин тоже любил играть в карты. Поэт был игрок, и притом «постоянный». Он сам говорил, что из одолевавших его страстей страсть к игре — наисильнейшая и что он предпочел бы умереть, чем не играть.
А о том, как Пушкин, играя, заигрывался, можно представить себе по выдержке из «Записок» П.А.Вяземского: «Пушкин, во время пребывания своего в Южной России, ездил за несколько верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехав в город, он до бала сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогулял все деньги свои, и бал, и любовь».
«Пиковая дама» была хорошо принята читателями. Однако мнения разделились. Одни хвалили повесть за занимательность сюжета и изящество стиля (критик А.Краевский). Другие считали, что в произведении отсутствует идея. Такую оценку выразил В.Г.Белинский. «… «Пиковая дама» — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот…» Ф.М.Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу: «…Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал «Пиковую даму» — верх искусства фантастического…»
Учитель: Сейчас обсудите услышанное в своей аналитической группе по предложенным вопросам (3 минуты). Приложение № 1
Слово экспертам (аргументированное оценивание выступления литературного критика)
Ответы спикеров от каждой группы.
Учитель: Ребята, попробуем представить главных героев повести и послушаем, какую историю своей жизни они нам могли бы рассказать.
Выступление учеников-артистов, изображающих Германна, графиню, Лизу. (Ученики готовятся заранее, речь ведется от первого лица).
Учитель: Перед вами лежат дискуссионные карты по одному из главных персонажей произведения, обсудив в группе, заполните её, аргументировав свой ответ.(5 мин)
Приложение №2
Слово экспертам (аргументированное оценивание ответов артистов).
Ответы спикеров от каждой группы.
Учитель: Пока наши эксперты оценивают результаты работы аналитических групп, мы послушаем о том, как сложилась судьба этого произведения на сцене и в кино (выступление театрала). (Слайд № 4)- музыкальное сопровождение.
(примерный ответ ученика):
Опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» «Пиковая дама» П.И. Чайковского — опера в 3 действиях, 7 картинах. Была заказана композитору дирекцией императорских театров. Опера была написана в эскизах в течение 44 дней во Флоренции в 1890. Сюжет заимствован из одноименной повести Пушкина. Либретто написано братом композитора М.И.Чайковским, при участии самого П.И.Чайковского. Первое исполнение состоялось 7 декабря 1890 в Петербурге на сцене Мариинского театра. Сам композитор активно участвовал в его подготовке. Все новое, сравнительно с Пушкиным, в сюжете, по отзыву либреттиста оперы, заключается в перенесении времени действия в эпоху Екатерины II и введение любовно-драматического элемента. Чайковский превратил Германа из честолюбивого игрока с «душой Мефистофеля» в бедного офицера, вызывающего скорее сочувствие, чем осуждение. Лиза превращена из бедной воспитанницы во внучку старой графини. Толкуя по-своему пушкинскую повесть, Чайковский одновременно укрупнил ее. Особенностью оперы является то обстоятельство, что главный герой ее, Герман, присутствует на сцене и поет во всех семи картинах оперы, что требовало от певца высокого мастерства и выносливости. Партия Германа писалась в расчете на замечательного русского тенора Н.Н.Фигнера, который и стал ее первым исполнителем. Чайковский очень любил и высоко ценил свою оперу «Пиковая дама», называя ее шедевром.
Самые известные экранизации повести — это режиссера Я. Протазанова в 1916 году и режиссера И.Масленникова в 1982 году.
Итоги урока.
Учитель:
Загадочные три карты!.. Что они могли символизировать? Как привели они героя к такой трагической развязке событий?
Расчет – умеренность – трудолюбие («вот мои три верные карты, вот что устроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость»)
Тройка – семерка – туз – формула выигрыша и обогащения
Тройка – семерка – дама – символ краха игрока и человека
Три последние карты подтверждают неизбежность возмездия. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок непременно проиграет.
— Чего стоила Германну тайна трех карт?
(злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут его к саморазрушению)
— Произведение называется «Пиковая дама», что же может обозначать, символизировать это произведение?
(«Пиковая дама» означает игральную карту, старую графиню, символ судьбы, увлекающей героя к безумию и гибели)
— Так каков же может быть смысл эпиграфа ко всему произведению?
( Пиковая дама – это символ судьбы. Она показала свою тайную недоброжелательность к герою, в центре произведения – поединок героя с судьбой.
Призрак графини тщетно взывает к нравственному чувству. Герману отказано в человеческой душе).
Роковая пиковая дама – месть герою, попирающему человека во имя обретения «фантастического богатства». Повесть названа именем антагониста (врага), вмешивающегося в судьбу героя.
Рефлексия.
Составьте синквейн на тему: Пиковая дама.
Слово экспертам (аргументированное оценивание выступление театрала и аналитиков)
Слово учителя:
Итак, мы сегодня прикоснулись к прекрасному произведению А.С.Пушкина, постарались ответить на философские вопросы, поставленные автором.
Название позволяет уподобить художественный мир повести карточной игре. Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели. Пиковая дама становится не только картой в игре Германна с судьбой, но местью судьбы за попрание Человека, нравственного закона, т. е. герой сам оказывается картой в более крупной игре, и его «карта бита».
Противопоставляя Лизавету Ивановну и Германна, их судьбы, Пушкин утверждает неразделимость нравственности и судьбы человеческой личности.
Затронула ли вас эта тема? Отразите своё отношение к ней. (Оранжевый стикер- да, затронула; зелёный – не всё было понятно; белый – тема урока осталась для меня непонятой.
Домашнее задание.
Задания на выбор: 1. Написать эссе на тему: «Можно ли противостоять судьбе?»
Анализ литературного героя ( Германна, Лизы, графини — на выбор)
Составить кроссворд по повести.
Приложение №1
Вопросы к 1 группе:
Что изменил А.С.Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл?
Вопросы к 2 группе:
Почему у Пушкина , в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по рождению, а графиня и Германн — не родственники ? Зачем введён образ Лизы?
Вопросы к 3 группе:
Сравните оба финала. С какой целью Пушкин придаёт такой финал своей повести?
Приложение №2
Дискуссионная карта
Группа №1
Германн -злодей или жертва? | Жертва |
(аргументы) | (аргументы) |
Дискуссионная карта
Группа №2
Ваше отношение к Лизе. | Оправдываю. |
(аргументы) | (аргументы) |
Дискуссионная карта
Группа №3
Трагична ли судьба графини? | Нет |
(аргументы) | (аргументы) |
Оценочный лист
Убедительность речи.
| Выразительность речи.
| Знание текста.
| Аргументир.ответ
|
Б. | |
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы.
С.Г.Бочаров. Случай или сказка? Газета «Литература»// 2000 г. №3
С.Г.Бочаров. Поэтика Пушкина. Очерки. — М., 1974 г.
Е.Горбунова. Я иду на урок. Газета «Литература» № 26/2002 г.