Разработка урока по русской литературе в 9 классе по теме: «Поединок с судьбой» по произведению А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Урок по русской литературе в 9 классе.


Тема: «Поединок судьбой» по произведению А.С.Пушкина «Пиковая дама»


 Разработала и провела Хасанова Гульнара Нуримановна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории СОШ № 43 г. Павлодара



Цель урока: организовать учебную деятельность по формированию информационной, коммуникативной компетенции у девятиклассников (определить значение нравственных проблем, поднимаемых в повест; совершенствовать навыки анализа художественного произведения)

Задачи урока:

  • Создать условия для развития умения готовить сообщение по нескольким источникам; делать выводы на основе анализа героев

( составить психологический портрет Германна)

  • Способствовать развитию творческой, речевой, мыслительной активности девятиклассников; познавательного интереса.

  • Способствовать воспитанию позиции уважения и доброжелательного отношения к людям.

  • Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу

Технология: развивающее обучение

Тип урока: изучения нового материала.

Форма проведения: деловая игра.

Эпиграф к уроку: Сохраню ль к судьбе презренье,

Понесу ль навстречу ей

Непреклонность и терпение

Гордой юности моей?

А.С.Пушкин.

Формы работы: групповая, творческая, поисково-самостоятельная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый,  аналитический.

Приёмы: межпредметные связи с уроками музыки, проблемные разноуровневые вопросы и задания.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая программа, музыкальное оформление, таблички: «Литературный критик», «Аналитики», «Эксперты», «Театрал», цилиндр, элементы костюмов для Лизаветы Ивановны и графини, стикеры.

Дополнительный материал: толковый словарь С.И.Ожегова, учебники, теоретические листы, оценочные листы.

Время, отведённое на изучение темы: 45 минут

Компетентности: информационная, коммуникативная, разрешение проблем.







Структура урока.


  1. Мотивация и целеполагание. – 5 минут

    1. Слово учителя (сопровождается слайдовой программой).

    2. Чтение эпиграфа и работа с ним.

    3. Формулирование цели и задач урока.

  1. Деятельно-операционный этап.-30 мин.


    1. Ознакомление с критериями оценивания ответов выступающих. Слово экспертам.

    2. История создания повести. Слово литературному критику.

    3. Выступление учащихся-артистов, заранее готовивших рассказ-монолог о жизни героя от первого лица (Герман, Лиза, Графиня).

    4. Работа в группе. Выступление аналитиков.

    5. Подведение итогов.


111. Рефлексия.-10 мин.

1. Выставление оценок.

2. Домашнее задание.





























Ход урока.

  1. Мотивация. Целеполагание. – 5 минут

Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас на уроке повесть «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина, самое таинственное и мистическое произведение в его творчестве. Презентация. (Слайд №1) “Пиковая дама” является одним из самых интригующих его произведений, которое вызывает много вопросов и споров. В чём заключается интрига этого произведения? ( Напоминаю лексическое значение слова интрига по толковому словарю).

— Обратите внимание на эпиграф к уроку. (Слайд №2)

-К какому герою подходят данные слова?

-Можно ли сказать, что интрига заключается в самом главном герое повести? Почему?

Как вы думаете, на какие вопросы мы будем отвечать сегодня на уроке, над какими проблемами работать? ( На уроке будут снова подняты вопросы о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни, о загадочности главного героя произведения — Германне , и конечно же, о том , что написано между строк этого произведения А.С.Пушкина).

2.Деятельно – операционный этап.

Наш урок мы проведём в форме деловой игры. Сейчас я представлю литературного критика (1 человек), группу аналитиков (3 группы), артистов в роли главных героев (3 человека), театрал (1человек) и экспертную группу (2 человека), которая будет оценивать ответы выступающих. Слово экспертной группе:

-По каким критериям вы будете оценивать? (убедительность-5б., выразительность речи-5 б., знание текста-5 б., аргументированность-5б.) ( Оценочный лист)

максимум-20 баллов.

«5»-20-18 б.

«4»- 17-15 б.

«3»-14-10 б.

Итак, начнём. Слово предоставляется литературному критику (учащийся готовится заранее) «История создания произведения. Оценка литературных критиков» (Слайд №3)

(примерный ответ ученика):

Рукопись «Пиковой дамы» до нас не дошла, поэтому точной даты её написания неизвестны. Повесть вышла в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году. Случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Сам Пушкин тоже любил играть в карты. Поэт был игрок, и притом «постоянный». Он сам говорил, что из одолевавших его страстей страсть к игре — наисильнейшая и что он предпочел бы умереть, чем не играть.

А о том, как Пушкин, играя, заигрывался, можно представить себе по выдержке из «Записок» П.А.Вяземского: «Пушкин, во время пребывания своего в Южной России, ездил за несколько верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехав в город, он до бала сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогулял все деньги свои, и бал, и любовь».

«Пиковая дама» была хорошо принята читателями. Однако мнения разделились. Одни хвалили повесть за занимательность сюжета и изящество стиля (критик А.Краевский). Другие считали, что в произведении отсутствует идея. Такую оценку выразил В.Г.Белинский. «… «Пиковая дама» — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот…» Ф.М.Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу: «…Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал «Пиковую даму» — верх искусства фантастического…»

Учитель: Сейчас обсудите услышанное в своей аналитической группе по предложенным вопросам (3 минуты). Приложение № 1

Слово экспертам (аргументированное оценивание выступления литературного критика)

Ответы спикеров от каждой группы.

Учитель: Ребята, попробуем представить главных героев повести и послушаем, какую историю своей жизни они нам могли бы рассказать.

Выступление учеников-артистов, изображающих Германна, графиню, Лизу. (Ученики готовятся заранее, речь ведется от первого лица).

Учитель: Перед вами лежат дискуссионные карты по одному из главных персонажей произведения, обсудив в группе, заполните её, аргументировав свой ответ.(5 мин)

Приложение №2

Слово экспертам (аргументированное оценивание ответов артистов).

Ответы спикеров от каждой группы.

Учитель: Пока наши эксперты оценивают результаты работы аналитических групп, мы послушаем о том, как сложилась судьба этого произведения на сцене и в кино (выступление театрала). (Слайд № 4)- музыкальное сопровождение.

(примерный ответ ученика):

Опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» «Пиковая дама» П.И. Чайковского — опера в 3 действиях, 7 картинах. Была заказана композитору дирекцией императорских театров. Опера была написана в эскизах в течение 44 дней во Флоренции в 1890. Сюжет заимствован из одноименной повести Пушкина. Либретто написано братом композитора М.И.Чайковским, при участии самого П.И.Чайковского. Первое исполнение состоялось 7 декабря 1890 в Петербурге на сцене Мариинского театра. Сам композитор активно участвовал в его подготовке. Все новое, сравнительно с Пушкиным, в сюжете, по отзыву либреттиста оперы, заключается в перенесении времени действия в эпоху Екатерины II и введение любовно-драматического элемента. Чайковский превратил Германа из честолюбивого игрока с «душой Мефистофеля» в бедного офицера, вызывающего скорее сочувствие, чем осуждение. Лиза превращена из бедной воспитанницы во внучку старой графини. Толкуя по-своему пушкинскую повесть, Чайковский одновременно укрупнил ее. Особенностью оперы является то обстоятельство, что главный герой ее, Герман, присутствует на сцене и поет во всех семи картинах оперы, что требовало от певца высокого мастерства и выносливости. Партия Германа писалась в расчете на замечательного русского тенора Н.Н.Фигнера, который и стал ее первым исполнителем. Чайковский очень любил и высоко ценил свою оперу «Пиковая дама», называя ее шедевром.

Самые известные экранизации повести — это режиссера Я. Протазанова в 1916 году и режиссера И.Масленникова в 1982 году.

Итоги урока.

Учитель:

Загадочные три карты!.. Что они могли символизировать? Как привели они героя к такой трагической развязке событий?

Расчет – умеренность – трудолюбие («вот мои три верные карты, вот что устроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость»)

Тройка – семерка – туз – формула выигрыша и обогащения

Тройка – семерка – дама – символ краха игрока и человека

Три последние карты подтверждают неизбежность возмездия. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок непременно проиграет.

— Чего стоила Германну тайна трех карт?

(злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут его к саморазрушению)

— Произведение называется «Пиковая дама», что же может обозначать, символизировать это произведение?

(«Пиковая дама» означает игральную карту, старую графиню, символ судьбы, увлекающей героя к безумию и гибели)

— Так каков же может быть смысл эпиграфа ко всему произведению?

( Пиковая дама – это символ судьбы. Она показала свою тайную недоброжелательность к герою, в центре произведения – поединок героя с судьбой.

Призрак графини тщетно взывает к нравственному чувству. Герману отказано в человеческой душе).

Роковая пиковая дама – месть герою, попирающему человека во имя обретения «фантастического богатства». Повесть названа именем антагониста (врага), вмешивающегося в судьбу героя.

Рефлексия.

Составьте синквейн на тему: Пиковая дама.

Слово экспертам (аргументированное оценивание выступление театрала и аналитиков)

Слово учителя:

Итак, мы сегодня прикоснулись к прекрасному произведению А.С.Пушкина, постарались ответить на философские вопросы, поставленные автором.

Название позволяет уподобить художественный мир повести карточной игре. Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели. Пиковая дама становится не только картой в игре Германна с судьбой, но местью судьбы за попрание Человека, нравственного закона, т. е. герой сам оказывается картой в более крупной игре, и его «карта бита».

Противопоставляя Лизавету Ивановну и Германна, их судьбы, Пушкин утверждает неразделимость нравственности и судьбы человеческой личности.

Затронула ли вас эта тема? Отразите своё отношение к ней. (Оранжевый стикер- да, затронула; зелёный – не всё было понятно; белый – тема урока осталась для меня непонятой.

Домашнее задание.

Задания на выбор: 1. Написать эссе на тему: «Можно ли противостоять судьбе?»

  1. Анализ литературного героя ( Германна, Лизы, графини — на выбор)

  2. Составить кроссворд по повести.






































Приложение №1


Вопросы к 1 группе:

Что изменил А.С.Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл?



Вопросы к 2 группе:

Почему у Пушкина , в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по рождению, а графиня и Германн — не родственники ? Зачем введён образ Лизы?



Вопросы к 3 группе:

Сравните оба финала. С какой целью Пушкин придаёт такой финал своей повести?





Приложение №2

Дискуссионная карта

Группа №1

Злодей



Германн -злодей или жертва?

Жертва

(аргументы)

(аргументы)



Дискуссионная карта

Группа №2

Осуждаю.



Ваше отношение к Лизе.

Оправдываю.

(аргументы)

(аргументы)



Дискуссионная карта

Группа №3

Да



Трагична ли судьба графини?

Нет

(аргументы)

(аргументы)




Оценочный лист



Ф.И. отвечаю-щего

Убедительность речи.


Выразительность речи.


Знание текста.


Аргументир.ответ



Б.


















































Список использованной литературы.


  1. С.Г.Бочаров. Случай или сказка? Газета «Литература»// 2000 г. №3

  2. С.Г.Бочаров. Поэтика Пушкина. Очерки. — М., 1974 г.

  3. Е.Горбунова. Я иду на урок. Газета «Литература» № 26/2002 г.

Свежие документы:  Любовь в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет" (урок литературы в 11-м классе)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: