Тема: Размножение, его виды. Бесполое размножение.
Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение их в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
—способствовать осознанию существенных признаков понятий « бесполое размножение»,«половое размножение»,«вегетативное размножение» создать условия для развития навыков сравнения полового размножения и бесполого; выявлять особенности вегетативного размножения; создать условия для формирование опыта переноса полученных знаний в новую ситуацию.
— развития навыков познавательной и практической деятельности; анализируя результаты опытов делать выводы; способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя по содержанию текста учебной статьи; анализировать рисунки ,таблицы и переносить информацию в текст; анализировать в процессе групповой работы результаты опережающего домашнего задания с целью, выявить способы вегетативного размножения комнатных растений..
-формирования навыков коммуникативного общения, работать с различными источниками информации; обоснования целостности живых организмов; воспитывать трудовые навыки вегетативного размножения растений; значимость процесса размножения для всех живых организмов.
ЗУН: — Понятия «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение»,» вегетативное размножение», «спора», «клон»;признаки отличия полового и бесполого размножения; способы бесполого размножения; способы вегетативного размножения;
— уметь размножать вегетативным способом растения; объяснять признаки отличия полового размножения и бесполого; уметь работать с разными источниками информации, отбирать главное; текстовую информацию переводить в схему и таблицу по образцу.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, практический .
Приемы: проблемная ситуация, сознательно- целенаправленная деятельность.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная , групповая, коллективная.
Оборудование: ТСО, таблицы «Вегетативное размножение», карточки –тесты, схема, таблица, посадочный материал. ТСО-компьютерная поддержка
Структура урока:
1.Орг. момент.
2.Проверка Д/З.
3.Актуализация знаний.
4.Целеполагания. Мотивация.
4.Изучение н/м.
А. Размножение, его типы.
Б.Особенности бесполого размножения и разнообразие его форм у растений и животных.
В.Особенности вегетативного размножения у цветковых растений, разнообразие способов.
5.. Закрепление.
6.Итоги урока. Д /З .
7. Рефлексия.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка знаний по предыдущему материалу:
А) Выполните тестовые задания, предложенные вам по карточкам.
Б) Фронтальный опрос:1. Перечислите основные изученные свойства живых организмов.
2.Дайте определения понятиям: дыхание, обмен веществ, выделение, питание, раздражимость, рефлекс.
3.Актуализация знаний.
-Посмотрите на экран. Какое свойство живых организмов изображает данная картинка (Размножение)
Правильно. Среди свойств, присущих всем живым организмам, особое место занимает способность к размножению. Почему? (продолжение жизни из поколения в поколение)
Первоначальные сведения о размножении вы получили на уроках природоведения, и на первых наших уроках в 6 классе.
.-А кто скажет определение, что такое размножение?(способность производить себе подобных)Какие способы размножения характерны для живых организмов?
4.Целеполагание и мотивация.
-Вот сегодня на уроке мы и ответим на эти вопросы.
Тема урока (в тетрадь)———————————————————
На уроке нам предстоит не просто рассмотреть процесс размножения, но и его типы и их особенности; мы изучим способы бесполого размножения; вы получите знания для практических умений- размножения растений; познакомитесь с новыми биологическими понятиями.
А для этого на уроке вам предстоит сравнивать, анализировать, делать выводы, работать самостоятельно и даже уже делиться опытом.
5.Изучение нового материала.
!!! а) В природе существует большое многообразие способов размножения,( СЛАЙД) которые можно свести к двум типам: бесполому и половому.
| Половое (признаки) |
-Сегодня мы рассмотрим только бесполый тип размножения.
— Какие же отличительные особенности этого размножения ? Чтобы ответить на этот вопрос , я предлагаю выполнить задание
№1(зачертите таблицу в тетрадь, в первую графу запишите номера признаков. А во 2 где описание вместо вопросов по учебнику найдите ответы и впишите их.) с. учебника
1.Количество особей-(1 родительский организм)
2.Количество потомков-(2 и более)
3.Наследуемые признаки — (идентичные друг другу и родителю)
4.Наличие половых клеток — (отсутствует)
5. Процесс слияния гамет — (отсутствует)
—Давайте проверим. Как вы справились с работой.
Рассказ учителя:
Б) Бесполое размножение характерно для многих организмов, и возникло оно в ходе эволюции очень рано. Бесполое размножение встречается у микроорганизмов, грибов, растений, и у некоторых беспозвоночных животных. Рассмотрим формы бесполого размножения у живых организмов:
-Для этого выполним следующее задание№2 в тетради дополним схему характеристику, предложенную на доске , при просмотре видеокадров.
| Вегетативное |
Деление на
2 части На материнском СПОРА! Часть тела
Работа по биологическому словарю.(дети зачитывают определение с пояснением учителя)
В) Вегетативное размножение-(лат. Вегетативус-растительный)-развитие новой особи или частиц материнской.(обратите внимание на правописание биологического термина)
-отличается от ранее рассмотренных способов тем, что организм развивается из многоклеточного образования, а не из 1 клетки.
-Потомство полученное от особи вегетативным путем, называют клоном.
-Для вегетативного размножения характерны разные способы:
Задание №3-Прошу вас посмотрите на экран. По ходу просмотра отметьте в тетради разные способы вегетативного размножения с примерами растений.
«Вегетативное размножение растений»
Примеры растений | |
1.Корневища | Ирис,ландыш,мята |
2.Клубнелуковицы Луковицы | Гладиолусы Лук, тюльпан,нарцисс |
3 Стеблевые черенки | Традисканция, смородина |
4.Корневыми черенками Одуванчик.
6.Корневой клубень Георгины |
7.Листовые черенки Сенполия, сансевиерия |
8.Отводки Крыжовник |
—Ребята скажите, какое значение вегетативного размножения (это быстрый способ и доступный человеку).
Проверка опережающего домашнего задания
-И с нами могут поделиться опытом по вегетативному размножению растений ваши ребята, которые дома осваивали этот процесс( опережающее домашнее задание).
1.Размножение-усами-хлорофитум.
2.Стеблевыми черенками — традесканцию.
3.Листовыми черенками — фиалку.
4.Клубнелуковицей — гладиолус.
-А я посеяла семена бархатцев в почву. Скажите, каким способом я размножила растение?
Будет этот способ вегетативным? А бесполым типом? (нет) Это половой тип размножения. Но о нем мы будем говорить на следующем уроке.
(
6.Закрепление
1.Перенос знаний в новую ситуацию
А я вам предлагаю сейчас групповое задание, создайте группы .Перед вами растения. Обсудив способ размножения этих растений, предложите его всем нам.
Установите последовательность действий при вегетативном размножении комнатного растения традесканции:
2.Фронтальное закрепление материала по вопросам:
Выберите верные суждения:
1).Размножение — характерное свойство всех живых организмов.
2.) Цветок — вегетативный орган.
3)Почкование-способ бесполого размножения.
4)Спорами размножаются только грибы и мхи.
5)Вегетативное размножение-это размножение растений частями или вегетативными органами.
7. Домашнее задание.
Заложить опыт по семенному размножению ; по учебнику теорию.
8. Рефлексия.
-Закончите предложения: Я на уроке узнал…
Я на уроке научился…
Свою работу на уроке оцениваю на…….
— Как считаете тема нашего урока пригодиться вам в жизни?