Конспект урока по биологии по теме: «Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сердечный цикл»

Конспект урока по биологии по теме:

« Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сердечный цикл».


Учитель биологии,C:Documents and SettingsAdminРабочий столРисунок1.gif

высшей категории,

«Старший учитель»

Чусова Н.А.





Старый Крым 2013г.

Тема. Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сердечный цикл.

Цель. Обсудить значение кровообращения в жизнедеятельности организма человека, рассмотреть строение и работу сердца и его связь с выполняемыми функциями, познакомить учащихся с его основными фазами и механизмами, регулирующими работу сердца;

продолжить формировать санитарно-гигиенические навыки сердечно-сосудистой системы, показать значение физических упражнений для укрепления сердца;

развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, умение делать выводы, анализировать и сравнивать.

Оборудование и материалы. Рисунки, плакаты, схемы позволяющие иллюстрировать строение и функцию сердца, мультимедийный проектор, ноутбук.

Тип урока: изучение нового материала.



Эпиграф

Сердце-источник жизни ,начало всего,

солнце микрокосмоса, от которого

зависит вся сила и свежесть организма.

Ничто не может заменить сердца и

взять на себя его функции…

Вильям Гарвей, английский физиолог ХVII ст.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Установочное время. Актуализация.

  1. Игра «Цепочка».

Каждый ученик вспоминает всё, что помнит о кровеносной системе класса Млекопитающие.

  1. Упражнение « Микрофон».

Каждый ученик получает карточку с одним вопросом ( вопросы дифференцированы).

I. Уровень.

1. Что называют кровообращением?

2. Что называют системой?

3.Какие органы входят в состав кровеносной системы?

4. Какая кровь называется артериальной?

5. Какая кровь называется венозной?

II. Уровень.

6. Из скольких камер состоит сердце млекопитающих?

7. Как называются камеры сердца?

8. Какие организмы называются теплокровными?

ІІІ. Уровень

9. Как усложняются камеры сердца позвоночных животных от рыб до млекопитающих?

10. Сколько кругов кровообращения, имеет кровеносная система человека?

11. Какие типы кровеносных систем вы знаете?

12. Как называются круги кровообращения?

13. Каковы особенности малого круга кровообращения?

14. Каковы особенности большого круга кровообращения?

ІІІ. Мотивация

У взрослого человека сердце за день перекачивает приблизительно 5000 – 7000 литров крови. За один удар в аорту выкидывается приблизительно 130мл. крови.

Нормальный пульс в спокойном состоянии – 60-80 ударов в минуту, причем у женщин сердце бьётся на 6-8 ударов в минуту чаще, чем у мужчин. Во-время тяжелого физического напряжения пульс может ускорятся до 200 и более ударов в минуту. Для сравнения: частота пульса у слона – 20 ударов в минуту, у быка 25, у жабы 30, у кролика 200, а у мыши 500 ударов. Подведение итогов.

IV. Изучение нового материала .

Объявление цели и задач 2 тридцатиминутки.

Звучит песня Л. Утёсова «Сердце, тебе не хочется покоя».

Проблемный вопрос:

Может ли сердце любить и ненавидеть?

  1. Строение сердца.

Рассказ ученицы с использованием презентации.

  1. Работа в группах.

Задание 1 группы.

Прочитать текст на странице учебника страницы, 66-67 под заголовком «Каковы свойства сердечной мышцы?».

  • Составить схему

Свойства сердечной мышцы





  • Что такое электрокардиограф и электрокардиограмма?

Задание 2 группы.

Прочитать текст учебника на странице 69 под заголовком «Как сердце сохраняет свою работоспособность?».

  • Рассмотреть таблицу «фаза сердечного цикла»

  • Ответить на вопросы:

          • Какие фазы выделяют в сердечном цикле?

          • Что такое систолический объём?

          • Как рассчитать минутный объём крови?

  • Прочитать и обсудить дополнительный материал.

Задание 3 группы.

Прочитать текст учебника на странице 67 под заголовком «Как сердце снабжается кровью?» и на странице 69 «Как регулируется работа сердца?»

Прочитать и обсудить дополнительный материал.

Презентация групп.

Подведение итогов 2 тридцатиминутки.


V. Закрепление изученого материала 3 тридцатиминутка

  1. Просмотр фрагмента научно-популярного фильма «Сердце — насос организма»

Обрати внимание при просмотре фильма!

  • Как эмоции воздействуют на организм человека?

  • Какое строение имеет сердце?

  • Как работает сердце?

  • Какую роль играют клапаны?

  • Мышцы каких камер самые слабые и самые сильные?

  1. Составление синкана со словом «сердце».

  2. Найти соответствия.


Вопросы


Варианты ответов

А

Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями?

1

Миокард

Б

Как называются сосуды, по которым кровь движется к сердцу?

2

Артерии

В

Какая камера сердца имеет наиболее толстые стенки?

3

Усиливает работу

сердца

Г

Чему способствует адреналин?

4

Створчатые клапаны

Д

Как называются сосуды, по которым кровь движется от сердца?

5

Полулунные.

Е

Какие клапаны находятся в предсердиях?

6

Левое предсердие

Ж

Какая камера выбрасывает кровь в лёгочную артерию?

7

Правое предсердие

З

Как называется средний слой сердечной мышцы?

8

Левый желудочек

И

Какая камера выбрасывает кровь в аорту?

9

Вены


  1. Давайте обсудим.

  • Умеет ли сердце любить и ненавидеть.

  • Сердце человека работает, не останавливаясь, в течение всей его жизни. В сутки оно делает 100 тыс., а за год – почти 40 млн. ударов. Человек ещё не создал такую машину, которая могла бы беспрерывно работать 70 – 80 и более лет. В чем источник неутомляемости сердца?

  • Прокомментируйте эпиграф к теме, обоснуйте научными ответ фактами.

  • Говорят, что у Наполеона был пульс 40 ударов в минуту. Такой пульс, даже, назвали «наполеоновским». А в чём необычность такого пульса?

  1. Решение задач.

  1. Человеку 50 лет. Сколько в сумме лет находились предсердия и желудочки в состоянии диастолы?

  2. Сердце человека находится в околосердечной сумке. Стенки сумки выделяют жидкость, которая увлажняет сердце. Кокое это имеет значение?

  3. Сердце нетренированного человека в состоянии покоя делает в среднем 72 удара в минуту, выталкивая при этом в аорту 50 -70 мл. крови, а у спортсмена таких сокращений бывает только 50. Каким способом спортсмен компенсирует потребности в кислороде при такой ЧСС?

  1. Рефлексия. (Подведение итогов 3 тридцатиминутки).

Что вам понравилось?

Что нового узнали?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 23-24. Задания в рабочей тетради №7,8.

Составить кроссворд по теме урока или проверочную работу или рассказ парадокс. Подготовить короткий рассказ на тему «А.А. Кулябко – один из основоположников реаниматологии».


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: