Министерство образования и науки Республики Казахстан
Северо – Казахстанская область
район имени Габита Мусрепова
КГУ «Кокалажарская средняя школа»
Открытый урок по биологии
для учащихся 7 класса
«Внешнее и внутреннее строение птиц»
Подготовила и провела
Учитель биологии
Емельянова О.М.
2013 – 2014 год
Тема урока: Внешнее и внутреннее строение птиц.
Цель урока: найти приспособления птиц к полету
Задачи урока: I. Образовательные:
1. Углубить и расширить знания о птицах строении.
2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
3. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
II. Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию нового.
2. Воспитание культуры труда.
III. Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, умение выделять главное, формировать причинно – следственные связи.
2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: самостоятельная работа учащихся, словесные (рассказ, беседа), словесно-наглядные (презентация, просмотр видеофрагментов), словесно-наглядно-практические («лови ошибку», работа с текстом)
Средства наглядности: презентация, видеофрагменты
Компетенции:
1) познавательные
2) учебные
Используемые технологии: ИКТ, личностно- ориентированное обучение, интерактивная технолог
Ход урока:
I. Организационный этап
На нашей планете живут
Чудесные созданья.
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
Тема урока: Класс птицы. Внешнее и внутреннее строение
I I. Актуализация знаний.
Просмотр видеофрагмента «полет птиц»
Почему птицы летают?
наличие перьев ( легких и прочных)
обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
наличие хвоста, служащего птице рулём
образование цевки, как посадочного устройства
лёгкий скелет ( наличие в костях воздухоносных путей)
I I I. Изучение нового материала.
1) Общая характеристика птиц.
Просмотр видеофрагмента «внешнее строение птиц»
Работа на листах.
Орнитология – наука о птицах
9000 видов
В Казахстане 500 видов
Высокоорганизованные
Теплокровные. Температура тела +40-44 0 С
Перьевой покров
Передние конечности – крылья
Приспособлены к полету
2) Внешнее строение птиц.
Отделы тела: голова, шея, туловище, хвост, 2 пары конечностей
Органы, располагающиеся на голове: клюв, ноздри, глаза, ушные отверстия
Подвижность шеи
3) Покровы тела
Кожа сухая, тонкая. Развита только копчиковая железа
Роговые образования: клюв, цевка, когти, перья
Виды перьев по строению — контурные и пуховые
Строение перьев (работа с раздаточным материалом). Изобретения замка-молнии Джадсон
Виды контурных перьев – маховые, рулевые, покровные
4) Скелет и мышцы птиц
Особенности, связанные с полетом: кости легкие, многие кости срослись (череп, позвонки, ключицы, цевка, кисть)
На ногах 4 пальца (3+1)
На крыльях 3 пальца
Грудина имеет выступ — киль
Поднимают крылья подключичные мышцы, опускают грудные
5) Кровеносная система: 4-камерное сердце, 2 круга кровообращения
Просмотр видеофрагмента «внутреннее строение птиц» и флеш-анимации «кровообращение у птиц»
Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, заканчивается в левом предсердии
Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии
6) Пищеварительная система
Нет зубов, есть зоб (расширение пищевода), в желудке 2 отдела (железистый и мускульный), есть клоака, быстрое пищеварение
Просмотр видеофрагмента «питание птиц»
7) Нервная система: головной мозг разделен на 2 полушария, есть кора, мозжечок с извилинами, развит средний мозг. Сложное поведение
Органы чувств: крупные зоркие глаза, хороший слух. Слабо развиты обоняние, осязание и вкус
8) Дыхательная система: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие, воздушные мешки (дыхание, уменьшают вес, защищают от перегрева). Двойное дыхание (газообмен на вдохе и на выдохе)
9) Выделительная система: почки, мочеточники (нет мочевого пузыря)
10) Размножение: внутреннее оплодотворение, откладывают и насиживают яйца
Просмотр видеофрагментов «строение яйца» и «типы птенцов»
Строение яйца
Значение | |
Зародышевый диск | Будущий птенец |
Желток |
|
Белок |
|
Скорлупа |
|
Подскорлуповая оболочка |
|
Надскорлуповая оболочка |
|
Воздушная камера |
|
Халазы (канатики) |
|
|
|
Типы птенцов: птенцовые, выводковые
Типы птенцов
Строение | Виды птиц | |
Выводковые |
|
|
Птенцовые (гнездовые) |
|
|
11) Происхождение. Произошли от древних пресмыкающихся. Археоптерикс – первая птица
IV. Закрепление знаний.
«Лови ошибку»
Наука о птицах – ихтиология
В Казахстане 9000 видов птиц
У птиц температура тела зависит от температуры окружающей среды
Опахало контурных перьев состоит из бородок и бородочек
У птиц шея поворачивается на 90 градусов
Поднимают крылья грудные мышцы
Киль – это вырост ребра
Желудок птиц 2-камерный
У птиц газообмен происходит в воздушных мешках
У птиц двойное дыхание
Сердце птиц 3-камерное
Большой круг кровообращения начинается в правом желудочке
У птиц нет мочевого пузыря
У птиц мозжечок развит хуже, чем у пресмыкающихся
Птицы произошли от млекопитающих
V. Оценочно-рефлексивный этап.
Приспособления птиц к полету. Работа на доске. Добавление
Подведение итогов
VI. Домашнее задание.
Параграф 51
Творческое задание 1) написать название птиц на все буквы алфавита
2) найти загадки о птицах
3) написать сочинение о полете птицы от имени птицы
Самоанализ урока по биологии
Урок проходил в 7 классе при изучении курса зоологии.
Изучаемый раздел « Тип Хордовые или позвоночные животные ».
К моменту проведения урока учащиеся владеют первичными знаниями о строении рыб, пресмыкающихся, земноводных.
Характеристика класса
В классе 6 учащихся, 2 из них имеют хорошие оценки по многим предметам. Анализ результатов исследования сфер учебной деятельности учащихся 7 класса показывает:
1) достаточный уровень любознательности учащихся к предметам математического цикла, биологии и др.;
2) достаточно сформированными являются навыки мыслительной деятельности;
3) на недостаточно высоком уровне у учащихся развито умение работать с учебниками и дополнительной литературой.
Исследование самооценки школьников «Умение учиться» показало, что большинство учащихся 7 класса испытывают интерес к учебе в связи с желанием получения знаний, их привлекает общение со сверстниками и учителями. У школьников этого класса развиты такие общеучебные умения, как вести конспект, готовить реферат, кратко излагать текст, творчески решать не сложные практические задания. 25% учащихся владеют умением определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.
Психологические исследования показали, что большинство учащихся класса всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на объяснении учителя, не отвлекаются на уроке, ошибок по невнимательности практически не делают.
Исследования ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:
— мотивы общения – 100%;
— познавательные мотивы – 70 %;
— социальные мотивы – 70%.
Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем предметам.
Высокий уровень интереса к урокам биологии проявляет 75% учащихся, средний уровень – 10%.
Полное эмоциональное восприятие предмета проявляет 70% учащихся.
Полное эмоциональное принятие педагога – 90%.
Изучение общей тревожности в школе показало, что дети чувствуют себя в коллективе учителей и учащихся комфортно, спокойно, благоприятно действует на учащихся теплая атмосфера взаимоотношений в школе.
Профилактика переутомления, снятия психических напряжений и кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует познавательную деятельность учащихся.
Тема урока: Внешнее и внутреннее строение птиц.
Цель урока: найти приспособления птиц к полету
Задачи урока: I. Образовательные:
1. Углубить и расширить знания о птицах строении.
2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
3. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
II. Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию нового.
2. Воспитание культуры труда.
III. Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, умение выделять главное, формировать причинно – следственные связи.
2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: самостоятельная работа учащихся, словесные (рассказ, беседа), словесно-наглядные (презентация, просмотр видеофрагментов), словесно-наглядно-практические («лови ошибку», работа с текстом)
Средства наглядности: презентация, видеофрагменты
Компетенции:
1) познавательные
2) учебные
Используемые технологии: ИКТ, личностно- ориентированное обучение, интерактивная технолог
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная.
Мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль-контроль-анализ, оценка-коррекция-рефлексия.
Тип и форма проведения урока были выбраны с учетом целей, задач, места урока в разделе «Тип Хордовые или позвоночные животные», особенностями учащихся данной возрастной группы.
Для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, организации произвольного и послепроизвольного внимания учащихся использовала смену форм (индивидуальная, групповая; фронтальная, самостоятельная) и видов деятельности (моделирование, наблюдение и анализ). Своевременное переключение внимания и использование динамической паузы позволило более полно реализовать поставленные задачи. Каждый этап урока логически завершался микрозакреплением.
На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность фантазировать, вообразить что-либо, высказать свое мнение). Поощряя самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности ответа.
Для рационализации и повышения эффективности урока контролировалось время, затраченное на определенный этап работы, планировалась деятельность в соответствии со значимостью темы. Расположение вспомогательных средств (таблицы, наглядные пособия), оформление стендов кабинета позволяет быстро и легко находить нужную информацию и материалы.
Для поддержания положительного эмоционального фона урока использовались приемы одобрения, похвалы, нацеливания на ожидаемый будущий успех обучающегося, положительные характеристики его работы.
Работоспособность учащихся на уроке хорошая, каждый работал в меру своих способностей, царила атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
Я считаю, что поставленные на уроке цели были достигнуты, учащиеся правильно и осознанно выполняли задания, удалось избежать переутомления, развить мотивацию учения, навыки поисковой работы, самореализоваться каждому ученику. На детей урок оказал глубокое эмоциональное воздействие.