Конспект урока биологии для 6 класса «Папоротники. Хвощи. Плауны»

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме «Папоротники. Хвощи. Плауны»

Задачи:

  • ознакомить учащихся с усложнением в строении папоротников, хвощей и плаунов, их общими признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубить представления о высших споровых растениях;

  • продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;

  • воспитать интерес к предмету и процессу обучения через различные приемы технологии и анимации.

Оборудование:

  • гербарий папоротников,

  • хвощей (весенних и летних побегов) и плаунов,

  • живые комнатные растения,

  • компьютер,

  • CD диск 1с: школа БИОЛОГИЯ растения бактерии грибы лишайники 6 класс.

ХОД УРОКА

Вызов: (установление связи между изученным материалом и темой сегодняшнего урока; выход на тему урока, мотивационный момент).

О каких организмах идет речь?

1. Их тело может иметь форму нитей или плоских листовидных образований. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, наземными и водными. Это самые древние растения на Земле. Ответ: водоросли.

2. Эти организмы относятся к высшим растениям, имеют стебель и листья, обитают в увлажненных местах. Ответ: мхи.

Кто заметил определенную закономерность в моих вопросах, тот сможет ответить на последний вопрос: что это за растения?

3. Это многоклеточные, чаще травянистые растения влажных тенистых мест, имеющие стебли, листья, корни. Их ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля; многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения помещений.

Ответ: папоротники.

Тема урока: Папоротники. Хвощи. Плауны.

Ключевые слова (на доске):

  • Корневище

  • Стела

  • Спорангии

  • Каменный уголь

  • Архегоний

  • Антеридий

Попробуйте рассказать что-нибудь об этих понятиях. Какие предложения можно составить с этими словами? Какое отношение к теме сегодняшнего урока могут иметь данные понятия? С какими терминами встретились впервые? (подчеркиваются слова, к которым необходимо вернуться в конце урока).

Итог (конкретизация целей): таким образом, по окончании урока необходимо

  • знать термины: корневище, спорангии;

  • понимать, что папоротникообразные имеют более сложное строение, чем все ранее изученные растения;

  • применять полученные сегодня знания при решении творческих заданий, при составлении кластеров и синквейнов, в повседневной жизни.

Следующее задание: в рабочих тетрадях ставим в ряд цифры 1,2,3,4,5. Я читаю предложения, если вы согласны с высказыванием, ставите напротив соответствующего предложения +, если не согласны, ставим –

  1. В тропических странах встречаются древовидные папоротники.+

  2. У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани.+

  3. Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.-

  4. Половое размножение папоротников зависит от воды.+

  5. Древовидные папоротники – вымершие растения.-

Осмысление: (соприкосновение учащихся с новой информацией – работа с текстом учебника; ученик под руководством учителя и с помощью своих одноклассников отвечает на вопросы, которые возникли на этапе вызова).

Открыли учебники стр.146, работаем с текстом: читая параграф 41, находим ответы на вопросы, касающиеся неизвестных вам терминов и тех 5-ти суждений, что вы прослушали, верно ли вы поставили знаки +, —

По ходу работы карандашом делаем следующие пометки:

  • Известно V

  • Интересно и неожиданно +

  • Хочу узнать подробнее ?

В процессе чтения текста, работая в парах, составляем кластер на отдельном листе, чтобы у доски объяснить свои выводы, размышления,и пробуем составить синквейн на тему сегодняшнего урока (три “сильных” ученика дополнительно получают карточки с заданиями творческого характера:

  1. В ночь на Ивана Купалу отправлялись люди в дремучие леса искать цветущий папоротник. Верили, что он цветет 1 раз в жизни, и тот, кто увидит этот цветок, найдет клад, будет богатым и счастливым. Что вы можете возразить?

  2. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия. Почему папоротники относят к высшим споровым?

  3. Почему моховидные растения – маленькие, а папоротниковидные могут вырасти высокими как деревья?

По окончании работы с текстом учебника смотрим на диске дополнительный материал. Мультимедиа: “плауны” (10 сек.), “хвощи” (18 сек.), “папоротники каменноугольного периода” (1мин.22сек.).

Размышление (осмысление и закрепление полученной информации).

Что узнали нового? Что показалось интересным? Почему?

Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?

О чем хотели бы узнать?

Возврат к ключевым словам: что такое стела, спорангии, архегонии, антеридий? Для чего проводят известкование почвы?

Возврат к верным – неверным суждениям: какие предложения были правильными, в каких была неточность?

Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.

Защита кластеров у доски (приложение 1).

Зачитываются синквейны (приложение 2).

Оценивание: отметки получают практически все обучающиеся (“4” – “5”).

Домашнее задание: параграф 41, написать эссе на тему урока (по желанию).






















Приложение 1.

Кластеры



хвощи плауны папоротники корень стебель листья














спорангии влага металлургия с/х

(споры) (тень)



топливо химическое сырье




















корень стебель листья

(корневище)



Приложение 2


Синквейны.


Уголь.

Черный, легкий,

греет, рассыпается, хранит.

Юное солнышко прячется в нем.

Древность.


Папоротники.

Влаголюбивые, разнообразные,

Украшают, разнообразят, размножаются.

Распространенные обитатели влажных лесов.

Не цветут.


Ископаемое.

Черный, поблескивающий,

обогревает, хранит, содержит.

Много веществ из него получают.

Уголь.


Ответы на тест: 1- 1, 2- 2,4 3- 2, 4- 1,2,4 5- 2,3 6- 2 7- 2,3. 8- 3

9- 2,3,4 10-2 11- 1 12- 1




























ТЕСТ.

1. У мхов-печоночников тело представлено

1) стеблем и ризоидами 2) слоевищем 3) побегом 4) стеблем и листьями


2. Представителями листостебельных мхов являются

1) риччия водная 2) кукушкин лен 3) маршанция 4) сфагнум


3. При размножении мхов из спор развиваются

1) половые клетки 2) гаметофит 3) побег 4) спорофит


4. Мхи, как и другие, растения

1) содержат хлорофилл 3) имеют ризоиды

2) растут в течении всей жизни 4) способны к фотосинтезу


5. Вода мхам необходима для

1) распространения спор 2) полового размножения 3) питания 4) дыхания


6. У листостебельных мхов тело представлено

1) слоевищем 2) побегом и ризоидами 3) побегом 4) стеблем и листьями


7. Представителями печеночных мхов являются

1) кукушкин лен 2) риччия водная 3) маршанция 4) сфагнум


8. При размножении мхов из зиготы развивается

1) гаметофит 2) половые клетки 3) спорофит 4) побег


9. Мхи в природе участвуют в образовании

1) водоемов 2) кислорода 3) торфа 4) болот


10. Коробочка на ножке у моховидных – это

1) спорофилл 2) спорофит 3) спорангий 4) гаметофит


11. У взрослого растений сфагнума

1) нет корней и ризоидов 3) есть ризоиды

2) есть корни и ризоиды 4) есть корни


12. Выберите признаки характерные для моховидных

1) мужские гаметы – сперматозоиды 3) имеют хорошо развитые проводящие ткани

2) мужские гаметы – спермии 4) есть корни






















Свежие документы:  Паспорт кабинета изобразительного искусства

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: