Цели: обобщить и систематизировать знания по главе «Обеспечение клеток энергией».
Задачи: Образовательная: создать условия для обобщения и систематизации знаний о сущности обмена веществ и превращения энергии, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, брожения, хемосинтеза.
Развивающая: развивать умения устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза; сравнивать обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез; осуществлять самостоятельный поиск информации.
Воспитательная: воспитание культуры учебного труда, чувства коллективизма.
Оборудование: карточки, тесты, таблицы.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Актуализация и мотивация:
1. Что значит систематизировать, система?
2. Приведите примеры автотрофов и гетеротрофов.
3. Что значит «обмен веществ и энергии»?
Систематизация и обобщение, применение, проверка усвоения знаний по блокам.
Блок 1.
Задание 1.
Дайте общую характеристику метаболизма.
Сравните организмы фотосинтетики и хемосинтетики.
Выполните задание 2.
Задание 2. Работа по карточкам.
— Разделите перечисленные организмы на группы по способу питания: 1. Слон африканский, 2.хлорелла, 3. подберезовик, 4. крот, 5. пырей ползучий, 6. серобактерии, 7. амеба дизентерийная, 8. нитрифицирующие бактерии. Укажите среди перечисленных организмов гетеротрофы, 1, 3, 4, 7
Проверьте выполнение задания.
Блок 2.
1. Дайте общую характеристику фотосинтеза.
2. Световая фаза.
3. Темновая фаза.
4. Аккумуляторы энергии.
5. Исходные и конечные вещества фотосинтеза.
6. Космическая роль растений.
7. Сравните фотосинтез и хемосинтез.
Блок 3.
Задание 1.
Дайте общую характеристику энергетического обмена.
Значение энергетического обмена.
Задание 2.
Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы.
1. Что происходит на подготовительном этапе энергетического обмена с белками, жирами, углеводами, нуклеиновыми кислотами?
2. Где происходят реакции подготовительного этапа?
3. Что происходит с энергией, которая выделяется в реакциях подготовительного этапа?
4. Что образуется в результате бескислородного окисления в клетках у животных при недостатке О2?
5. Что образуется в результате бескислородного окисления в клетках у растений при недостатке О2?
6. Чем отличается дыхание от горения?
Обучающиеся проверяют ответы, работая в парах.
Блок 4.
Тестирование по теме «Фотосинтез»
Вариант 1
1. Какие лучи спектра преимущественно поглощает хлорофилл?
А). Красные Б). Зеленые
В). Фиолетовые Г). Весь спектр
2. НАДФ+ в хлоропласте необходим:
А). Как составная часть двухслойной мембраны хлоропласта;
Б). Как «ловушка» для электронов
В). В качестве фермента для образования крахмала
Г). В качестве фермента для диссоциации воды
3. Фотолиз воды – это:
А). Накопление воды в листе под действием света
Б). Диссоциация воды на ионы под действием света
В). Выделение водяных паров из устьиц под действием света
Г). Нагнетание воды в листья под действием света
4. Процессы, происходящие в световую фазу:
А). Превращение энергии солнечного света в НАДФ и АТФ
Б). Накопление крахмала
В). Расщепление крахмала
Г). Расщепление АТФ и НАДФ с выделением свободных электронов
5. Автотрофы – это:
А). Организмы – паразиты
Б). Грибы шляпочные и плесневые, гнилостные бактерии
В). Зеленые растения и бактерии, использующие энергию химических реакций
Г). Животные, питающиеся падалью.
Взаимопроверка ответов тестов и выставление оценок в журнал.
Ответы: 1.А 2. Б 3.Б 4. А 5.В
Блок 5.
Тесты по теме «Обмен веществ и энергии»
Почему ассимиляция называется пластическим обменом:
А. создаются органические вещества;
Б. расщепляются органические вещества.
Почему диссимиляция называется энергетическим обменом:
А. поглощается энергия;
Б. выделяется энергия
3. Что включает в себя процесс ассимиляции:
А. синтез органических веществ с поглощением энергии;
Б. распад органических веществ с выделением энергии.
4. Что включает в себя процесс диссимиляции:
А. синтез органических веществ с поглощением энергии;
Б. распад органических веществ с выделением энергии.
5. Какие процессы, происходящие в клетке, относятся к ассимиляционным:
А. синтез белка;
Б. фотосинтез;
В. синтез липидов;
Г. синтез АТФ;
Д. дыхание.
6. Чем отличается окисление органических веществ в митохондриях от горения этих же веществ:
А. выделение теплоты;
Б. выделение теплоты и синтез АТФ;
В. синтез АТФ;
Г. процесс окисления идет с участием ферментов;
Д. процесс окисления идет без участия ферментов.
7. На каком этапе диссимиляции полимеры расщепляются до мономеров:
А. 1
Б. 2
В. 3.
8. Что происходит с глюкозой на 2 этапе диссимиляции?
А. гликолиз с образованием молочной кислоты;
Б. окисление до СО2 и Н2О.
9. Какой этап диссимиляции называют кислородным?
А. 1
Б. 2
В. 3.
10. Почему один из этапов диссимиляции называют кислородным?
А. в процессе реакции к промежуточным продуктам присоединяется кислород;
Б.. в процессе реакции выделяется кислород.
11. На каком этапе диссимиляции углеводов синтезируется 2 АТФ?
А. 1 Б. 2 В. 3.
12. На каком этапе диссимиляции углеводов синтезируется 36 АТФ?
А. 1 Б. 2 В. 3.
13. На каком этапе диссимиляции углеводов АТФ не синтезируется?
А. 1 Б. 2 В. 3.
14. Что общего между окислением, происходящим в митохондриях клеток, и горением;
А. образование СО2 и Н2О;
Б. выделение теплоты;
В. синтез АТФ.
Ответы: 1.А 2. Б 3.А 4. Б 5.А, Б, В 6. В 7. А 8. А 9. В 10.А 11. Б. 12. В 13. А 14. А
Подведение итогов.
Рефлексия.
Домашнее задание: 1. повторить § 11-13;
2. Найти дополнительный материал об аккумуляторах энергии.
4