Ключевые слова: биология, 6 класс, проблемная задача, биологический эксперимент.
Целевая аудитория: 6 класс по программе В.В. Пасечника «Биология»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
·усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
·систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Выделение”.
Развивающие:
·совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;
·развитие логического и системного мышления;
·развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;
·совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.
Воспитательные:
·совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, ·участвовать в совместном решении проблем;
совершенствование эстетического восприятия, бережное отношение к окружающей среде.
·совершенствование внимательности при работе с биологическими объектами.
Сценарий урока
А дышат ли растения? Чтобы убедится в этом, проведём опыт[1].
Возьмём 3 колбы из бесцветного прозрачного стекла, поместим туда набухшие семена гороха.
Во вторую колбу поместили морковь, которую продержала сутки в воде.
В третью колбу поместили свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закрыли колбы пробками и поставили в тёплое место. Сейчас мы проверим, изменился ли состав воздуха в колбах?
Опустим в каждую из бутылок зажженную лучину. Почему в 1 и 2 колбе лучина потухла? А в 3 нет?
Чтобы ответить на этот вопросы приглашаю вас, принять участие в путешествии, где мы с вами раскроем секреты процессов дыхания и обмена веществ у растений. Ребята, нам сегодня на уроке надо покорить вершину снежной горы, где вас ждёт сюрприз, а достичь этой вершины мы можем только с помощью своих знаний. На пути нас ждут опасности и приключения, но их бояться не надо.
Машенька задает Вам второй вопрос:
При ответе пользуйтесь рисунком строения растительной клетки.
Машенька вам задаёт 3 вопрос: Какие органические вещества находятся в этих растениях?
Ребята, у вас на столе лежит схема фотосинтеза, которую надо заполнить, вставить пропущенные слова.
Теперь проверим, все ли правильно справились с заданием? Сравните вашу схему и схему на слайде.
Какие вы молодцы, справились со всеми вопросами. Маша нас приглашает в дом.
Ребята, с Машей в доме живёт кот-учёный, он умеет разговаривать. Он хочет знать?
Кот: Какие газы входят в состав воздуха?[3]
Посмотрим на схему соотношения газов в воздухе.
Азот – 78%
Кислород – 21%
Углекислый газ – 0,03%. и другие газы.
Представляете ребята — планета Земля существует 3 млрд. лет, а % соотношение этих газов в воздухе сохраняется.
Котик задаёт 2 вопрос: Как вы думаете, каким газом дышат растения?
Дети отвечают. Котик внимательно слушает
Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к проведенному опыту.
Мы брали три колбы: 1- с горохом, 2 – с морковью, 3 – с зеленым листом растения. Все они были закрыты и, во всех трёх колбах был воздух. Состав воздуха мы рассмотрели, и вы уже знаете, какие газы входят в его состав.
Давайте вспомним, в 1и 2 колбе лучина потухла, а в 3- продолжала гореть.
Какой вывод можно сделать после демонстрации опытов?
Для этого, вспомним какой газ, поддерживает горение? — кислород. Правильно Молодцы.
В 1 и 2 колбе лучина потухла, так как в них нет кислорода, много углекислого газа. А в 3 не тухнет, так как в 3 колбе много кислорода, который образовался в процессе фотосинтеза.
Мы узнали, что растения дышат, поглощая кислород, и выделяют углекислый газ.
А как вы считаете, в какое время суток растения дышат?
Дыхание — непрерывное условие жизни, то есть растения дышат всегда.
Ребята, перед вами на доске схема процесса дыхания.
Растение при дыхании поглощает кислород. Кислород, поступая в клетку, окисляет органические вещества до углекислого газа и воды.
При разложении органических веществ в процессе дыхания выделяется (высвобождается) энергия, которая используется на осуществление других жизненных процессов в клетке. Без этой энергии жизнь невозможна.
Мы узнали, что дыхание – расщепление органических веществ на более простые: углекислый газ и воду.
В процессе дыхания выделяется энергия необходимая для процессов жизнедеятельности[2].
А, теперь, ребята, сравним процессы фотосинтеза и дыхания. В чём различие и что общего в них?
Во время фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Кислорода образуется больше, чем расходуется при дыхании. Поглощая световую энергию, в растение образуются органические вещества, и накапливается энергия.
При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Происходит расщепление органических веществ на углекислый газ и воду. При этом растение получает энергию.
Все вместе мы сделали вывод, что дыхание и фотосинтез — противоположны друг другу, но взаимосвязанные между собой процессы.
Эти превращения веществ в организме называют обменом веществ.
Обмен веществ — это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой[3].
Маша предлагает нам отдохнуть. Все встали:
Прогуляемся в зимний лес. Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (повороты туловища и головы)
Справа берёзка в шубке стоит, (поворот вправо)
Слева ёлка на нас глядит, (поворот влево)
Снежинки в небе кружатся, (дети кружатся)
На землю тихо ложатся. (приседают).
Итак, ещё раз вспомним, что такое Обмен веществ?
Итак, продолжим наше обучение.
Скажите ребята, с помощью каких органов мы дышим?
Дети отвечают.
А чем дышат растения?
У растений нет специальных органов дыхания, но у них есть приспособления к дыханию — устьица, корневые волоски, чечевички.
В кожице листа расположены устьица (№1), через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки, а углекислый газ удаляется из клеток. Смотрим под микроскопом микропрепараты[2].
В корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в стебле – через чечевички (демонстрация березы).
Итак, ещё раз повторим, какие приспособления для дыхания имеет растение?Загостились мы у вас, пора идти дальше. Вершина уже недалеко. Прибавим шаг, уже стемнело.
По пути к вершине давайте еще раз вспомним, о каких процессах шла речь во время путешествия?
Пока идём на вершину заполним таблицу[1]. (таблица заполняется вместе с детьми).
Какое значение эти процессы имеют для жизни на Земле?
Давайте еще раз посмотрим на схему соотношения газов в воздухе.
Почему % соотношение газов не меняется уже 3 млрд. лет? Благодаря растениям и процессу фотосинтеза. Недаром растения называют легкими нашей планеты. Не случайно в народе сложено много пословиц о растениях. Маша приготовила нам пословицы, давай те их зачитаем. Ой, Маша! Что она опять натворила. Перепутала все пословицы. Ребята поможем Маше их собрать правильно[4].
1. Старые деревья- молодые охраняют.
2. Рощи да леса — всему миру краса.
3. Лес не школа, а всех учит.
4. Растение — земли украшенье.
5. По лесу ходи — под ноги гляди.
6. Лес и вода- брат и сестра.
Молодцы, хорошо знаете пословицы. А, знаете ли вы, что в прошлом году школьники нашего поселка высадили 1500 саженцев. Эту традицию надо продолжать и тогда мы поможем сохранить нашу землю.
Вот мы и на вершине. Наше путешествие подошло к концу.
Литература:
1. Ващенко, О.Л.Биология. Интерактивные дидактические материалы.6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/
О.Л. Ващенко.- М.; Планета, 2012.-576.
2.Пасечник, В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Ратения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/ Пасечник, В.В.- М.: Просвещение, 2012.
3.Падалко, Н.В. Методическое пособие/ Н.В. Падалко.- М.: Просвещение, 2011.
4.Пименов, А.В. Дидактические материалы к разделу Растения 6 класс/ А.В. Пименов.- М. Издательство НЦ ЭНАС, 2010.
6