Конспект урока биологии для 6 класса «Испарение воды растениями. Листопад»

Разработка открытого урока по биологии в 6 классе.

Учитель биологии Манченко Иван Сергеевич.

Тема урока: «Испарение воды растениями. Листопад» (слайд 1)

Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.

Задачи урока:

1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.

2. Развивать мышление, творческие и аналитические способности.

3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: Комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютерная презентация, лабораторное оборудование: штатив, пробирки, колба (опережающие опыты), комнатные растения, инструктивная карта к уроку, учебник.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, беседа с элементами объяснения.

План урока:

  • Организационный момент (1,5)

  • Проверка домашнего задания (7)

  • Изучение нового материала (20)

  • Физкультминутка (1,5)

  • Закрепление (8)

  • Подведение итогов (3)

  • Домашнее задание (0,5)

  • Выставление оценок (0,5)

  • Рефлексия (3)

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Ребята, давайте этот урок проведем как урок — исследование, все Вы будете не просто ученики, а юные исследователи, которым предстоит решать важные научные задачи. Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.

(Слайд 2). Сфера исследований нашей лаборатории – это жизнедеятельность растений.

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: — Давайте вспомним, с какими функциями мы познакомились на прошлом уроке?

— Что такое фотосинтез?

— В каких условиях происходит фотосинтез?

— Что выделяется в процессе фотосинтеза?

— Каково его значение?

— Чем дышат растения?

— Что выделяется при дыхании? (учащиеся дают ответы).

— А теперь сравните процессы фотосинтеза и дыхания (слайд 3).

(учащиеся работают в группах по 2 человека, выполняют письменно, затем меняются и проводят взаимопроверку, исправляют ошибки) (слайд 4).

Вывод: эти процессы противоположны друг другу.

Молодцы! Знания у вас есть, вы можете стать настоящими учеными.

  1. Изучение нового материала

Учитель: А сегодня мы расширим ваши знания о функциях листа и познакомимся с одной ещё очень важной его функцией, а какой именно, вы сами попробуете назвать.

— Обратимся к опыту под № 1 и проанализируем его.

  • Опыт 1: Три дня назад в три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. Одну пробирку оставили как есть, во вторую добавили масла, чтоб вода не испарялась, в третью поместили побег с листьями и добавили масло. В процессе работы уровень воды выравнивали. Уровень отметили фломастером. Что же мы видим?

Ответ: Воды в первой и третьей пробирках стало меньше.

(Слайд 5) Вывод: Вода в третьей пробирке испарилась растением.

Учащиеся подводятся к основной мысли: — Какой идет процесс? (идет процесс испарения).

— Итак, какова же тема урока?

лайд 6) «Испарение воды растениями. Листопад»

Учащиеся сами формулируют задачу: получить представление об этих интересных явлениях в жизни растений (слайд 7).

— Что же такое испарение? (учащиеся пытаются сформулировать определение). Запишем:

(Слайд 8) Испарение – это переход воды из жидкого состояния в пар.

Пар – это вода в газообразном состоянии.

— Через что испаряется вода? (устьица).

— Где они расположены?

— Обратимся к опыту № 2, который нам проанализирует 2 группа исследователей.

  • Опыт 2: Три дня назад в две пробирки поставили побег с листьями, в одном случае смазали вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, а в другом – нижнюю. В обоих случаях поверхность воды в пробирках залили маслом. В какой пробирке понизился уровень воды?

Ответ: Уровень воды понизился там, где у листа была смазана верхняя поверхность.

— Через какую поверхность листа у данного растения происходит испарение и почему? (ответы детей).

(Слайд 9) Вывод: Через нижнюю поверхность листа, так как у наземных растений устьица находятся с нижней стороны листа.

— Растения на 80% состоят из воды. Как же она туда попадает? Чем растение всасывает воду? (учащиеся дают ответы).

— А, сейчас представьте себе, что вы маленькая капелька воды, которая путешествует по растению.

лайд 10) Рассмотрите внимательно рисунок испарение воды растением и расскажите о том пути, который вы совершите по растению (корни – с помощью корневого давления в другие части растения – испарение).

Английский священник Стефан Хейлз в 1724 году показал, что вода с растворенными минеральными веществами (ксилемный сок) может подниматься вверх по растению благодаря процессу транспирации, то есть испарению воды с поверхности листьев (слайд 11).

Проблема: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?

— Для этого 3 группа исследователей проанализирует нам свой опыт.

  • Опыт 3: Мы поместили веточку с листьями, не отрезая от растения, в стеклянную колбу, горлышко закрыли ватой. Что мы видим? Откуда в колбе вода?

Ответ: Капельки воды на стенках колбы.

(Слайд 12) Вывод: Вода испаряется с растения. Испаряемую растениями воду мы можем увидеть.

— Обратите внимание на комнатные растения: что вы видите? Какие растения? Чем отличаются? Они испаряют одинаковое количество воды? Почему? Какие будут меньше испарять? Почему? (учащиеся отвечают).

Вывод: Разные растения испаряют разное количество воды.

— Что же влияет на испарение?

(Слайд 13) Запишем факторы, влияющие на испарение: (влажность, температура, солнечное освещение, ветер, площадь листа).

— Какое значение, по вашему мнению, имеет испарение для растения? (учащиеся предполагают ответы).

(Слайд 14) Значение испарения:

— способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ,

— охлаждает лист,

— предохраняет от перегрева.

4. Физкультминутка.

— Давайте отдохнем и сделаем гимнастику для глаз (слайд 15)

— Какой процесс мы наблюдали? (листопад) (слайд 16)

— В какой сезон года происходит листопад? Что происходит с листьями перед листопадом? Почему меняется окраска? (учащиеся дают предположения).

— Послушаем сообщение 1 (сообщение о хлорофилле): «Хлорофилл – не единственный пигмент в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты – ксантофилл (желтый цвет) и каротин (красный цвет). Эти пигменты всегда есть в зеленых растениях, но летом они незаметны, т.к. замаскированы зеленой окраской хлорофилла. Осенью хлорофилл разрушается под действием солнечного света, а новый не образуется. Лист теряет зеленую окраску и желтые пигменты, незаметные до этого времени, становятся заметными».

— Спасибо. А каким образом отпадают листья?

Прослушаем сообщение 2 (образование пробкового слоя): «Дело в том, что у основания черешка образуется специальный отделительный слой из тонкостенных рыхло расположенных клеток, ослабляющих основание листа. Со стороны стебля ближайшие к основанию черешка клетки пробковеют и образуют защитный слой, сохраняющийся после опадения листа – след (рубец). При сильном ветре лист, удерживаемый только покровными клетками, опадает. Листопаду предшествует старение листа: уменьшение интенсивности жизнедеятельности, уменьшение количества поступающей воды, накопление в листьях ненужных и вредных веществ».

— Что становится с погодой осенью? (холоднее, день короче, заморозки). Корни не могут добывать достаточное количество воды и для меньшей испаряемости сбрасывают листву.

(Слайд 17) Вывод: Листопад – приспособление к перенесению неблагоприятных условий.

(Слайд 18) Значение листопада: уменьшение испарения, удаление вредных веществ, уменьшение веса ветвей (учащиеся сами формулируют значение).

5. Закрепление:

(Слайд 19) Выберите правильный ответ.

(учащиеся работают с тестами в инструктивной карте, затем меняются с соседом и проводят взаимопроверку) (слайд 20).

Проблемные вопросы:

(Слайд 21) 1. Известно, что листья растений засушливых районов видоизменены в колючки, покрылись воском, толстой кожицей. Какова роль этого явления? (ответы).

лайд 22) 2. У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листа. Где находятся устьица у кувшинки? (ответы).

3. Сбрасывают ли хвою хвойные растения? (ответы).

4. А знаете ли вы: как практически применить знания об испарении?

Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет. Надо поместить ветку в полиэтиленовый мешочек, плотно затянуть вокруг стебля. Через некоторое время в мешочке образуются капли воды. Таких устройств можно сделать несколько, и тогда наберется достаточное для питья количество чистой воды.

  1. Подведение итогов (слайд 23).

— С какой темой мы сегодня познакомились? Что такое испарение? От чего оно зависит? Каково его значение? Листопад для растений – это…? Помните, какая была задача? Достигли мы ее?

7. Домашнее задание (слайд 24): параграф 36, придумайте кроссворд или ребус по параграфу, найдите загадки о листопаде (одно из заданий на выбор).

8. Выставление оценок.

9. Рефлексия: Метод «Острова»: — Выразите свое душевное и эмоционально-чувственное состояние.

— Спасибо всем за урок!

Свежие документы:  Методическая разработка урока на тему: "Воздух и его состав. Горение веществ на воздухе" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: