Дата: № урока 1 5 класс
Тема: Естествознание как система наук о природе.
Цель: Сформировать прочные понятия о естествознании, как системе наук о природе.
Развивать у учащихся умение работать с книгой, схемами, таблицами, выделять главное, анализировать.
Воспитывать коммуникативную культуру при соц. взаимодействии.
Тип урока: урок-знакомство.
Ход урока
Орг. момент
Определение темы и целей урока.
тренинг «Улыбка
Выяснить знания учащихся о природе.
-Что такое природа? Что относится к неживой природе? Назовите живые организмы?
Познакомиться с учебником, как он называется, кто авторы, прочитать обращение к учащимся с 3;
Из скольких параграфов состоит Введение? Как называется первый параграф, Тему урока записать в тетрадь Естествознание — как система наук о природе.(слаид-1
Новый материал.
Природу в старину называли «естество». Изучать природу – значит изучать окружающий ас мир. Человек, конечно же, тоже часть природы.
Естественные науки – науки о природе.
По тексту учебника по стр.7, найти и записать в тетрадь естественные науки. В каком виде это записать вам поможет путеводный лист, в котором я предлагаю схематично или же таблично фиксировать конспект урока (Приложение 1). А также в течение урока вы будете выставлять себе оценки за каждый этап урока (Приложение 3)
Естественные науки
А теперь проверим, правильно ли вы это сделали (слайд – 2).
Таблица «Науки о природе» (слайд – 3)
Происхождение слова | Что изучает | |
астрономия | от греч. слов «астрон»-звезда, «номос»-закон | Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение |
физика | от греч. слова «физис»-природа | Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д. |
химия | возможно от греч. слова «химевсис»-смешивание | Наука о веществах и их превращениях |
география
физическая география | от греч. слов «гео»-земля, «графо»-пишу от греч. слова «физис»-природа | Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание». Изучает природу земной поверхности |
биология | от греч. слов «биос»-жизнь, «логос»-учение, наука | Наука о живой природе |
экология | от греч. слов «экос»-дом, «логос»-учение, наука | Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы. |
Эти науки вы будете изучать в старших классах.
Все тела состоят из веществ. Например:СТАКАН — СТЕКЛО, КАРАНДАШ- ДРЕВЕСИНА, МЯЧ- РЕЗИНА и т.д.
-приведите свои примеры вещества и тела (устно)
— Органические ( белки, жиры, углеводы)— вещества, которые входят в состав живых организмов. (слайд – 4)
— Неорганические – это минералы, металлы и их сплавы, горючее для космических ракет и многое другое. (слайд – 5).
Ребята вы знаете, что в природе постоянно происходят изменения. В течении 3-х минут в парах обсудить какие изменения происходят и дописать определение, а подсказка есть в путевом листе(Приложение 1):
Все изменения, происходящие в живой и неживой природе, называются
|
|
|
|
| Я |
|
|
| П |
|
|
|
|
| Ы |
По цепочке каждая группа знакомит с примерами и определением задание усложняется тем, что нельзя повторятся. Примеры, определение на (слайд – 6)
физминутка
3.Закрепление новой темы: Ребята что мы сегодня узнали: Ответы: Что такое естествознание, что изучает предмет естествознание, какие науки изучают природу? Научились различать живую и не живую природу, из каких веществ состоят тела.
А сейчас прошу вас выполнить задания на закрепление темы. (Приложение 2).
За правильное выполнение каждого задания, вы получаете по 1 баллу. Итого 20 баллов. За 20-17 баллов -«5» 16-11 баллов -«4» 10-8 баллов -«3» 7-1 баллов -«2» (слайд – 7)
4.Рефлексия: напишите на стикерах свое отношение к уроку и свое настроение, можно в виде смайликов.
5. Итоги урока: выставление оценок в листы самооценки (Приложение 3) (слайд 8)
6.Домашнее задание. § 1, (слайд – 9)
сообщение для учащихся с низкой мотивацией к изучению предмета «Явления природы носящие стихийный характер».
сообщение для успешных учащихся «Сообщение о французском ученом – энтомологе Жан Анри Фабре, ученом-астрономе – Николае Копернике, ученом-биологе – Чарлзе Дарвине.
Приложение 1.
Естественные науки
Таблица «Науки о природе»
Происхождение слова | Что изучает | |
астрономия | от греч. слов «астрон»-звезда, «номос»-закон | Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение |
физика | от греч. слова «физис»-природа | Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д. |
химия | возможно от греч. слова «химевсис»-смешивание | Наука о веществах и их превращениях |
география
физическая география | от греч. слов «гео»-земля, «графо»-пишу от греч. слова «физис»-природа | Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание». Изучает природу земной поверхности |
биология | от греч. слов «биос»-жизнь, «логос»-учение, наука | Наука о живой природе |
экология | от греч. слов «экос»-дом, «логос»-учение, наука | Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы. |
Все изменения, происходящие в живой и неживой природе, называются
|
|
|
|
| Я |
|
|
| П |
|
|
|
|
| Ы |
Приложение 2.
1. Выпишите отдельно тело и вещество:
ЖЕЛЕЗО, МАШИНА, ПЛАССТМАСС, КНИГА, РУЧКА, СТЕКЛО, ВОСК,
ТАРЕЛКА, МЕДЬ, ДОМ, ОКНО, ЛАМПОЧКА, ЗОЛОТО, ВОДА, СВЕЧА,
вещество | тело | |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
2. Сопоставьте тело и вещество:
МАШИНА, ДЕРЕВО,
СВЕЧА, ПЛАССТМАСС
КОЛЬЦО, МЕДЬ
ЛОЖКА, ВОСК
КАРАНДАШ, ЗОЛОТО
РУЧКА, СТЕКЛО
ТАРЕЛКА, ЖЕЛЕЗО Например: спичка- сера и дерево.
Приведите по 3 примера:
Неорганические вещества | |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
За правильное выполнение каждого задания, вы получаете по 1 баллу. Итого 20 баллов
За 20-17 баллов -«5» 16-11 баллов -«4» 10-8 баллов -«3» 7-1 баллов -«2»
Приложение 3.
Оценочный лист ученика 5 класса_____________________________________________________
по теме «_______________________________»
Моя успешность на уроке | оценка | |
1 | На уроке я работал активно/пассивно |
|
2 | Качество выполненного конспекта в тетради |
|
3 | Выполнение задания на закрепление |
|
| Итоговая оценка за урок |
|