Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дьяконовская основная общеобразовательная школа
Буйского муниципального района Костромской области
Урок географии в 6 классе
по теме: «Горные породы, слагающие земную кору»
Автор методической разработки урока
Учитель географии I квалификационной категории
МОУ Дьяконовская ООШ
Котова Зоя Петровна
Урок географии в 6 классе по теме:
«Горные породы, слагающие земную кору»
Цель урока: Сформировать представления о строении земной коры.
Образовательные задачи: Научить описывать горные породы, объяснять термины «полезные ископаемые», «строительные материалы»,
Развивающие задачи: продолжить работу по развитию устной монологической речи учащихся; повысить интерес учащихся к географии.
Воспитательные задачи: воспитать у учащихся бережное отношение к природе и рациональному использованию природных ресурсов, воспитать чувство прекрасного и любовь к народной культуре.
Тип урока: Урок новых знаний
Вид урока: Урок-сказка.
Оборудование: плакаты из серии «Полезные ископаемые», условные знаки и таблички на магнитной доске, портреты главных героев сказки и грамота, коллекция горных пород и минералов, заранее составленные списки групп-учащихся, карточки с планом и таблицей, названиями горных пород.
Ход урока:
Орг. момент:
Сообщение темы урока (тема записана на доске)
Вступительное слово:
Ребята, сегодня мы с вами будем работать группами, в каждой группе выберите командира — воеводу, который будет руководить вашей работой.
Мы должны сегодня выяснить из чего состоит литосфера, научиться описывать горные породы. Мы также узнаем, как образовались различные горные породы.
Ребята, а вы любите сказки? (ответ)
Сегодня я вам расскажу сказку: «Как Иван Царевич ключ Земли искал?»
Объяснение нового материала: (рассказ сказки)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон (портрет на доску). Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защищал, много книг прочитал и вырастил сына – удалого доброго молодца Ивана – Царевича (портрет на доску). Тяжело царю Додону править царством – государством стало, состарился он, да и боязно передавать трон молодому и неопытному сыну. Тут и решил царь испытать Ивана-Царевича. Призвал он к себе сына и говорит: « Отправляйся Иван-Царевич, в дальние края, мир поведать, да и себя показать, уму – разуму набраться, доблести научиться. И отыщи ты мне «Ключ Земли». А как вернешься с победою, будешь царством – государством управлять».
Поклонился Иван – Царевич отцу и отправился в дальний путь. Идет он по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки. Долго ли, коротко ли дошел Иван-Царевич до заморского царства — государства. Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись «Литосфера» (табличку на доску). Прочитал Иван- Царевич мудрёное название и призадумался.
Вопрос: Ребята, кто поможет Ивану –Царевичу объяснить это название…
Ответ: Литосфера – это внешняя оболочка Земли, которая состоит из земной коры и верхней части мантии.
Стал Иван-Царевич про «Ключ Земли» спрашивать , а ему и отвечают:
— Есть в нашей стране «Ключ Земли», но найти его не просто. Храниться он глубоко под Землей, а стережет его Прекрасная царевна Подземного царства.
— А как же мне туда добраться, — спрашивает Иван-Царевич.
— Нужно вырыть глубокий колодец — отвечают ему люди.
Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала Царевичу рыть землю было легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная (на магнитную доску вывешиваются условные знаки данных полезных ископаемых, учащиеся получают карточки с названиями пород и размещают их аналогично).
Задание: Ребята, найдите в коллекциях эти горные породы и опишите их по плану:
Название горной породы
Цвет, твердость, пачкает ли руки?
Где применяется?
Идет работа в группах, планы выданы каждой группе, затем один представитель группы отвечает. По ходу рассказа на доске составляется схема горных пород.
Учитель: Эти горные породы образуются при разрушении более твердых горных пород, при скоплении остатков растений и животных, образуются при химических реакциях, а называют эту группу – ОСАДОЧНЫЕ горные породы.
Глубже роет колодец Иван — царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, руды разных металлов.
Вопрос: Найдите в коллекции горных пород эти металлы и руды, опишите их по плану (работа в группах)
Все эти горные породы образовались из застывшей лавы, поэтому называются МАГМАТИЧЕСКИМИ.
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под Землю. Тяжело ему рыть. Твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути, да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.
— Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою?
(ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура . Затем группы получают карточки с названиями горных пород и описывают их).
Эти горные породы образовались на большой глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Например, из песка образуется песчаник, а из гранита – алмаз. Их называют МЕТАМОРФИЧЕСКИМИ.
Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Увлекся работой Иван – царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. И очутился он в большой пещере: стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала сидит на троне Прекрасная царевна Подземного царства (портрет на доску под условными знаками).
Поклонился Иван – Царевич и молвил:
— Здравствуй, красная девица, заморская царица , не вели казнить, вели слово молвить!
— Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?
— Люди говорят, что скрываешь ты ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его!
— Ну, что ж, отгадаешь три мои загадки, отдам тебе заветный ключ!
— Загадывай! – сказал Иван – Царевич ,- попробую отгадать!
( Ребята, поможем отгадать загадки Ивану — Царевичу?)
Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)
Черен как ворон, а греет, как Солнце (Уголь)
Белый, как сахар, но не сладкий
Пока руки им не испачкаешь
Ума – разума не наберешься! (Мел)
Замечательно, ребята! Вы очень помогли Ивану – Царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная Царевна и говорит:
— Ну, что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума — разума, много ли нового узнал ты в моей стране?
— Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве!
— Вот тебе ключ Земли, — отвечает Царевна, — Запомни, юноша, только знания, как ключ открывают любые замки и двери!
Поклонился Иван – Царевич в пояс, поблагодарил Царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь.
— А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно (учащиеся повторяют путь, используя схему на доске. Закрепляют новые понятия и знания.
— В коллекциях горных пород найдите полезные ископаемые, которые встречаются в нашей местности. Где они используются?
А теперь вернемся к нашему герою:
Вернулся Иван – Царевич домой, в родной город, и рассказал отцу о своем путешествии. Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван — Царевич».
Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой.
А нам с вами прислал наш герой грамоту:
Грамота:
Друзья, мои! Спасибо за помощь в поисках ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам не известны! Дома потрудитесь: почитайте § 17 и заполните таблицу № 3. Желаю всем здоровья и упорства.
Царь Иван.
В завершение урока подводятся итоги в группах и выставляются отметки.