МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ГОРОДА ПОХВИСТНЕВО
Самарская область, город Похвистнево, улица Лермонтова 18, тел. 25057, 25284.
Конспект урока-путешествия
по окружающему миру и математике
в 4 классе
«Похвистнево – город родной»
подготовила
учитель начальных классов
Татьяна Ивановна Зуева
город Похвистнево
2012 год
Цель. Используя краеведческий материал, развивать познавательный интерес к культурному наследию малой родины; познакомить с сегодняшним днем города;
закрепить умения решать задачи; читать и записывать многозначные числа;
воспитывать чувство прекрасного, уважение к историческому прошлому.
Оборудование. Слайдовая презентация; кроссворд на ватмане; герб города;
Ход урока.
I.Организационный момент.
Психологическая поддержка.
Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы хорошо учимся!
Все у нас получится!
Учитель. Молодцы! Подошли к партам, повернулись к гостям, поздоровались, сели.
Сегодня мы отправимся в путешествие по родному городу. Думаю, оно вам очень понравится.
Сообщение темы урока.
На доске появляется слайд 1 (с изображением физической карты России)
Учитель. — Родной край, в котором мы с вами живем – частица огромной страны России.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной малой,
Мы Родиной нашей зовем.
На доске появляется слайд 2 (с изображением карты Похвистневского района). Учащиеся рассказывают о истории возникновения района.
Ученик 1.
— Наш Похвистневский район возник в конце 1929 года.Он расположен в восточной части Самарской губернии и граничит на востоке с Бугурусланским районом Оренбургской области, с юга и запада – с Кинель – Черкасским, с севера – запада – Исаклинским и с севера – с Камышлинским и Сергиевским районами Самарской области.
Учитель.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Задание: запишите многозначные числа в левый столбик, прослушав информацию.
Площадь Похвистневского района составляет 2108 кв.км. В районе насчитывалось 7920 дворов в селах и деревнях с населением 26 тысяч человек.
Увеличьте данные числа и запишите их в правый столбик,
1 гр(сильные дети) – на 1.345;
2 гр ( средние ) – на 701;
3 гр (слабые) – на 110.
У доски работают: Курмаева Р., Захаров Е., Ефремова Т.
2108 3453 2809 2218
7920 9265 8621 8030
26000 27345 26701 26110
III. Физкультминутка.
Учитель. — Скажите пожалуйста, в каком городе вы живете?
В 1947 году рабочий поселок Похвистнево преобразован в город.
Продолжим путешествие по нашему городу.
Слайд 3 (с изображением нового здания театра «Сад»)
-Что за здание на данном слайде?
-Что вы знаете о театре «Сад»?
— Какие спектакли смотрели?
Ученик 2.Театр «Сад» под руководством Алексея Серафимовича Якиманского молод, но его спектакли проходят с бесспорным успехом. На сцене сменилось немало ярких, запоминающихся актеров. Поставлено 30 спектаклей, которые в общей сложности показаны множество раз.
При театре работает «Артклуб», в котором идут разнообразные конкурсно – развлекательные программы для детей и молодежи.
Учитель. Решите задачу, используя данные с афиши:
В театр «Сад» пришло смотреть спектакль 22 учащихся. Сколько заплатили денег за все билеты, если цена одного билета 40 рублей?
(Решение записываем таблицей)
Цена Количество Стоимость
40 руб 22 ?
С = Ц * К
40 * 22 = 880 (руб) – заплатили за все билеты.
Ответ: 880 рублей заплатили за все билеты.
Учитель.— Какие ещё задачи можно составить и решить?
Начало спектакля в 15 часов, продолжительность 1 час 10 минут. Во сколько закончится спектакль?
В театр «Сад» пришли смотреть спектакль 6 мальчиков, а девочек в 2 раза больше. Сколько детей смотрело спектакль?
Физкультминутка.
Слайд 4 (с изображением краеведческого музея).
-Посмотрите внимательно на следующий слайд.
Это новое местожительство краеведческого музея города.
-Что вы знаете о музее? Его руководителе?
Хранителем истории города и района стал краеведческий музей. Он создан в 1991 году. Музей – центр поисковой, научно – исследовательской и просветительской деятельности.
Руководит музеем Татьяна Петровна Потапова.
Представьте, что мы пришли в очередной раз в музей. Прошлись по залам и увидели разные экспонаты .
Решите интересные задачи, имеющие непосредственное отношение к музею и истории.
Срок жизни большей части наших далеких предков – первобытных людей – был совсем мал – 20 лет. На сколько лет он увеличится в наше время, если сейчас средняя продолжительность жизни человека составляет 65 лет? (на 35 лет)
Средний рост взрослого человека сейчас равен примерно 175 см. Рост же древних людей составлял 4/5 этой величины. На сколько сантиметров «подросли» люди за последние тысячелетия? (175:5*4=140 см – рост первобытного человека; 175-140=на 35 см).
Путешествие наше продолжается.
Слайд 5 ( с изображением железнодорожного вокзала).
— В каком году на карте появилась станция Похвистнево?
Станция Похвистнево появилась на карте России 8 сентября 1888 года, одновременно с постройкой железной дороги «Самара – Уфа» и началом движения поездов по Самаро – Златоустовской железной дороге.
— Какими видами транспорта город Похвистнево связан с городом Самара?
(автобус, электропоезд)
Решите задачу: автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч. В пути находиля 2 часа. Чему равно расстояние? (180 км).
Молодцы. Завершая наше путешествие, давайте подведем итоги о нашем городе.
Игнатова Анна приготовила для вас кроссворд. Отгадайте ключевое слово.
Работа в группах.
1. Центр детского творчества, эстрадно-цирковая студия? (Пируэт).
2.Гора, которая находится в 6 км от г.Похвистнево вблизи села Старо-Похвистнево? (Копейка).
3. Фамилия дворян, от которой произошло название города? (Похвистневы).
4. Первооткрыватель, буровой мастер, в честь его переименована улица Кинельская? (Васильев)
5. Глава города Похвистнево? (Филипенко)
6. Театр, под руководством Алексея Якиманското? (Сад).
7. Профессиональная футбольная команда? (Нефтяник)
8. Большая река Самарской области, протекающая в нашем городе? (Кинель)
9. Почетный гражданин города, учитель физики? (Панюшев)
10.Почетный гражданин города, заслуженный работник культуры РФ, директор школы искусств? (Л.Г.Иванова)
11. Местный поэт, написавший много стихов о городе? (П.Руденко)
Послушайте сочинения своих одноклассников о городе, в котором они родились и в котором они живут.
Город в Заволжской глубинке,
Ты из всех городов самый лучший на свете,
Не забудем нигде о тебе.
Мы любые невзгоды с тобою осилим,
Мы любые высоты возьмем.
Поднимайся, расти вместе с новой Россией,
Будь надеждой её и опорой во всем!
Мы любим свой город, гордимся им. Так пусть же наш город живет и хорошеет.
По настоящему счастлив лишь тот, кто живет там, где родился.
Спасибо всем. Вам понравилось наше путешествие?
До встречи!
ЛИТЕРАТУРА
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы: методика обучения/Н.Ф.Виноградова. –М.: Вентана-Граф, 2009.
Гладышева.Г.Кумирова.М. Сердцу милая земля. Сборник произведений местных поэтов, прозаиков,и композиторов. 2001г.
География Похвистневского района. Учебное пособие. 2002 г.
120 лет Похвистнево 1888-2008. Книга « Информационно-издательского центра» МУП, 2008 г.
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе (Часть 1: Основные группы уроков, методика): Практич. Пособие для учителей начальных классов. –Ростов н/Д: ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008.
Соловьёва Т.А., Рогалёва.Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс. –М.: ВАКО, 2006.