Колесниченко А.В.
Учитель географии
МОУ Толбинская СОШ
Икона и храм Божией Матери «Владимирская» в истории
духовной культуры Подмосковья.
(К теме 18).
Цель урока:
1. Дать знания о почитании Божией Матери на Руси и отражении этой традиции в почитании икон Богородицы.
2. Познакомить учащихся с основными понятиями темы 18 учебника «Духовное краеведение Подмосковья», объяснить их символическое значение.
3. Показать ученикам, как изучение священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие храмы не только освящены в честь Пресвятой Богородицы, но хранят в себе историческую память народа.
4. Дать понять школьникам чудесное влияние культурного наследия Православия на формирование духовно-нравственных основ взаимоотношений соотечественников.
Задачи урока:
1. Знакомство учеников с традицией почитания икон Божией Матери на Руси, как Заступнице и Покровительнице всей нашей земли.
2. Работа на уроке с основными понятиями и иконографией образов Пресвятой Богородицы, особо чтимых в землях Московского края.
3. Совместно с учащимися дать анализ исторического и культурного значения храма Владимирской иконы Божией Матери для населения.
Основные понятия: Богородица. Чудотворные иконы. Благотворение. Благоукрашение. Почитание святынь. Благословение. Благодарение. Духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Оборудование урока:
1. Учебное пособие Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья».
2. Репродукции икон Пресвятой Богородицы.
3. Фотографии храма Владимирской иконы Божией матери.
4. Видеофильм об иконе Владимирской Божией матери.
5. Аудиозапись Богородичных церковных песнопений.
Ход урока:
1. Слово учителя.
Дорогие друзья!
Тема сегодняшнего урока – «Иконы Божией Матери в истории христианской культуры Подмосковья».
Во время урока мы познакомимся с содержанием основных понятий, связанных с этой темой, постараемся разобраться с их особым символическим значением. Для этого вы получите карточки с основными понятиями сегодняшнего урока, поработаете в группах и попробуете ответить: «Как вы понимаете духовный смысл этих слов? К какой теме предмета относится это понятие? Вспомните, с какими событиями церковной жизни связаны эти понятия?» Постараемся понять, почему Матерь Божию на Руси считают Заступницей и Покровительницей Земли нашей. В ходе занятия мы познакомимся с некоторыми храмами Подмосковья, которые освящены в честь Пресвятой Богородицы. В завершении урока вы получите домашнее задание по маршруту духовного краеведения «Иконы Божией Матери в храмах Подмосковья». Для того чтобы справиться с этим заданием, вам необходимо будет вспомнить, какие храмы Московского края освящены в честь Богородичных икон и их названия связаны с праздниками Богородицы. В этой поисковой работе вам поможет благочестивый христианский обычай называть населенные пункты, исходя из названия храма, вокруг которого сосредотачивалась их духовная жизнь.
2. Работа в группах по выполнению задания по карточкам.
Следующий этап нашего урока – самостоятельная работа в группах по карточкам с основными понятиями урока. Учащиеся получают карточки, разбиваются на группы, обдумывают ответы на вопросы по каждому понятию. Затем по очереди отвечают, вспоминая пройденный материал и занятия по Духовному краеведению (Православной культуре).
Учитель: Обратите внимание на эти слова: Богородица. Чудотворные иконы. Благотворение. Благоукрашение. Почитание святынь. Благословение. Благодарение. Духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Учитель: Какие из этих понятий вам знакомы из уроков по Основам Православной культуры?
Дети: Богородица, Чудотворные иконы, Благословение, Благодарение, Почитание святынь.
Духовные плоды – это христианское понятие встречается в Послании Апостола Павла к Галатам ( Гал. 5; 22)
Учитель: Что значит «духовные плоды»?
Дети: Самые важные достоинства христиан.
Учитель: Единственная из всех людей, которая имела все эти духовные дары, была Дева Мария Богородица, поэтому именно она была избрана Богом, чтобы стать Матерью Спасителя. Из уроков по Православной культуре вы знаете о событиях земной жизни Богородицы. Многие из этих событий отражены в иконописи. В честь Божией Матери освящены многие храмы. С некоторыми из них мы уже знакомились на уроках по истории Москвы и Московской области. Например, о храме Покрова на Рву. В учебном пособии «Духовное краеведение Подмосковья» приводится отрывок из книги И.С. Шмелева «Лето Господне», где говорится о восприятии мальчиком праздника «Покрова Пресвятой Богородицы». Это задание выполните дома, а сейчас перейдем к следующей рубрике.
3. Представление иконы.
Посмотрите стр. 241 учебного пособия. Здесь мы видим репродукцию иконы Богоматери «О Тебе радуется» (Илл. 249). На иконе изображен радостный и красивый Небесный (Горний) мир. Все живое в нем радуется, собирается вокруг Богоматери, сидящей с Младенцем Христом на престоле. Есть такое церковное песнопение «О Тебе радуется…», сейчас мы его послушаем. (Звучит аудиозапись песнопения). Как вы слышали, важное слово прозвучало: «Радуйся!». Эта радость о Христе Спасителе мира. На следующей странице обратите внимание иллюстрацию иконы Божией Матери «Державная». Историю обретения этой иконы вы прочтете дома.
4. Беседа с элементами чтения учебного пособия.
Для каждого из нас самым важным понятием является любовь. Самые первые радости детства связаны с материнской любовью, а Матерью всех христиан является Божия Матерь, Пресвятая Дева Мария. По христианскому преданию, иконы Божией Матери ограждают Российскую землю. Тихвинский образ хранит, по традиции, северные пределы Отечества. Иверский и Донской защищают южные. Почаевская и Смоленская иконы Божией Матери ограждают с запада. На Востоке, как верят христиане, хранит Россию Богородица через икону Свою Казанскую. Покровительницей Московского края издавна считается икона Владимирской Божией Матери.
В чем же корни почитания икон Богородицы? Откройте страницу 234-235 и найдите в тексте ответ на этот вопрос.
Школьники читают и отвечают, что события Русской истории подтверждают неоспоримую помощь Богородицы и Ее заступничество в годы испытаний и борьбы с врагами нашей земли. Так, например, празднование Владимирской иконе Богоматери совершается православными в честь трехкратного избавления Москвы от врагов. Ученикам предлагается посмотреть небольшой фрагмент видеофильма об иконе Владимирской Божией Матери. После просмотра фильма ученики для закрепления материала отвечают на вопросы: « Какие существуют праздники в честь Владимирской иконы Божией Матери? Как они связаны с событиями русской истории и с духовной культурой Подмосковья?»
5. Знакомство и анализ исторического и культурного значения храма Владимирской иконы Божией Матери.
Прочтем исторические сведения о храме: «Переехав Яузу по мосту, путешественник въезжал в село Большие Мытищи. Издалека был виден Храм Владимирской иконы Божией Матери. «В селе Мытищи в начале XVII века построена была деревянная церковь во имя Святого Николая Чудотворца, перенесенная из бывшего села Заболотья, у Заболоцкого болота . В 1713 году в селе Мытищи Тайнинской волости освящен придел Николая Чудотворца, а в 1735 году упоминается церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской с приделом Николы Чудотворца. Для постройки была выбрана самая высокая точка села. Кирпичный храм типа «восьмерик на четверике» с трехчастной апсидой и трапезной принадлежит к памятникам московского барокко. Достаточно хорошо сохранились формы убранства – развитые наличники окон, карнизы «пилой». В 1817-1819 годах церковное здание подвергается ремонту. В ходе его были разобраны из-за ветхости колокольня и притвор трапезной, взамен которых поставлена каменная трапезная и новая круглая колокольня о семи колоколах. Колокольня стала самой высокой постройкой, привлекавшей общее внимание, что подчеркивало значение самого села как центра волости. Колокольня служила ориентиром на пути в Троице-Сергиеву Лавру. Разрушенная в 1941 г., она сейчас восстановлена. Ныне храм Владимирской иконы Божией Матери – центр Мытищинского Благочиния. При храме работает постоянно действующая Воскресная школа для детей. По воскресным дням после литургии происходит трапеза для малоимущих и обездоленных жителей нашего района».
Как вы думаете, какое значение для нашего города имеет этот храм? Исторически эта церковь явилась духовным центром, вокруг которого селились люди, просвещаясь словом Божиим. Не случайно было выбрано и место строительства храма. Именно по этой дороге в древности везли икону Владимирской Богоматери в Москву, чтобы с ее помощью спасти столицу от Тамерлана. По дороге делали остановки и служили молебны. Как повествует нам летопись, примерно на этом отрезке Троицкой дороги состоялся молебен с просьбой о спасении земли Русской. Наш храм не только освящен в честь Пресвятой Богородицы, но хранит в себе историческую память народа. Каждый житель нашего города может радоваться, что и его малая родина внесла свой вклад в героические события минувших лет. Славные традиции наших соотечественников будут бережно сохраняться нашими жителями и передаваться из поколения в поколение.
6. Домашнее задание. Маршрут духовного краеведения.
Посмотрите на карту Московской области. Вы найдете много городов и поселков с названиями, полученными в честь храмов, которые в них поставлены. Это говорит о глубоком почитании святынь в Московском крае. Особенно много названий поселков, связанных с наименованием Богородичных икон или праздников в честь Божией Матери.
Задание 1. Выберите на карте Московской области населенный пункт с названием в честь Божией Матери и объясните, с какими событиями Священной истории связаны их названия?