Урок – исследование «Население Японии»
Тип урока – изучение нового материала.
Цель урока: Получить представление об особенностях и специфике населения Японии.
Задачи: 1. Продолжить обучение определять и объяснять понятия, сравнивать и анализировать полученные данные.
2. Продолжить формирование умений и навыков работы с контурной картой, статистическими данными, анализа содержания диаграмм, построения графика по статистическим данным.
3. Провести сравнительную характеристику цивилизационных особенностей США и Японии.
4. Воспитывать в себе уважение к странам и народам мира: стремление взять для себя все то лучшее, что накоплено жителями других стран (Япония) для совершенствования себя и процветания России, России.
Методы обучения-
-Объяснительно-иллюстративный
— Репродуктивный
— Частично-поисковый
— Исследовательский
Виды работ —
— Анализ статистических данных.
— Построение графика изменения рождаемости
— Самостоятельная работа с контурной картой.
— Составление сравнительной характеристики цивилизационных особенностей стран.
Оборудование- физическая и экономическая карта Японии, раздаточный справочный материал, компьютерная презентация «Население Японии».
План урока:
Проблемный вопрос
Блок №1 «Япония – «демографический пионер» Азии.
Блок №2 «Нация – монолит»
Блок №3 «Японский культурный феномен.»
Блок №4 «Размещение населения. Япония начинается с Токио»
Выводы
Д/З. Выставление оценок.
Ход урока.
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей ее узнав.
Аяльнэх Мулату.
Проблемный вопрос — Определить о каком народе идет речь. Франсуа Ксавье так писал о жителях этой страны: « Честностью и добродетелью они превосходят все другие народы, открытые по сей день. У них приятный характер. Нет коварства, и превыше всего они ставят честь. Согласно традициям этой страны, дарить цветы простым людям может только особа императорской фамилии. Парадоксально, но национальная одежда женщин этой страны делает их плоскими спереди, и горбатыми сзади. По мнению жителей этой страны тому, кто не воспринимает красоту природы, особенно луны и дождя, нельзя доверять ни в чем, так как сердце у него из камня.
Сегодня мы с вами познакомимся с населением одной из самых загадочных стран – Японии.
Наш урок будет состоять из крупных блоков, изучая которые мы постараемся исследовать особенности населения Японии.
Блок № 1.»Япония –« демографический пионер» Азии.
Задание: пользуясь статистическими данными , постройте график изменения рождаемости. Проанализируйте полученные данные, укажите причины и следствия снижения рождаемости населения Японии.
1947 | 1950 | 1960 | 1965 | 1966 | 1970 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995
| 2000 | |
рождаемость | 34 | 30 | 19 | 19 | 14 | 19 | 14 | 12 | 10 | 10 | 9 |
Вывод: Япония одна из первых стран Азии завершившая в рекордно короткие сроки демографический переход от традиционного типа к современному.
Демографическая революция
Причины Следствия
1. Традиции и образ жизни японцев 1. « Старение населения»
2. Социально-экономические 2.Угроза «депопуляции»
преобразования.
3. Высокий уровень образования
4. Повышение «цены» ребенка.
4. Повышение возраста вступления в брак.
5. Демографическая политика.
Задание — Пользуясь статистическими данными, назовите наиболее значимые «демографические рекорды» Японии, сравните их с демографическими показателями России.
Блок №2 «Нация – монолит».
Вопрос: вспомните, к какому типу стран по политическому устройству относится Япония. Какая форма монархии представлена в Японии, кто является официально главой государства.
Император – символ единства и единения государства.
Задание: Найдите в справочном материале, хокку в котором бы говорилось о единстве нации.
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Кобаяса Исса.
Этническая однородность
Айны( 20 тыс.) Японцы(99%) Корейцы(700 тыс.)
Социальная однородность — доходы
( 90% — средний класс)
Рабочие менеджеры президент компании
1 4 10
Блок №3 «Японский культурный феномен».
Задание: Пользуясь иллюстрациями, заполните таблицу
Японский культурный феномен.
Задание: Пользуясь справочным материалом, составьте сравнительную характеристику цивилизационных особенностей населения США и Японии по плану. ( работа в парах)
Япония | США | |
Нация и нац. вопрос. | Закрытая страна, избранная нация, право в выборах по национальности. | «Плавильный котел» рас, переселенческая страна, |
Религии и культы | Взаимодополняющая гармония религий, культ святынь | Существование многих, самых разных концессий; общие авторитеты практически отсутствуют |
Образ мысли. | Коллективизм, групповое сознание, «жить как все», «не высовываться как гвоздь из доски» | Индивидуализм, «выживает сильнейший» |
Стиль поведения |
«Страна где люди не спорят», «компромисс, согласие». | Прямота суждений, противопоставление мнений, азарт, споры, пари. |
Брак | Любят, потому что женятся
| Женятся, потому Что любят |
Положение в обществе | «Не работать, нельзя», пожизненный наем, зарплата от стажа и от старания. | «Если можно не работать, лучше не работать, а если работать, то хорошо зарабатывать», краткосрочные контракты, «переманивание кадров» |
Положение в обществе | «Сколько ты стоишь, и каковы твои связи» | Определяется авторитетом и надежностью фирмы, хозяина. |
Вывод: Этническая и социальная однородность населения Японии приводит к отсутствию конфликтов внутри государства.
Блок №4 «Размещение населения. Япония начинается с Токио»
Задание: Используя физическую карту Японии, определите основные факторы, влияющие на размещение населения.
Факторы размещения
Рельеф климат водный фактор почвы
2/3 населения — на восточном побережье.(« лицо» страны)
Работа с терминами: мегалополис, урбанизация, агломерация, субурбанизация.
А сейчас давайте вспомним типы городов: европейский тип города, американский тип. Своеобразие Токио – хаотическая застройка, отсутствие единого центра.
Работа с контурной картой: обозначьте на карте крупнейшие города Японии, агломерации: Кейхин, Хансин, Тюке, укажите границы мегалополиса Ток
Большая тройка агломераций
Кейхин Хансин Тюке
(Токио, Йокогама, (Нагоя) ( Осака, Кобэ, Киото)
Кавасаки, Тибу )
Токайдо
Выводы:
Япония – стана первая в Азии совершившая демографический переход.
Япония – страна с однородным этническим и социальным составом.
Япония – страна с уникальной, самобытной культурой.
Япония – высокоурбанизированная страна с крупнейшим в мире мегалополисом Токайдо.
Д/З: Составить по справочным материалам «социальный портрет» населения США и Японии. Т 7 П3
Япония | США | |
Нация и нац. вопрос. |
|
|
Религии и культы |
|
|
Образ мысли. |
|
|
Стиль поведения |
|
|
Брак |
|
|
Положение в обществе |
|
|
Выставление оценок.