Методическая разработка урока по теме «Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы «Климат Австралии ».
Автор Осипова Ирина Борисовна,
учитель географии
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Западнодвинская средняя общеобразовательная школа №2» , Тверская обл.
Описание
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование УУД, что является одной из самых важных задач современной географии. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Но работа со специальными предметными (географическими) умениями, предполагает овладение учащимися и обще учебными (универсальными) умениями. В совокупности они и формируют у учеников умение учиться.
Рекомендации к использованию
Урок используется для изучения данной темы в 7 классе.
Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа по формированию того или иного УУД в процессе изучения новой темы.
Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом групповой работы учеников является «готовый продукт» – алгоритм описания климата, который будет использоваться на дельнейших уроках географии при изучении климата других материков и стран.
Класс: 7
Цель:
Выявить главные особенности климата Австралии.
Задачи:
Образовательные
— углубление знаний по теме “Климат”;
— формирование представлений о климатических факторах и климатических поясах Австралии;
Воспитательные:
— продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы;
— воспитание толерантности.
Развивающие:
— углубление умений:
делать сравнительную характеристику карт;
устанавливать причинно-следственные связи;
читать климатограммы;
— продолжить формирование научного мировоззрения.
Метод обучения:
— по традиционной классификации — словесный и видеометод и сопутствующие им практический и работа с атласом;
— по характеру познавательной деятельности — эвристический (частично-поисковый).
Тип урока — комбинированный.
Оборудование
— ТСО (компьютер, экран, проектор, колонки);
— Презентация PowerPoint «Климат Австралии»; видеоролик «Путешествие по Австралии»
— учебные атласы и контурные карты, раздаточный материал
.
Слайды | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
I. Мотивацияорг. момент
| Ролик «Путешествие по Австралии»
| Создание ситуации внутренней и внешней готовности к уроку. Создание эмоциональной готовности к уроку. Видеоролик «Путешествие по Австралии». |
| Личностные эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Коммуникативные объединение в рабочие группы
|
II. Целевая актуализация материала | Слайд1
Слайд 2
| — Сегодня мы продолжим исследование природы Австралии. Тема урока: «Климат Австралии». — Как выдумаете, какова наша главная цель на уроке? А зачем нужно знать климатические особенности территории? Где нам могут пригодиться полученные знания?
| В тетради записывается тема: “Климат Австралии” . Рассуждения учеников о необходимости и применении знаний о климате Земли. |
Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Коммуникативные умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
|
III. Постановка проблемы
|
Слайд 3
| Но прежде чем начать исследование, давайте выясним, какие карты сегодня станут нашими основными источниками добычи информации? — Действительно, наша планета полна загадок. Но многие тайны перестают быть таковыми, если для их разгадки применить свои знания. Для начала я загадаю вам несколько географических загадок, а вы попробуйте ответить: Это чудо-материк, Он красив и невелик. И на нём всего одна Живописная страна. В других местах таких зверей Смогу найти едва ли я, Ведь кенгуру среди степей Гуляет лишь в … (Австралии) Австралия — самый сухой материк Земли. Подтвердите это высказывания фактами: Докажите, что Австралия – это не сплошная пустыня: Почему город Дарвин – является самым влажным городом? Где в Австралии (и почему именно на там) растут самые густые и непроходимые леса?
— Перед какой проблемой мы оказались? Почему мы не смогли грамотно сформулировать ответы на эти несложные вопросы? — Для эффективности работы, мы создали 2 настоящие исследовательские группы, которые, прежде чем дать ответ, должны будут все вместе обсудить его внутри своей команды. Особенно обратите внимание на большие знаки вопроса. Именно они потребуют от вас максимальных усилий. | Ориентирование в атласе, выделение необходимых для урока тематических карт Попытки учеников решить загадки, но из-за нехватки знаний ответы неполные, обтекаемые или неправильные больше основанные на интуиции Осмысление проблемной ситуации, осознание необходимости в пополнении своего запаса знаний Дети заранее выбрали себе команды | Личностные эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Познавательные постановка и формулирование проблемы
Личностные адекватное реагирование на трудности
Личностные установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
IV. Актуализация изученного ранее материала
|
Слайд 4
| — А теперь прошу продолжить фразу, которая была произнесена при первом знакомстве с Австралией
— Сегодня мы попробуем доказать, что это утверждение верно. Фронтальный опрос — А что такое климат? (многолетний режим погоды в данной местности) — По каким показателям мы можем определить тип климата? (температура, влажность, осадки, атм.давление и т.д.) — Так почему Австралия – самый сухой материк? — Что оказывает влияние на формирование климата? Почему в одном месте жарко, а в другом не очень, где-то влажно, а где-то сухо? — Какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану) Наша задача на уроке доказать, что все эти факторы действительно важны для определения климата. А также выстроить алгоритм характеристики климата для любого материка, региона, страны. |
Внимание! Австралия – самый сухой материк.
Работа в группах, воспроизведение ранее изученного материала во время фронтального опроса | Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
|
V. Изучение нового материала (решение проблемы) | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9, 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22
| — Какой из факторов самый важный? (географическая широта) 1. Главный фактор – географическая широта. — Среди других материков Австралия занимает особое положение. Какие элементы географического положения могут оказать влияние на климат Австралии?
А это значит, что большая часть Австралии расположена в тропическом поясе
Австралия – самый сухой материк, потому что… Большая часть материка расположена в ___________ поясе На значительной части материка осадков выпадает от ………до………. Около половины площади материка занимают …… Мало ….. ,большая часть которых пересыхают.. Мало ….., в основном они соленые. 2. Влияние постоянных ветров — Кто догадается, в климате каких частей материка хорошо выражены два сезона – влажный с обильными ливнями и сухой , когда в течении нескольких месяцев может не выпасть ни капли влаги? — Какие постоянные ветры характерны для материка? Когда и где в Австралии выпадает самое большое количество осадков ? Почему? Важнейший тип циркуляции атмосферы для большей части Австралии — пассатная циркуляция . Юго-восточные пассаты с Тихого океана и ветры муссоны, дующие с экватора, приносят обильные осадки и формируют влажный климат на севере и востоке материка. Наводящие вопросы учителя 1) С какой поверхности дуют ю-в пассаты? 2)Какие вм проникают на материк? 3) К чему это приводит?
3. Влияние течений. — Насыщение воздуха влагой усиливается под влиянием теплого Восточно-Австралийского течения на востоке и Южного Пассатного течения на севере. — А для следующего задания я попрошу вас закрыть атласы. — Можно ли не глядя на карту течений только по климатической карте предположить, где должны быть тёплые течения, а где холодные. — Приведите доказательства влияния тёплых и холодных течений на количество осадков на побережье? 4. Влияние рельефа. — Как изменяется климат материка при движении с севера на юг, с востока на запад? — Почему Тихоокеанское побережье имеет столь узкую полосу увлажнения вдоль побережья. 5. Удалённость от океана – Почему северная часть материка жарче чем южная? Какой океан больше всего влияет на климат материка? Какой океан не оказывает влияния на климат? 6. Климатические пояса Климатообразующие факторы, как правило, влияют на климат в совокупности. Посмотрите на карту климатических поясов и определите, сколько их существует в Южной Америке Географическая широта оказывает непосредственное влияние на формирование климатических поясов. — В каких климатических поясах расположена Австралия? Как эти пояса расположены относительно экватора? — Давайте вместе вспомним общую характеристику основных климатических поясов Австралии. Зафиксируйте данные в таблицы.(Приложения 1 и 2) а)Субэкваториальный пояс.
б) Тропический пояс.
.
г) Субтропический пояс
|
Работа в группах, осмысление и обсуждение вариантов ответов на вопросы
Озвучивание результатов обсуждения:
Обобщение и формулирование выводов, запись в тетрадь:
Австралия – самый сухой материк, потому что, большая часть материка расположена в тропическом поясе.
Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа Большая часть Австралии А лежит в тех же климатических поясах, что и Африка. Все климатические пояса сменяют друг друга только при движении с севера на юг.
Работа с интерактивной доской, проверка правильности сделанного рисунка
Ответы учеников:
Связанная с общей циркуляцией атмосферы система океанических течений подчеркивает воздействие океанов на климат прибрежных районов континента: теплое Восточно-Австралийское течение увеличивает влагосодержание пассатных масс, орошающих восток материка.
Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа Запись в тетради:
Важным фактором климато- образования вАвстралии, является ее орография. Центральная часть материка изолирована от влияния влажных воздушных масс. Климат здесь отличается большими суточными и годовыми колебаниями температуры воздуха. Ветры пассаты дуют с материка на океан. Индийский океан на увлажнение материка влияния не оказывает. Влага, принесенная Юго-Восточными пассатами, оседает на восточных склонах Большого Водораздельного хребта. Большой Водораздельный хребет препятствует на востоке прохождению влажных воздушных масс в глубь материка..
Обсуждение в группах, нанесение на интерактивную карту тёплых и холодных течений Проверка правильности сделанного рисунка
Работа с атласом .Обсуждение в группах. Так как северная часть расположена в субэкваториальном поясе, а южная – в субтропическом. Обсуждение в группах
Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа Запись в тетради Чем дальше вглубь материка, тем суше климат.
Работа с атласом
Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос
Заполнение таблицы
Фронтальная работа: «вопрос-ответ»
2)Тропический пустынный
Ответы учеников с порой на прослушанное сообщение.
Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос
| Личностные установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
Коммуникативные участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Регулятивные поиск информации в картах атласа;
Познавательные анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство;
Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
.
Коммуникативные участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
Регулятивные поиск информации в картах атласа;
Познавательные анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство;
Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коммуникативные участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
Познавательные анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация своих действий в информационной среде, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
|
VI. Рефлексия
|
Слайд 23
Слайд 24
| На основе карты ответьте на следующие вопросы: — Почему в Австралии январь самый жаркий месяц, июль – самый холодный 1) — Определите по климатограмме климатический пояс Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:
субэкваториальный;
— Сравни те климатические показатели двух городов Австралии: Перта и Мельбурна. Почему два города, расположенные в одном климатическом поясе , имеют такие различия в климатических показателях? V. ИТОГ УРОКА Самооценка
| Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос Практическая работа №1. Работа в группах с климатограммами по алгоритму (по вариантам). Самооценка успешности овладения новыми знаниями Домашнее задание на оценку (Приложение 3) |
Познавательныеустановление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
Регулятивные умение высказывать своё предположение
Коммуникативные умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |