Тема: Озера. « Голубые глаза планеты»
Учитель: Плотникова Ирина Николаевна, учитель географии
ГБОУ СОШ №193
Задачи:
Обучающие:
—сформировать знания об озерах, об образовании озерных котловин, их особенностях, значении в природе и в жизни человека.
—получить представление о размещении, особенностях, происхождении значении озер.
— формирование навыков работы с картами, схемами, таблицами и другими источниками информации.
Развивающие:
— развивать речь учащихся, развивать мышление: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать при составлении характеристики озер;
— развитие внимания и памяти учащихся при определении типов озерных котловин
Воспитательные:
Формирование нравственных ценностей;
формирование умения работать в группе, уважительно относится к другому мнению.
Тип урока: Урок изучения нового и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока
Iэтап – Подготовка к активной учебно – познавательной деятельности.
Учитель .Сегодня мы продолжим разговор о гидросфере. А что относят к внутренним водам? (ответы учащихся). Я вам предлагаю загадку, которая подскажет тему урока. Слайд №1
Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, поправляя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется? ( Озеро ).
Правильно. Это озеро. Тема нашего урока « Голубые глаза планеты» — Как вы думаете, почему их так называют?
На протяжении урока мы с вами рассмотрим
— многообразие озер нашей планеты и их происхождение
— какие озера считают сточными, а какие бессточными
— научимся определять по карте пресные и соленые озера
— узнаем, как используются озера
Какую задачу мы с вами перед собой поставим? – ( Научиться определять типы озер.)
Вспомните! Какие географические объекты мы уже научились характеризовать? (горы, равнины, моря). Как мы это делали? Сегодня нам предстоит научиться определять типы озер.
| |
2. Протяженность озера с севера на юг и с запада на восток в км.. | |
3. | |
4. | |
5. | |
2 этап – Усвоение нового материала и первичная проверка усвоения.
Видеофрагмент «Озеро»
Задание. Попытайтесь сформулировать понятие озеро (Ответы детей)
Групповая работа Карточка №1
Из трех определений выберите нужное.
1. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.
2. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
3. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.
4. Часть океана, отделенная от него сушей и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями.
Итак, озеро это – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении называемом котловиной. ( запись в маршрутный лист)
Озеро не является частью мирового океана, как например море.
А какие природные процессы и явления могут приводить к образованию озерных котловин? Да, вопрос сложный, но мы постараемся сейчас на него ответить.
Карточка №2 Типы озерных котловин
1. Тектонические
2. Вулканические
3. Ледниковые
4. Остаточные
5. Запрудные
6. Карстовые
7. Озера – старицы
На карточке №3 даны описания причин образования озерных котловин.
Задание. Найдите соответствующие им названия из карточки №2 ( работа с учебником)
Карточка №3
А — Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению.
Б – Возникают при запруживании водотока оползнями, обвалами.
В – Обычно — это участки прежнего русла реки, изменившей свое направление.
Г – Они образуются в воронках и провалах, образованных в областях, сложенных легкорастворимыми породами.
Д – Это обычно самые глубокие озера, образующихся в результате тектонических движений земной коры.
Е – Образовались в кратерах потухших вулканов.
Ж – Озера, образованные из остатков древних морей
Далее осуществляем проверку правильности выполнения работы на интерактивной доске.
1 – Д
2 – Е
3 – А
4 – Ж
5 – Б
6 – Г
7 – В
Зачитывают правильные ответы с показом слайдов и комментариями учителя. 1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира -Байкал (1637 м).
2)Озера ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них — Ладожское, Онежское, Имандра.
3)Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.
4)В долинах рек распространены небольшие озера — старицы – это старые русла рек, имеющие очертания подковы — т. к. это бывшие излучины рек, меандры.
5)Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озера. Как правило, они имеет округлую форму.
6) Если в горах случается обвал или осыпание горных пород в долину реки, то русло перегораживается и образуется запрудное озеро. Так образовалось на Памире Сарезское озеро.
7) Существуют вулканические озера, занимающие кратеры потухших вулканов. ( Кроноцкое и Курильское на Камчатке).
Учитель. Озеро – это не только котловина, но и углубление, заполненное водой. Откуда берется вода в этих углублениях? Чем питаются озера? (осадками, подземными водами, водами втекающих рек). Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы.
Озера — это замкнутые котловины, заполненные водой.
Сточные озера, пресные, Бессточные озера — соленые,
т. к. реки, вытекающие из озера, в них реки впадают, но ни одна не вытекает
выносят и соли. В таком озере соли накапливаются.
На рисунке – схеме вы видите озера и реки. Обратите внимание, что реки могут впадать в озера и вытекать.
У нас появляются новые понятия: Сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения.
Сточные — это когда из озера вытекают реки.
Бессточные – это озера, из которых реки не вытекают.
Учитель. Как вы думаете, к какому типу озер относится оз. Байкал, почему?
А к какому типу озер относится Аральское море – озеро. Почему?
Впишите примеры озер в таблицу.( маршрутный лист)
Байкал, Онежское, Ладожское | |
Бессточные озера | Каспийское,Балхаш,Аральское |
Учитель. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей.
!Давайте вспомним, а что такое соленость? ( Количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается . ( в промилях – тысячных долях числа).
Учитель. Все озера можно разделить по солености на 2 группы. Какие?
Пресные до 1% Соленые от 1% до 35%
Цвет на карте – голубой Цвет на карте – розовый
Посмотрите на карту России. Озеро Байкал пресное или соленое? А Ладожское? Большинство озер Росси и – пресные Почему? ( холодный климат, малое испарение).
Найдите на карте озеро Балхаш. Обратите внимание на его цвет. ( розовый и голубой).
Почему оно разного цвета? (сообщение учащегося).
Задание: впишите примеры озер в таблицу.( маршрутный лист)
| |
Соленые | |
Сообщение учащегося о самом соленом озере планеты.
Первичное закрепление.
Сейчас мы с вами попробуем самостоятельно составить характеристику озера.
Давайте подумаем, что из того о чем мы узнали сегодня необходимо добавить в нашу характеристику?
| |
2. Протяженность озера с севера на юг и с запада на восток в км. | |
3.Происхождение котловины. | |
4. По приходу и расходу воды. | |
5. По составу воды. | |
Работа выполняется по вариантам. 1 вариант – Озеро Байкал 2 вариант – Ладожское озеро.
Учитель. Как использует озера человек? ( ловит рыбу, разводит водоплавающую дичь, добывает соль, озера служат местом отдыха и восстановления здоровья, по озерам осуществляется судоходство. Озера с древних времен используются человеком, но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. «Голубые глаза Планеты» просят помощи у людей. Даже к самому крошечному озеру, наполненному водой, надо относится как к ценнейшему дару, чтобы донести эту чашу бесценной живительной влаги будущему поколению? А что для этого надо делать? ( ответы учащихся)
4 этап – Итог на рефлексивной основе. Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был плодотворным. Свои ответы начинайте со слов…
Я узнал…..
Я смогу…..
Домашнее задание. Прочитать параграф 31, выполнить задание №6 (нанести на контурную карту полушарий и России те озера, которые выделены курсивом в тексте параграфа.) Приготовить краткие сообщения о необычных озерах мира.