Урок географии в 6 классе.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема: Глобус, градусная сетка.
Цель урока: дать знания о градусной сетке на глобусе и
географической карте, о различии изображения на них
меридианов и параллелей.
Задачи урока: 1.Начать формирование умения определять по меридианам и параллелям направления.
2.развивать умение работы с картами атласа и контурными картами.
3.Способствовать развитию устойчивых познавательных интересов через ИКТ и практическую деятельность учащихся.
4.Реализация межпредметных связей (математика).
5.Умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности и чтения планов местности и географических карт.
УНК: атласы, физ. карта полушарий, глобус, рабочая тетрадь, учебник, ТСО, «география 6-10кл. БЭНП»
Термины и понятия: параллель, меридиан, градусная сетка, начальный меридиан (Гринвича),экватор.
Ход урока.
Организация учащихся на урок.
Подготовка к усвоению:
(учащиеся записывают тему)
-Вы узнаете на уроке что такое градусная сетка на карте и глобусе.
-Будете учиться работать по физической карте полушарий.
-Впервые наносить географические объекты на контурную карту.
-Учиться определять направления по меридианам и параллелям.
Проблема :Как найти на Земле какой-либо пункт? Как узнать его географический «адрес»?
Чтобы ответить на вопросы, выясним, какие ранее изученные знания будем использовать. (Эвристическая беседа)
-Что такое географическая карта? Глобус? План местности?
Объясните существенные признаки этого понятия.
-Какое значение имеют план и карта в практической деятельности человека?
-На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10 000?
Итог беседы: ответ ученика: «очень важно для человека умение ориентироваться по карте».-А для этого что нужно знать? (карту, уметь читать её с помощью условных знаков).
Изучение нового материала.
Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг воображаемой оси(показываю на глобусе).Как называются точки ,которые не вращаются, через них проходит ось? (Полюса)
-А что называется полюсом?(Ученики записывают в тетрадь свою версию определения термина, после зачитывают свои варианты ответов; включаю на экран рисунок глобуса и определение термина «полюс» БЭНП).
-Посмотрите на рисунок. Что за линии проведены от полюса до полюса?
-Меридианы.
-Что же это такое?(включаю слайд, ученики читают, записывают определение «меридиана» и свойства этих линий, начальный меридиан(Гринвича)-Как обозначен?)
-Как обозначены меридианы на карте полушарий, глобусе и на карте России?(работают в парах. анализируют карты, устно отвечают).
-Что вы ещё увидели на глобусе, карте?(линии, пересекающие меридианы).
-Это параллели.(Со слайда уч-ся записывают определение термина.), заполняют таблицу, самостоятельно выявляют свойства параллелей, опираясь на знания свойств меридианов. -В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название» (Отвечая на эти вопросы, учащиеся используют рис.25).
-Можно ли провести меридиан в классе? Как определить направления?
Параллель как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление на параллелей, т.е. запад-восток. (рис 22). По меридианам и параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта
Подведём итоги: Параллели и меридианы пересекаясь ,образуют…?(Градусную сетку),а точка их пересечений и есть географический «адрес». Мы решили с вами проблему. Отмечаю наиболее активных учеников.
IV.Первичная проверка усвоения и закрепления знаний
1)Устно заполняем таблицу№ 1
меридианы | параллели | |
Линии равны между собой в градусах и километрах. | + |
|
Линии равны в градусах, но у всех различная длина в километрах. |
| + |
Величина дуги 180градусов. |
|
|
Линии представляют собой окружность в 360 градусов. |
|
|
Величина дуги в один градус равна 111км. |
|
|
Длина линии равна 20000км. |
|
|
Величина дуги в один градус на разных линиях различна. |
|
|
2. (работа в рабочих тетрадях на стр.42-43.задание№1.аккуратно выделяют и подписывают экватор, начальный меридиан, тропики, полярные круги.)
Контроль и самопроверка знаний.
–Работа в рабочих тетрадях стр.15-письменно(выборочно проверяю.)
Домашнее задание. Параграф 11, выучить определения, задание 4.
Подведение итогов.
-Что вы узнали для себя нового сегодня на уроке?
-Как вы считаете ,пригодятся ли вам эти знания в жизни?(оценивается работа наиболее активных ребят, чьи ответы были полными и правильными).
Домашнее задание. Параграф 11, выучить определения, задание 4.