Конспект урока по географии «Глобус, градусная сетка» 6 класс

Урок географии в 6 классе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема: Глобус, градусная сетка.

Цель урока: дать знания о градусной сетке на глобусе и

географической карте, о различии изображения на них

меридианов и параллелей.

Задачи урока: 1.Начать формирование умения определять по меридианам и параллелям направления.

2.развивать умение работы с картами атласа и контурными картами.

3.Способствовать развитию устойчивых познавательных интересов через ИКТ и практическую деятельность учащихся.

4.Реализация межпредметных связей (математика).

5.Умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности и чтения планов местности и географических карт.

УНК: атласы, физ. карта полушарий, глобус, рабочая тетрадь, учебник, ТСО, «география 6-10кл. БЭНП»

Термины и понятия: параллель, меридиан, градусная сетка, начальный меридиан (Гринвича),экватор.

Ход урока.

  1. Организация учащихся на урок.

  2. Подготовка к усвоению:

(учащиеся записывают тему)

-Вы узнаете на уроке что такое градусная сетка на карте и глобусе.

-Будете учиться работать по физической карте полушарий.

-Впервые наносить географические объекты на контурную карту.

-Учиться определять направления по меридианам и параллелям.

Проблема :Как найти на Земле какой-либо пункт? Как узнать его географический «адрес»?
Чтобы ответить на вопросы, выясним, какие ранее изученные знания будем использовать. (Эвристическая беседа)

-Что такое географическая карта? Глобус? План местности?

Объясните существенные признаки этого понятия.

-Какое значение имеют план и карта в практической деятельности человека?

-На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10 000?

Итог беседы: ответ ученика: «очень важно для человека умение ориентироваться по карте».-А для этого что нужно знать? (карту, уметь читать её с помощью условных знаков).

  1. Изучение нового материала.

Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг воображаемой оси(показываю на глобусе).Как называются точки ,которые не вращаются, через них проходит ось? (Полюса)

-А что называется полюсом?(Ученики записывают в тетрадь свою версию определения термина, после зачитывают свои варианты ответов; включаю на экран рисунок глобуса и определение термина «полюс» БЭНП).

-Посмотрите на рисунок. Что за линии проведены от полюса до полюса?

-Меридианы.

-Что же это такое?(включаю слайд, ученики читают, записывают определение «меридиана» и свойства этих линий, начальный меридиан(Гринвича)-Как обозначен?)

-Как обозначены меридианы на карте полушарий, глобусе и на карте России?(работают в парах. анализируют карты, устно отвечают).

-Что вы ещё увидели на глобусе, карте?(линии, пересекающие меридианы).

-Это параллели.(Со слайда уч-ся записывают определение термина.), заполняют таблицу, самостоятельно выявляют свойства параллелей, опираясь на знания свойств меридианов. -В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название» (Отвечая на эти вопросы, учащиеся используют рис.25).

-Можно ли провести меридиан в классе? Как определить направления?

Параллель как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление на параллелей, т.е. запад-восток. (рис 22). По меридианам и параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта


Подведём итоги: Параллели и меридианы пересекаясь ,образуют…?(Градусную сетку),а точка их пересечений и есть географический «адрес». Мы решили с вами проблему. Отмечаю наиболее активных учеников.


IV.Первичная проверка усвоения и закрепления знаний

1)Устно заполняем таблицу№ 1

характеристики

меридианы

параллели

Линии равны между собой в градусах и километрах.

+


Линии равны в градусах, но у всех различная длина в километрах.


+

Величина дуги 180градусов.



Линии представляют собой окружность в 360 градусов.



Величина дуги в один градус равна 111км.



Длина линии равна 20000км.



Величина дуги в один градус на разных линиях различна.



2. (работа в рабочих тетрадях на стр.42-43.задание№1.аккуратно выделяют и подписывают экватор, начальный меридиан, тропики, полярные круги.)

  1. Контроль и самопроверка знаний.

  2. –Работа в рабочих тетрадях стр.15-письменно(выборочно проверяю.)

Домашнее задание. Параграф 11, выучить определения, задание 4.

Подведение итогов.

-Что вы узнали для себя нового сегодня на уроке?

-Как вы считаете ,пригодятся ли вам эти знания в жизни?(оценивается работа наиболее активных ребят, чьи ответы были полными и правильными).

Домашнее задание. Параграф 11, выучить определения, задание 4.


Свежие документы:  Внеклассное краеведение в процессе обучения географии

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: