Конспект урока по географии «Атмосферные осадки» 6 класс

Селицкая В.М. учитель географии КОУ «Самсоновская СОШ»

Тарского муниципального района Омской области

Урок географии по теме «Атмосферные осадки» 6 класс



Учебник В.П.Дронов, Л.Е.Савельева География. Землеведение 6 класс

Цель: -сформировать понятие «атмосферные осадки»; — выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков;

познакомить с прибором для измерения осадков;

— рассмотреть какое влияние оказывают атмосферные осадки на жизнедеятельность человека;

— научит строить и читать диаграмму;

— воспитывать внимательность, активность и настойчивость в достижении поставленной цели;

-прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: учебник В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой География. Землеведение.6 класс Москва: Дрофа 2010, компьютер, презентация, видео, рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой География. Землеведение.6 класс Москва: Дрофа 2010, осадкомер, карточки.


Ход урока

I Организация класса

II Проверка домашнего задания Карточки

1 группа Определите, о каких облаках идёт речь.

1. Перистые        а) укутывают небо сплошным покровом        

2. Слоистые        б) образуются на высоте 7-10км;

3. Кучевые         в) часто разражаются грозовыми дождями;

         Г) без осадков;

          Д) высота образования не более 2км;

         Е) напоминают клочки ваты;

         Ж) вызывают затяжные дожди, снег

          З) напоминают белые волокна или перья;

         И) могут подниматься до высоты 20км

Ответы        А-2; Б-1; В-3; Г-1; Д-2; Е-3; Ж-2,  З-1; И-1.

2 группа Заполнить таблицу, вычислив относительную влажность воздуха

Содержание водяного пара в 1м3 насыщенного воздуха, г

Абсолютная влажность воздуха в 1м3

Относительная влажность воздуха, %

2

1


10

2


12

6


20

5


30

30



III Работа над новым материалом

Учитель: ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и подумать, каким словом можно объединить отгадки.

Он пришел, наполнил кадки,

Полива усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал, Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (Дождь)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина (Град)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

В белом бархате деревни-

И заборы, и деревья.

И как ветер нападет,

Этот бархат пропадет (Иней)

Учитель: Каким словом или словосочетанием можно объединить отгадки? (Осадки или атмосферные осадки). Какие виды осадков вы еще знаете? (гололед, морось, изморось, крупа)

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по географии "По странам и континентам" 7-10 класс

Учитель: Как вы думаете, почему я вам загадала эти загадки? Что вы знаете об осадках? Что хотели бы узнать? Сформулируйте цели нашего урока.

Как вы думаете, что такое атмосферные осадки?

1. Атмосферные осадки

Слайд 1 Атмосферные осадки — вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая на землю из атмосферы.

Ребята, на какие виды можно разделить атмосферные осадки? Составьте схему

Слайд 2

Атмосферные осадки






Меняются ли осадки в зависимости от времени года? Дополните схему


2. Виды атмосферных осадков

Слайд 3 Виды осадков по сезонам года

(Дождь, морось, роса, град) (Снег, изморось, иней, крупа) Слайд 4 Снег – если температура в облаке ниже 0 град, , то возникают не капельки воды, а сразу ледяные кристаллики, они медленно опускаются, слипаясь в снежные хлопья ( шестигранники)

Слайд 5 Роса— образование росы рассматривали на прошлом уроке. Объясните как происходит ее образование

Слайд 6 Град – зарождается как дождь- сначала это капли воды.

        Но прежде чем они упадут на землю, их подхватывает ветер и возносит в холодные слои воздуха. Там они успевают замёрзнуть и вновь начинают падать, сталкиваясь по пути с парящими в облаке дождевыми каплями, которые прилипают к ним и замерзают. Индия – 1кг, 13см

Слайд 7 Крупа – это твёрдые осадки неправильной формы (снежная и ледяная ) обычно в переходные сезоны- весна, осень, бывает зимой.

Слайд 8 Изморозь— кристаллическая: оседание льда в виде кристалликов на ветках деревьев, проводах – возникает при тумане в тихую, морозную погоду.

Слайд 9 Гололёд – отложение плотного льда на ветках, проводах, столбах при намерзании переохлаждённых капель дождя или тумана. Образуется при температуре воздуха от 0 до -3град. Не следует путать с гололедицей – гололедица обычно бывает при замерзании снега, подтаявшего во время оттепели.

Слайд 10 Морось – жидкие осадки, выпадающие из слоистых облаков, состоят из очень мелких капель.

Слайд 11 Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся из водяного пара атмосферы на охлаждённой поверхности почвы, травы, предметов. Обычно образуется в ясные тихие ночи осенью или весной

3 Условные знаки «Виды осадков» рабочая тетрадь стр.62 №24

4. Проверка

5. Причины образования осадков

Используя рисунок 94 на стр. 103объяснить различные причины образования осадков (работа в парах)


Вывод:

6. Почему выпадают атмосферные осадки?

 Осадки выпадают при конденсации водяного пара (образование облаков) в атмосфере и увеличении размеров капель в облаке.( капли размером от 0,5 до 7мм).     

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему "Роль гормонов в обменных процессах организма"

7. Какие условия необходимы для увеличения размеров капель?

 В облаке должны присутствовать капли разных размеров или капли воды вместе с кристаллами льда. Если капли в облаке одинаковые по размерам, то при столкновении они отталкиваются друг от друга. Крупная капля притягивает к себе маленькую. Самая крупная капля – 9,4 мм  

8. Измерение количества осадков

Учитель рассказывает об устройстве осадкомера и демонстрирует данный прибор. Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. Затем воду выливают в мерный стакан и измеряю толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки в 7 и 19ч. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений.

Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца. Что называют годовым количеством осадков?

9. Работа по учебнику стр.104 рис 95 Проанализируйте диаграммы годового количества осадков

10. Построение столбчатой диаграммы рабочая тетрадь стр. 62 зад.25

Проверка

11. Работа по учебнику Самостоятельная работа Как распределяются осадки стр.105

Вывод:

12.Круглый стол Осадки — благо или вред?

Благо
Проводя снегозадержание, вода впитывается, чтоб летом поить
растения ( слой снега в 1 см. на 1 га пашни образует 35000 л. воды),

  • снег сохраняет озимые посевы от вымерзания,

  • снег очищает воздух от загрязненности,

  • осадки питают культурные растения влагой, необходимой для
    фотосинтеза ( небольшой дождик слоем в 1-2 мм выльет на 1 га пашни
    900 ведер воды),

  • в снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы.,

  • осадки пополняют реки, делая их судоходными. ВРЕД

  • градины уничтожают растения, могут даже убить человека,
    разрушить постройки,

  • сильные снегопады парализуют движение транспорта,

  • обильный снегопад ломает ветви деревьев, по его массой рушатся
    строения,

  • под изморозью провисают и обрываются линии электропередач,

  • во время снегопадов и туманов прекращается полет самолетов, часты
    аварии на дорогах,

  • во время гололеда травмируется человек на скользкой дороге.

  • при обильных осадках наводнения, сход снежных лавин, сели
    Какой же вывод можно сделать , ребята?

13. Просмотр видео https://www.vseneprostotak.ru/2012/05/grad-neobyichaynyih-razmerov-vyipal-v-ssha/

Вывод:

14.Работа с пословицами — Дождь в засуху — золотой дождь — Снег — одеяло для пшеницыЗима без снега — лето без хлеба.

15. Рефлексия

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я повторил (а)………………………………….

Сегодня на уроке я узнал (а)……………………………………..

Сегодня на уроке я научился (ась)……………………………….

Сегодня на уроке мне не удалось………………………………

  • достигнута ли цель, которую вы ставили перед собой?

  • Оцените свою деятельность на уроке.

16 Домашнее задание

П.27 найти и приготовить по 1 стихотворению об атмосферных осадках

Литература:

  1. Т.Н.Воробцова География 6 класс Поурочные планы Волгоград: Издательство «Учитель-АТС» 2002

  2. В.Волина Загадки от А до Я Санк-петербург дидактика Плюс 1997

  3. В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой Учебник География. Землеведение.6 класс Москва: Дрофа 2010

  4. https://www.vseneprostotak.ru/2012/05/grad-neobyichaynyih-razmerov-vyipal-v-ssha/

  5. https://vashechudo.ru/raznoe/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-pro-javlenija-prirody.htm

  6. https://doshkolenok.kiev.ua/poslovicy-i-pogovorki/296-poslovicu-i-pogovorki-o-zime.html




Свежие документы:  Конспект урока географии для 9 класса "Характеристика топливно-энергетического комплекса страны"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: