Конспект урока по географии в 6 классе
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Гидросфера»
Цель урока.
Образовательная: проверить и закрепить знания и умения учащихся по теме “Гидросфера”.
Воспитательная: формировать нравственно- ценностное и эстетическое отношение к воде как источнику жизни, красоты, духовных сил человека.
Развивающая: развивать интерес учащихся к естественным наукам.
Оборудование: контурные карты, маршрутные листы, карточки с чайнвордами, карточки с терминами и очертаниями географических объектов.
Тип урока: повторительно- обобщающий.
Методика проведения: урок- путешествие.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель объявляет тему и цель урока.
Ребята делятся на команды (5 команд).
Каждая команда получает маршрутный лист.
Каждый учащийся получает лист для выставления оценок.
2. Задания.
Станция№1. “Путешествие по карте”.
За столом жюри (старшеклассники).
На столе перед каждым из участников лежит контурная карта и мелко нарезанные листочки бумаги, на которых написаны названия географических объектов, ребята (6 человек каждой команды) должны разместить их на карте.
Красное море Черное море Средиземное море
р. Нил р. Амазонка р. Лена
течение Гольфстрим течение Гольфстрим Лабродорское течение
Бискайский залив Бискайский залив Бенгальский залив
оз. Аральское оз. Байкал оз. Каспийское
Скандинавские горы Берингово море Гибралтарский пролив
Берингов пролив горы Урал Аравийский полуостров
Амазонская низменность пролив Дрейка Марианский желоб
о. Гренландия пол-ов Камчатка Гавайские острова
Ниагарский водопад о. Гренландия горы Кавказ
Красное море Берингово море Черное море
р. Объ р. Енисей р. Волга
Лабрадорское течение Лабрадорское течение горы Анды
Бискайский залив Бенгальский залив течение Гольфстрим
оз. Байкал водопад Анхель Марианский желоб
Гибралтарский пролив горы Гималаи пролив Дрейка
Горы Кордильеры Аравийское плоскогорье вдп. Виктория
пол-ов Камчатка пол-ов Камчатка Аравийский пол-ов
Гавайские острова Антарктида Среднесибирское плос. р. Нил о. Гренландия Бискайский залив
Станция№2. “Кто быстрее?”
Один из членов жюри задает вопросы учащимся, каждый, ответивший правильно, получает жетон. Сколько набирается жетонов, такая оценка выставляется в оценочный
лист.
Вопросы:
Что такое гидросфера? (Водная оболочка Земли).
Крупнейший массив суши Земли, окруженный океанами и морями? (Материк).
Как называют группу островов, близко расположенных друг к другу? (Архипелагом).
Как называются части материков и островов, которые далеко выдаются в океан? (Полуостровами).
Какой самый большой остров в мире? (Гренландия).
Какой океан в 14 раз меньше Тихого? (Северный Ледовитый океан).
Как называется часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живущими в нем организмами? (Море).
Как называются моря, далеко вдающиеся в материк? (Внутренние).
Часть океана (моря), глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном (морем)? (Залив).
Как называется сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов? (Пролив).
Она — огромная волна, оставит всех она без сна, страшна и зла в своих порывах, ущерб в ударах страшной силы? (Цунами).
На каком материке земного шара нет ни одной реки? (Антарктида).
Подул проказник ветерок, занялся б лучше пением, возник живой воды поток, зовется он… (Течением).
Как называют растения и животные, не способные противостоять течениям, переносящим их на значительные расстояния? (Планктон).
Вода, находящаяся в земной коре… (Подземная).
Как называется слой земли, насыщенный водой? (Водоносный).
Как называют воду, находящуюся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами? (Грунтовой).
Выход грунтовых вод на поверхность…(Источник, родник).
Поток воды, текущий в углублении, называемому руслом…(Река).
Начало реки… (Исток).
Место, где река впадает в другую реку, озеро или море… (Устье).
Как называют главную реку со всеми притоками? (Речная система).
Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку…(Речной бассейн).
Граница, разделяющая соседние речные бассейны… (Водораздел).
Как называют выходы твердых пород на поверхность, которые пересекают русло реки? (Пороги).
Часть дна речной долины, по которой река течет только во время разлива… (Пойма).
Кратковременные подъемы уровня воды в результате выпадения обильных дождей, таяния снега… (Паводки).
Как называется скопление воды в природном углублении? (Озером).
Скопление пресного льда на суше… (Ледник).
Как по–другому называют “искусственные реки”… (Каналы).
Как называют искусственные водоемы? (Водохранилища).
Самый большой водопад в мире… (Анхель).
Самая полноводная река в мире… (Амазонка).
Самое глубокое озеро в мире… (Байкал).
Самое большое озеро в мире… (Каспийское).
Как называют мелкие водохранилища? (Пруды).
Как называют ледниковые отложения? (Мореной).
Углубления, в которых находятся озера… (Озерные котловины).
Станция№3. “Третий лишний”.
1. Урал, Байкал, Памир.
2. Берингов, Бискайский, Дрейка.
3. Амазонка, Гольфстрим, Замбези.
4. Енисей, Иртыш, Иссык- Куль.
5. Аравийский, Гавайские, Камчатка.
6. Черное, Лабрадорское, Средиземное.
Станция№4. “Отгадай чайнворд”.
Чайнворд№1. “Пойма”
Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
Кругом вода, а с питьем беда.
Плавающие ледяные горы.
Вода, находящаяся в земной коре.
Часть океана (моря), глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном (морем).
Чайнворд№2. “Порог”
Группа островов, находящихся близко друг к другу.
Самая полноводная река в мире.
Плавающие ледяные горы.
Кратковременный подъем уровня воды в реке, при обильных дождях и таянии снега.
Горячий источник.
Чайнворд№3. “Устье”
Маленькое водохранилище.
Водная оболочка Земли.
Место выхода грунтовых вод на поверхность.
Самый высокий водопад на Земле.
Ледниковые отложения.
Чайнворд №4.“Русло”
Водный поток, текущий в углублении, называемом руслом.
Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море.
Начало реки.
Скопление пресного льда на суше.
Место выхода грунтовых вод на поверхность.
Чайнворд№5. “Залив”
Горячий источник.
Крупнейший массив суши Земли, окруженный океанами и морями.
Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или океанов.
Группа островов, находящихся близко друг к другу.
Вода, находящаяся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.
Чайнворд№6. “Исток”
Самое большое озеро на Земле.
Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море.
Водопад, находящийся в Африке на реке Замбези.
Часть дна речной долины, по которой река течет только во время разлива.
Самое глубокое озеро на Земле.
Жюри проверяет ответы и выставляет оценку.
Станция№5. “Правильно отбери” и “Узнай силуэт”.
-Для каждого участника дается название темы. Термины по каждой из тем написаны на листочках и разбросаны на столе. Каждый должен отобрать те карточки с терминами, которые соответствуют их теме.
Тема 1. “Реки”. Термины: водопад, половодье, пойма, исток, речная долина, паводок, водораздел, устье, русло, речная система, речной бассейн, порог.
Тема 2. “Подземные воды”. Термины: источник, водоносный слой, поры, минеральные воды, межпластовая вода, грунтовая вода.
Тема 3. “Озера”. Термины: Озерные котловины, бессточные озера, сточные озера, озера- старицы.
Тема 4. “Ледники”. Термины: айсберг, ледник, морена, снеговая линия.
Тема 5. “Мировой океан и его части”. Термины: пролив, залив, море, материк, полуостров, архипелаг, остров.
Тема 6. “Движение воды в океане”. Термины: отлив, океан, прилив, цунами, волна, прибой.
-Ребятам раздаются листочки с очертаниями географических объектов, они должны назвать их. (Озеро Байкал, Каспийское море- озеро, полуостров Камчатка, Черное море, остров Гренландия, остров Сахалин.) Правильность ответов оценивается жюри.
3.Подведение итогов, выставление оценок всем учащимся.
4.Домашнее задание. Сообщения об изучении атмосферы.