Схема конспекта урока
(ФИО) Иванова Надежда Ивановна
Предмет география Класс 8 «А»
Тема урока Западно – Сибирская равнина. Особенности природы.
Этапы работы | Содержание этапа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.
|
Организационный момент включающий: Цели: создать условия для возникновения у ученика внешней и внутренней психологической готовности к уроку; подвести детей к осознанию темы; подготовить учащихся к восприятию нового материала; настроить на положительные эмоции; способствовать созданию внутреннего комфорта. Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности. Методы: словесно – наглядный, фронтальная работа.
|
Цели и задачи 1. рассмотреть особенности природы Западно – Сибирской равнины; 2. создание у учащихся целостного представления о Западной Сибири. Обучающие: сформировать представление о главных чертах природы (рельефа, геологического строения, климата, внутренних вод, ПК); рассмотреть взаимосвязи природных компонентов; продолжить формировать умения работать с тематическими картами, различными источниками географической информации. Развивающие: продолжить работу по развитию познавательного интереса школьников; развивать умения составлять географические характеристики территории; развивать логическое мышление, память и навыки самостоятельной практической деятельности; способность анализировать, обобщать, делать выводы; умение применять полученные знания на практике. Воспитательные: продолжить работу по формированию географической культуры; формирование научного мировозрения через восприятие и усвоение новых знаний; воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде.
Мы продолжаем изучать природу нашей страны. На предыдущих уроках мы познакомились с Уралом, подробно рассмотрели природный район. Урал! Невольною печалью Я отдаю прощанью дань… А за Уралом – Зауралье, А там своя иная даль. Посмотрите на карту и скажите, как называется эта даль. За Уральскими горами начинается азиатская часть России – Сибирь, которую иностранцы ассоциируют со всей нашей страной. Если путешествовать на поезде по Транссибирской магистрали, то после холмисто – возвышенной Русской равнины в Западной Сибири поражает необозримые плоские прстранства, а с самолета в хорошую ясную погоду можновидеть море тайги, болотную зелень. Нигде в мире нет такого огромного, площадью почти 3 мл.км², пространства состоль плоским рельефом (слайды презентации). Для географов она интересна не только плоским рельефом. Сибирь – это сибирские морозы, это сибирская тайга, это огромные запасы нефти и газа. Западная Сибирь является одним из красивейших в природном отношении регионом. Природа ее уникальна и своеобразна. Наша задача выявить уникальные черты природы. На уроке мы постараемся создать географический облик данного района, установить взаимосвязи между компонентами природы.
Проблемный вопрос: может ли плоский рельеф сыграть решающую роль в формировании природных условий?
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.
3.
4.
| Изучение нового учебного материала. Цели: определить ФГП Западной Сибири; охарактеризовать природные условия; установить причинно – следственные связи между компонентами природы; выявить главные черты природы; продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, определять причинно – следственные связи, работать и общаться в группах; На данном этапе используются активные формы работы с детьми: групповая, презентация, проблемные задания,практические задания, игровая форма (учащиеся выступают в роли ученых). Методы: репродуктивный, исследовательский, проблемный, наглядный, практический. Критерии оценивания: устные ответы, выполнение практических заданий;
работа в группах; Критерием определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому учебному материалу является: правильность и обоснованность ответов учащихся, умение самостоятельно анализировать и обобщать информацию, делать выводы; умение быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать собственную оценку.
Закрепление учебного материала. Цели: обобщить и систематизировать знания по данной теме; определить уровень усвоенности детьми материала, выявить имеющиеся пробелы в знаниях, создать условия для их ликвидации; Цель для учащихся: уметь применять полученные знания в практической деятельности; оценить свою деятельность на уроке. Определения степени усвоения учащимися учебного материала станет выполнение практических, самостоятельных и творческих работ, требующих применения полученных знаний.
Задание на дом, Цели: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения; обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; Цель для учащихся: подготовиться к следующему уроку. Домашнее задание дано с учетом индивидуальных особенностей, чтобы создать ситуацию успеха детям разного уровня подготовки. Критерием успешного выполнения домашнего задания станет реализация необходимых и достаточных условий для успешного его выполнения всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
| 2.1 Географическое положение. Границы равнины – это отчетливо выраженные естественные рубежи: на севере – береговая линия Карского моря, на юге – подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаирского кряжа и Кузнецкого Алатау, на западе – Уральские горы, на востоке – река Енисей. Протяженность с севера на юг на 2500, а от Урала до Енисея до 1900 км. В северной части пересекает северный полярный круг, большая часть расположена в умеренных широтах. Черты ФГП: 1. Удаленность от Тихого и Атлантического океанов. 2. Открытость к Северному Ледовитому океану. 3. Большая протяженность по широте и долготе. 4. Расположение в умеренных широтах. Многие особенности природы Западной Сибири обусловлены характером геологического строения и историей развития (сообщение уч – ся), слайды презентации. В палеозое на месте равнины было море, в конце палеозоя, в герцинскую складчатость, здесь возникли высокие горы. В начале мезозоя они разрушились и образовали фундамент платформы. В мезозое и кайнозое равнина испытывала опускания и не раз покрывалась морями. Мощная толща морских отложений покрыла фундамент и выровняла поверхность. Мощность чехла в некоторых местах достигает трех и более км. Но современный рельеф равнины сформировался в четвертичное время. В этом процессе принимали участие различные факторы, среди которых главным был ледник. Граница максимального оледенения проходит по широте 60°. Таким образом, современный рельеф низменности обусловлен ее четвертичной историей, но ему предшествовала исходная равнинность в связи с платформенным строением территории. История формирования современного рельефа Западно – Сибирской равнины – яркий пример взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли. Географическое положение и история развития помогут нам при изучении природных условий. 2.3 Самостоятельная работа по изучению нового материала. Следующий этап – исследовательская деятельность (работа в группах).
Физкультминутка
3.1 Этап обобщения и систематизации. Главные черты природы — положение на молодой платформе с мощным осадочным чехлом, поэтому плоский рельеф, — континентальность климата нарастает, т.к. ослабевает влияние Атлантики, — 80% территории — область избыточного увлажнения, поэтому территория сильно заболочена. — обилие поверхностных и подземных вод, — среди природных зон преобладает лесоболотная таежная зона. богата природными ресурсами, известны крупные месторождения нефти и газа.
— А сейчас проверим, насколько вы запомнили особенности Западной Сибири. Мини – игра — Государство, с которым граничит Западная Сибирь на юге (Казахстан) — Река, название которой напоминает посуду (Таз) — Судоходная река Западной Сибири (Объ с Иртышом) — Море, омывающее северные берега равнины (Карское) — Самое большое озеро Западной Сибири среди безводья степей (Чаны) — Часть света, в составе которой находится равнина (Азия) — Классический пример заболоченности Оби и Иртыша (Васюганье) — Природный объект, перед которым заканчивается Западной Сибирь на востоке (р. Енисей) — Горы, препятствующие проникновению на равнину воздушных масс с Атлантики (Урал) — Самая крупная река Западной Сибири (Объ) 3.2 Рефлексия. ● Как вы оцениваете свою работу на уроке? ● Чему научились на уроке? ● О чем бы вы хотели узнать больше? ИТАК, мы рассмотрели главные особенности природы Западной Сибири, её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота, её богатые природные ресурсы, её плодородные земли степей – всё это наша Родина. Хороша она, велика, и вся она наша – твоя и моя!
Д/З § 35 Подготовить сообщения по теме: природные ресурсы, экологические проблемы Западной Сибири
|