Бочарова Инна Владимировна
МОУ лицей «Политэк» г. Волгодонск
Учитель географии
Шевченко сергей александрович
МОУ Северная СОШ№13 Х.Гашун
Учитель биологии
Разработка интегрированного урока по теме
« Дом, в котором мы живем!»
МОУ Северная школа №13 Зимовниковского района, учитель биологии- Шевченко С.А.
МОУ лицей «Политэк» г. Волгодонска учитель географии — Бочарова И.В.
«Дом, в котором мы живем!»
Эпиграф
«Спасибо, сторона родная,
за твой врачующий простор!»
Николай Алексеевич Некрасов.
Ключевое слово
Биогеография
«Био»- жизнь «Гео» — земля «Графо» — пишу
(наука о распределении живых организмов по поверхности планеты, их группировки в биогеографические зоны.)
Уровни
(Биология) (Географии)
Живая природа Административное деление
1 Биосферный 1 Мир
2 Биогеоценотический 2 Страны
(экосистемный)
3 Популяционно-видовой 3 Области
4 Организменный 4 Районы
5 Клеточный. 5 Поселения
6 Молекулярный 6 Мой дом
(Уровни написаны на доске и к комментарии записей используется русская народная игрушка «Матрешка»)
Цель
Продолжить формирование экологического мышления, воспитания уважения к своей планете, стране, малой Родине, гражданской позиции в деле охраны природы.
Задачи
установление межпредметных связей между биологией и географией
установлений связей в природных сообществах (комплексах) через пищевые сети и цепи
между деятельностью человека и средой обитания организмов
Учитель биологии
На уроке нам необходимо решить следующую проблему-
«На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли.
Но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, откуда взялась эта напасть.
Чуть позже мы ответим на вопрос»
Учитель географии
Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. Чтобы любить и гордиться своей Родиной, нужно знать её!
Ученик
Стихотворение зимовниковского поэта Александра Помещенко.( уч-ся читает стихотворение на фоне слайда № 1 «Ландшафты»)
«Заповедные места»
Степь, не тронутая плугом,
А за ними Элиста,
Астраханская подруга.
Ковыли, как камыши –
Разбежаться есть, где воле,
Ни строенья, ни души.
Ни движения тем более.
Едим прямо, не юля,
Сколько может это длиться,
Только небо и земля,
Точно сон красивый сниться.
Учитель географии
— Донской край- эта часть нашей необъятной Родины, поэтому и называем ее малой Родиной. Давайте вспомним географическое положение Ростовской области.
(Слайд №2.Слушаем рассказ о ГП Ростовской области)
Задание «Выберите правильный ответ». Вам на экране предлагаются несколько вариантов ответа, вы должны выбрать верный. (Демонстрация слайдов № 4-27)
(Учитель географии читает текст)
1.Область расположена — на (юге России).
2.На одной из крупнейшей равнин земного шара – (Восточно–Европейской).
3. Площадь Ростовской области – (100 км2)
4. Область входит в состав –( Северо-Кавказкого экономического района).
5. Ростовская область находиться в (Северном полушарии).
6. На самом большом материке – (Евразия).
7. Протяженность области с севера на юг – (475 км).
8. С запада на восток – (455 км).
9. Крайняя северная точка расположена – (Верхнедонской район).
10. Крайняя южная точка расположена – (Песчанокопский район).
11. Крайняя восточная точка расположена – (Неклиновский район).
12. Крайняя западная точка расположена – (Заветинский район).
-Молодцы! Вы правильно справились с заданием. А теперь вспомните какие районы Ростовской области мы еще не назвали. (Уч-ся называют районы Ростовской области)
Правильно, все районы Ростовской области мы не назовем потому что ,………………
( Слайд № 28. Слушаем рассказ о составе Ростовской области)
(Слайд № 29 – 30 Текст читает учитель географии)
-Ребята. Сегодня на уроке мы будем заполнять «Паспорт населенного пункта», который вы продолжите заполнять дома и по результатам заполнения получите оценки.
Итак, первый пункт. Откуда мы родом? История происхождения названия нашего хутора. Слушаем презентацию и одновременно заполняем паспорт.
( Демонстрация слайдов № 31 – 36. Презентация с видеосюжетом. Читает ученик)
Устная проверка записей в паспорте.
Многие хутора нашего поселения получили свое название по фамилии основателей
или по названиям прежних родных мест переселенцев. В состав нашего Северного поселения входит 8 хуторов. Сейчас мы с вами заполним контурную карту « Северное поселение» (используется административная карта ЗАО «Дружба»), разгадывая кроссворд. ( Слайд № 37- 45. Текст читает ученик)
Поселения на берегу реки Сал, имеющее в названии приставку «ново»?
( Новобарабанщиков)
Какой хутор основали переселенцы из Мартыновского района на берегу балки, где соорудили пруд?
( Старорубашкин)
Назовите бывшую крупную станицу, названную в честь знатного царскогогенерала?
(Власовский)
Какой хутор носит название новой одежды?
(Новорубашкин)
Как называется центральная усадьба ЗАО «Дружба»?
( Гашун)
Какое поселение основали в 1924 году переселенцы Котельниковского района, названное в память о В. И. Ленине?
( Ульяновский)
Какой хутор основали татарские переселенцы Царицынского уезда на берегу реки Мазанка?
(Ивановский)
Поселение на берегу реки Сал, основанное переселенцами Курской губернии и названное в честь любимых садов на родине?
(Русско-Садовский)
Закончили работу в картах. Обратите внимания, что пункт № 2 паспорта вы заполните дома.
Учитель биологии.
Рельеф наших мест в основном равнинный, изрезанный реками Сал, Большой и Малый Гашун, Большая и Малая Куберле, множество балок и мнимых притоков рек. Совокупность видов растений и животных, сложившихся в природе, образуют естественное сообщества. Сообщества созданные человеком называются искусственные.
— Мы, сейчас распределим перечень сообществ в паспортах № 3.
(Два ученика выходят к доске, остальные распределяют номера сообществ в паспортах. Учитель биологии читает текст)
Река Сал.
Старорубашкинский пруд.
Заливной луг на берегу реки Малый Гашун.
Дубовая роща.
Фруктовый сад.
Типчаково-полынная степь.
Верхнее-Сальский оросительный канал.
Пойма реки Мазанка.
Курган.
Пшеничное поле.
Проверка записей. ( 1в – 1,3,6,8. 2в – 2,4,5,7,9,10.)
Учитель географии.
Почвы- верхний плодородный слой, на котором растут растения. В Зимовниковском районе каштановые и темно-каштановые почвы занимают больше 64% пашни, около 31% — лугово-каштановые и солонцы. Изредка встречаются южные черноземы. А какие же почвы у нас?
— Назовите типы почв нашего района, используя ключевые слова.( Слайд № 47)
Учитель биологии.
Огромные степные просторы богиня Флора заполнила ковылем, типчаком, чебрецом, полынью. Весной степь покрывается изумрудно-зеленым ковром с узорами из разноцветных тюльпанов, фиолетовых и желтых ирисов.
( Слайд № 48. Видеосюжет «Степь»)
В 50е годы прошлого столетия закладывается Ильичевский, Стояновский, Кутенийковские лесные массивы, лесозащитные полосы, строятся в балках пруды и водоемы. Создаются благоприятные условия для диких животных. Лесной массив у х.Ильичев состоит из вяза, дуба, и дригих древесно-кустарниковых растений. ( Слайд № 49-50) Ильичевский лесной массив является памятником природы районного значения с режимом заказника. В нем разводят диких кабанов, подкармливают косуль. В заказнике Стояновского леса разводят – оленей, фазанов, кабанов. (Слайд №51-52)
В любом сообществе (природном комплексе существуют пищевые цепи – механизм передачи веществ и энергии.
Задание№1
Составим пищевую цепь. ( Один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в паспортах)
Дано – окунь, водоросли, щука, рачки.
Пронумеруйте слова.
Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма. Т.е. в пищевой пирамиде на следующей уровень переходит примерно 10% массы и энергии. Откройте учебник на с.160 – схема пищевой пирамиды.
Задание№2.
Составим пищевую пирамиду. (Один человек выходит к доске)
Растения, насекомые, лягушки, змея, орел.
(Слайд № 52)
Задание №3
Пищевые сети — это перекрещивающиеся цепи питания. Составим пищевую сеть из данных организмов. Впишите в пищевую сеть недостающие звенья.
(Паспорт №5(3))
задание №4
Каждая группа получает открытки растений и животных, из которых нужно составить пищевую цепь и показать пищевую пирамиду.
(Учащиеся выходят к учительскому столу и демонстрируют пирамиду)
Учитель географии.
— Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу, который прозвучал в начале урока. Итак, ваши версии, почему же так произошло – уничтожали комаров, а численность крыс резко увеличилась.
(Учащиеся высказывают свои предположения)
—Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попадали на растения. Этими растениями питались тараканы, которые не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и наступило раздолье для крыс, это принесло людям огромные убытки. Пришлось самолетом из других мест завозить кошек на остров. Только так удалось справиться с крысиной напастью. Всего этого могло и не случиться, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.
Учитель географии.
Следующий пункт нашего паспорта это – население.
Несколько учащихся получают карточки с заданием.
Карточка №1.
Постройте диаграмму используя данные численности населения в хуторах нашего поселения и отметьте в паспортах название хутора с наибольшей численностью и наименьшей численностью.
Х. Власовский – 345 человек
Х. Ульяновский – 207 человек
Х. Новобарабанщиков – 24 человек.
(Инструкция построения диаграммы.
1. MS WORD.
2.Вставка.
3. Рисунок.
4. Диаграмма.
5. Вносите данные в таблицу.)
2. Остальные учащиеся работают со мной.
— Мы, просмотрим несколько слайдов, а вы должны выполнить задание №6
а) «Вычеркните лишнее»
б) «Известные люди»
(Просмотр слайдов №54-56. Текст читает учитель географии, а учащиеся заполняют паспорт ).
Учитель биологии.
Д/з №53 Р.т. №162
Учитель географии.
Д/з Заполнить паспорт населенного пункта № 2,7,8,9.
Учитель биологии.
Сейчас проведем тестирование.
Высшим уровнем изучения живой природы является экосистемы.
В Зимовниковском районе преобладают каштановые и темно-каштановые почвы.
Ильичевский лес является искусственным сообществом.
Биогеография изучает неживую природу.
Река Сал и оросительный канал – это естественные сообщества.
Пищевая цепь — растения, лягушка, насекомые, цапля, лисица.
В пищевой пирамиде на каждый последующий уровень переходит примерно 10% биомассы и энергии.
Бактерии являются редуцентами — разрушителями.
(Правильные ответа «+» 2,3,7,8. «- « 1,4,5,6.)
Учитель географии.
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов со средой обитания. Проведем небольшой опыт. Каждый компонент природы обладает определенным цветом – солнце — желтое, небо – голубое, трава – зеленая. И при смешивании этих красок в воде мы получаем новый оттенок. И если образно представить что человек- черный цвет, то мы увидим что вода приобрела некрасивый цвет. Образное сравнение человека с черным цветом выбрано не случайно, потому что очень часто человек оказывает отрицательное значение. А какова экологическая ситуация нашего поселения.
Выступление учащихся «Мониторинг окружающей среды х. Гашун».
(На фоне рассказа демонстрируются слайды № 57-65)
В нашем хуторе существует много экологических проблем. Трасса Волгоград-Ростов проходит на расстоянии 46 метров от первой улицы нашего хутора. И поэтому нас беспокоят выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. В выхлопных газах присутствует неразложившиеся углевороды топлива. Наблюдается увеличение таких заболеваний, как бронхиальная астма, острый тонзиллит, острый бронхит, сердечно -сосудистые заболевания, онкологические заболевания. Данные профилактического осмотра учащихся ССШ № 13 сентябрь 2006 года. Всего было осмотрено 246 человек ( в школе обучается 305 чел). Из этих 246 человек-
заболеваниями сердечно — сосудистой системы страдают 58 человек,
заболеваниями лор — органами страдают 50 человек,
астматическим бронхитом 2 человека.
Выходит, что человек сам себе роет могилу.
Сейчас автомобили прочно заняли первое место как по перевозкам грузов, так и по перевозкам пассажиров. Подавляющая часть автомобилей имеет двигатель внутреннего сгорания. При этом в воздухе попадает большое количество продуктов неполного сгорания топливо- окись углерода, углеводорода, серы и свинца. Мы обладаем такими сведениями – что легковой автомобиль ежечасно выбрасывавает в воздух около 60 м3 выхлопных газов, а грузовые около 123 м3. Нас эти данные заинтересовали. Мы решили подсчитать количество выхлопных газов на одного человека.
Интенсивность транспортного движения на трассе Волгоград – Ростов за один час.
Январь Легковые автомобили Грузовые автомобили
-9.00 67 43
12.00 – 13.00 86 20
17.00 – 18.00 40 39
Среднее количество выбросов выхлопных газов за год – 212968 м3
Средний выброс загрязняющий веществ на одного человека ( 17561 чел) – 1212 м3
Вдоль автомагистрали были посажены лесополоса еще 1965 годы, но в 2004 года она бала полностью вырублена. А ведь значение её огромно. Деревья снижают шум, запыленность и загазованность.
Ещё одним источником отрицательно влияющим на здоровье людей нашего хутора, является железная дорога. Шум железной дороги способен повысить кровеносное давление, причинить вред сердечно – сосудистой системе, вызвать образование язвы и возможно усиливает предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Излишний шум затрудняет усвоение нового материала учащихся, становиться причиной утомления и раздражения, снижения производительности труда, повышение числа несчастных случаев.
Свалки бытовых и хозяйственных отходов загрязняется воздух, воды, почву, изменяется климатические условия, уродуют ландшафт, нарушают среду обитания растений и животных.
Как яблоко на блюде
У нас земля одна
Не торопитесь люди
Все выскрести до дна
Не мудрено добраться
До старых тайников
Разграбить все богатство
У будущих веков!
Итог урока.
Почему же мы назвали свой урок «Дом, в котором мы живем!»?
Что лично мы с вами сможем сделать для того чтобы в нем царила чистота, красота и гармония?
Психологический тест.
В программе POWER POINT заранее нарисованы забавные рожицы без улыбок, учащиеся должны выбрать понравившийся цветной карандаш и дорисовать недостающийся элемент.
Проанализируйте рисунки, сделайте вывод о психологическом восприятии урока.
Литература.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс./Учебник для общеобразовательных учебных заведений — М: Дрофа, 2009. С.158-160.
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. Издательский дом «Дрофа» 2001г.
Ром В.Я.. География 9 класс. М:Дрофа, 2010 г.
4 Сиротин В.И.. География 6-9 классы. « Дрофа» Москва, 2001г.
5 Элькин Г.Н.. Физическая география. Санкт-Петербург «Паритет» 2000г.