Мастер производственного обучения профессии «Мастер по обработке цифровой информации» ГОУ НПО ПУ№3 г. Шебекино, Белгородской обл.
На современном этапе развития системы образования основная задача учителя по отношению к ученику — не «заставить его выучить», а «помочь ему развиться», подтолкнуть его к самостоятельному поиску, сбору, анализу информации, дать импульс к познанию собственных творческих способностей. При таком подходе возникает необходимость в использовании новых видов учебной деятельности, новых форм организации обучения.
Все чаще учащиеся дополняют знания, полученные на уроках, с помощью Интернета: ищут в сети необходимую информацию, общаются в чатах, форумах, конференциях. Виртуальная среда становится для них не только средством времяпрепровождения, но и средством обмена опытом, создания общих электронных ресурсов. И как следствие перед педагогом встает задача: помочь учащимся приобрести навыки общения в сети. Для этого используются разнообразные средства:
групповая работа над совместным проектом с использованием сетевых возможностей;
общение посредством электронной почты учебного заведения;
создание виртуальной доски объявлений;
создание новостных страниц;
участие в сетевых районных и всероссийских конкурсах;
участие в дистанционных образовательных проектах;
участие в совместных интернет-проектах.
Сетевая форма организации учебного занятия направлена на реализацию следующих целей:
формирование умений работать с информацией;
развитие коммуникативных навыков;
формирование исследовательских навыков;
использование междисциплинарных связей.
В качестве метода реализации поставленных целей нами выбран метод проектов в совокупности с технологией группового обучения. Обязательным этапом реализации проекта является его презентация.
Предложенная ниже разработка урока по созданию совместного веб-ресурса с применением возможностей локальных сетей реализуется с помощью приложения Microsoft Office Front Page 2003. Группа учащихся, работая над проектом и создавая индивидуальные страницы, получает продукт, в котором есть доля каждого.
Тема урока: Сетевая мастерская на уроках информатики.
Цели урока:
с точки зрения деятельности учителя:
познакомить учащихся с возможностями реализации совместного проекта посредством локальной сети компьютерного класса;
создать содержательные и организационные условия для закрепления материала и комплексному применению знаний по темам «Работа в компьютерных сетях», «Автоматизация разработки веб-документов»;
с точки зрения деятельности группы учащихся:
реализовать совместный проект;
научиться работать в группе, достигая общих целей.
Задачи урока:
образовательные:
обеспечить формирование у учащихся целостной системы знаний по темам «Работа в компьютерных сетях», «Автоматизация разработки веб-документов»;
обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межотраслевых связей;
обеспечить закрепление материала по указанным темам с помощью практических занятий;
формировать у учащихся навыки проектной деятельности;
развивающие:
создать условия для развития коммуникативной культуры учащихся в процессе создания и защиты проекта;
создать условия для развития у учащихся культуры представления информации средствами информационных технологий;
содействовать развитию у учащихся чувства времени.
Место урока в учебном плане: данный урок может быть заключительным при изучении темы «Автоматизация разработки веб-документов».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:
компьютеры — рабочее место учителя и 9 рабочих мест учеников;
программное обеспечение — Front Page 2003, Adobe Photoshop;
мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Литература, использованная при подготовке урока.
Давыденко Т. М., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия — основа успешности обучения. Белгород, 2003.
Пронин А. А., Пронина Т. А. Творческий проект «необычный КВН» // Информатика и образование. 2005. № 10.
План урока.
Организационный момент — 1 мин.
Мотивация создания проекта — 5 мин.
Проверка домашнего задания — 2 мин.
Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности — 2 мин.
Реализация совместного проекта — 22 мин.
Защита и обсуждение проекта — 7 мин.
Подведение итогов урока — 2 мин.
Домашнее задание — 2 мин.
Рефлексия — 2 мин.
Организационный момент
Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, повторяет с учениками правила техники безопасности и гигиены труда при работе с компьютером.
2. Мотивация создания проекта
Учитель. Все чаще мы слышим слова о возрождении России. И вы — то поколение, которое будет жить в новой, процветающей стране. Какой будет Россия? Это зависит от вас, вы — ее будущее. Сегодня я хочу, чтобы вы задумались, остановились, отвлеклись на время от повседневной суеты и представили будущую сильную Россию! Пусть каждый из вас выскажет свое мнение о том, какой быть нашей Родине.
Учащиеся называют пять пунктов, каждый из которых будет отражен в одной из страниц будущего сайта:
Процветающая индустрия.
Престиж рабочих профессий.
Конкурентоспособное образование.
Здоровая нация.
Чистые воздух и вода.
Учитель. Давайте представим себе, что каждое слово, сказанное сегодня нами, будет услышано и каждое пожелание исполнится. Какие у нас для этого есть средства? Мы создадим виртуальный ресурс и назовем его «Мы будущее твое, Россия!». Это наша общая цель, общее дело, в котором каждый из вас сможет реализовать свои индивидуальные способности.
3. Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания проходит в форме фронтального опроса: учитель называет некоторые понятия, связанные с веб-ресурсами (например, веб-узел, веб-страница, редактор Front Page и т. д.), учащиеся дают их определения.
4. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
Учитель. Мы вспомнили основные определения, назвали программное средство для создания нашего веб-ресурса.
А теперь определимся с должностями. В нашей мастерской будут работать:
администратор, координирующий работу мастерской;
дизайнер, отвечающий за подбор цветовой схемы, создание баннера;
веб-программист — разработчик структуры фреймового сайта, отвечающий за его работоспособность и удобство навигации;
остальные шесть человек — ведущие специалисты, которые создадут пять перечисленных нами страниц и главную страницу, на которой будет изложена суть работы сетевой мастерской, цель создания сайта и имена разработчиков проекта.
За работу!
5. Реализация совместного проекта
Учитель. Каждый специалист, занимая свое место, получает должностную инструкцию, в которой указаны его обязанности и цель работы.
Место за первым компьютером занимает администратор. Его работа ответственна, он следит за согласованной деятельностью всей мастерской.
Должностная инструкция администратора.
Координировать согласованную работу всех специалистов в мастерской.
Обеспечить работоспособность сети, доступ учащихся к необходимой информации.
Создать папку для сохранения работ.
Учитель. За вторым компьютером размещается дизайнер, который подбирает цветовое и стилевое оформление веб-ресурса. Его задача непроста, ведь от его работы зависит то, как веб-ресурс будет воспринят: будет ли он приятен для глаз и легко читаем, появится ли у посетителя желание оставаться на этих страницах, возвращаться на них снова.
Должностная инструкция дизайнера.
Разработать и сообщить своим коллегам единые правила оформления страниц.
Создать баннер в программе Adobe Photoshop: размер — 600х400 пикселей, разрешение — 72 пикселей/дюйм, формат — Gif (сохранение для веб).
Во время работы оказывать помощь своим коллегам в подборе и размещении графики на веб-страницах.
Учитель. Третий компьютер предоставляется веб-программисту. Его задача — изготовление фреймового сайта (технология создания которого была изучена ранее), так как именно эта структура веб-ресурса больше всего подходит для создания группового проекта, где каждая страница создается независимо от других.
Должностная инструкция веб-программиста.
Совместно с ведущими специалистами договориться об именах страниц: например: index.html (главная страница), indust.html («Процветающая индустрия»), prest.html («Престиж рабочих профессий»), educat.html («Конкурентоспособное образование»), zdorov.html («Здоровая нация»), akva.html («Чистые воздух и вода»).
Изготовить сайт фреймовой структуры.
Разработать удобную и интуитивно понятную навигацию.
Учитель. Оставшиеся шесть компьютеров занимают ведущие специалисты.
Должностная инструкция ведущего специалиста.
Строго выполнять указания дизайнера, администратора, веб-программиста.
Разместить на страницах текстовую и графическую информацию.
Сохранить результат своей работы в указанной папке под соответствующим именем.
Учащиеся должны хорошо ориентироваться во времени и рассчитывать свои силы, чтобы закончить проект одновременно.
6. Защита и обсуждение проекта
Учитель. Вот и закончена работа. Давайте критически посмотрим на наш общий проект. Не будем слишком щепетильны, ведь создание полноценного сайта требует большего времени и больших усилий. А это все у вас еще впереди.
Учащимся предлагается оценить свой ресурс по следующим критериям:
дизайн, стилевое единство;
удобство навигации;
рациональность технического решения;
информационное решение (структура, оригинальность, полнота информационного наполнения).
7. Подведение итогов урока
Учитель. Итак, в нашей сетевой мастерской сегодня плодотворно трудились девять человек. Мы создали сайт и наполнили его информацией. А если бы мы это делали по одиночке, то сделали бы в девять раз меньше. И это есть закон информации сегодняшнего дня.
На следующем уроке мы разместим наш сайт во всемирной сети Интернет — ведь наш общий голос должен быть услышан.
8. Домашнее задание
Подготовить материал по теме «Размещение веб-ресурсов в Интернете».
9. Рефлексия
Реализация рефлексивного алгоритма:
«Я»: как чувствовал каждый себя на уроке, с каким настроением работал, доволен ли собой;
«Мы»: комфортно ли было работать в «мастерской», какие затруднения были в общении;
«Дело»: были ли достигнуты поставленные цели, какие положительные и отрицательные моменты можно выделить.
5