Конспект урока по истории «Реформы 1867 – 1868 гг в Казахстане»

Тема урока: Реформы 1867 – 1868 гг в Казахстане

Цели:

Образования

Развития

Воспитания

1. сформировать знания о реформе 1867 – 1868гг.

1.развивать умение работать с печатным текстом и картой

1.формирование гражданской позиции


2. сформировать понимание неизбежности реформ

2. формировать умение составлять таблицы и схемы

2. формирование понятия патриот

3. сформировать знания о программе, предложенной Ш.Уалихановым

3. формировать умение работы с историческим документом


4. сформировать знания о новом административном устройстве и структуре управления Казахстана

4. формировать умения устанавливать причинно – следственные связи между историческими явлениями и давать характеристику историческому деятелю



Урок занимает важное место в курсе, т. к. позволяет понять логику развития Казахстана в условиях колониальной зависимости, которую можно представить следующим образом:

  1. В России произошла отмена крепостного права и проводится ряд буржуазных реформ, которые расчищают путь для буржуазного развития империи;

  2. Казахстан, являясь колонией и сырьевой окраиной империи, обязательно будет втянут в процесс развития капиталистических отношений;

  3. Завершение присоединения казахских земель и несоответствие «Устава» о сибирских казахах 1822 года и «Устава» об оренбургских казахах новым условиям приводят царское правительство к мысли о необходимости проведения новой реформы;

  4. При подготовке этой реформы Ш.Уалиханов предлагает свой проект, основанный на началах народного самоуправления, который противоречит целям правительства, и поэтому отвергнут;

  5. Принят проект «Степной комиссии», который идет вразрез с интересами коренного населения, усиливает колониальное владычество России, частично расчищает путь для развития капиталистических отношений;

6. Реформы несут как положительные, так и негативные последствия.


Методы проведения занятия: репродуктивно – словесный, частично – поисковый, проблемный, фронтальная и индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Материальное обеспечение: рабочий лист с заданиями разного уровня сложности, карта Казахстана в учебнике, хрестоматия по истории Казахстана 8 – 9.

Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1. орга-низаци-онный, целепо-лагание, мотивация.

1.1Перечисляет предметы, которые потребуются на занятии.

1.1 учащиеся проверяют у себя наличие учебников рабочего листа тетради, ручки, линейки карандаша, хрестоматии.

1.2 Просит одного из учеников сформулировать цели занятия, опираясь на план урока, написанный на доске. При необходимости цели корректируются или дополняются.

1.2 План занятия:

1.Реформы 60 – х годов XIX века в России.

2. Причины реформ 1867 – 1868 гг. в Казахстане.

3. Цели реформ

4. Подготовка реформ:

а) проект Буткова

б) проект «Степной комиссии»

в) проект Ш.Уалиханова

5. Основные направления реформы:

а) новое административное устройство

б) новая структура управления

в) изменения в судебной системе

6. Последствия: отрицательные и положительные.

2. изучение нового материала

2. Рассказ учителя с опорой на схему № 2 рабочего листа. Просит, следя за объяснением, перенести схему в тетрадь.

Таким образом создает структурную основу нового материала для будущего углубленного изучения.

2.Ученики, следя за рассказом учителя, переносят схему № 2 в тетрадь.

3.самостоятельная работа учащи-хся по изуче-нию нового материала

3. Помощь со стороны учителя и координация деятельности учащихся по выполнению работы.

3. Поэтапное выполнение заданий рабочего листа:

3( 1а), 2а), 3а), 4, 5а))

3. (1б), 2б), 3б), 4, 5б))

3. ( 1в), 2в), 3в), 4, 5в))

4.Закрепление пройденного материала.

4.Обьяснение методики работы с тестами.

4.Выполнение тестовых заданий 4а)

4. 4б)

4. 4в)

5. До-машнее задание

5. Объяснение задания на дом.

5.Вопрос №2 стр129

5. Вопрос №1 стр 129

5. Вопрос №3 стр 129(учебника

Рабочий лист

Схема № 2

1 – 2. Реформы 60- х гг. в России Завершение присоединения каз. земель




3. Цели:

1.Реорганизация управления – создание более эффективного административного аппарата, который должен себя содержать.

2.Превращение Казахстана в лагерь для наступления на Центральную Азию

3. Увеличение налоговых сборов для содержания армии и чиновников.

4. Объявление казахских земель – государственной собственностью, для дальнейшей колонизации Казахстана.

5. Создание административно – территориальной определенности для облегчения управления и улучшения налогообложения.

6. Распространение общеимперского законодательства.

7. Создание новой структуры судебных органов, гибко реагирующей на сопротивление коренного населения.


4. Подготовка реформы


Проект комиссии Буткова Ш.Уалиханов

народное самоуправление

Казахская степь


Западная Восточная

Тургайский край Сергиополь

Смена оренбургского ген. – губернатора: Безак Крыжановский


Степная комиссия Гирс


Гейнс Гутковский Проценко

Главный штаб Оренбургский край Западно – Сибирское

ген. — губернаторство


рескрипт АII(5 июня 1865): вопросники: тяготы, землепользование,

судебные дела, просвещение, подати, религия.(только для феодалов)

5. 11 июля 1867г. «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей»

21 октября 1868г. «Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями»





Основные направления реформ:

А) Новое административное устройство

Казахская земля


Оренбургское Западно – Сибирское Туркестанское(ген. –

губернаторства)


Уральская Акмолинская Семиреченская

Тургайская Семипалатинская Сырдаръинская(области)


1872г. Букеевское ханство Астраханская губерния

Мангыстау Кавказский военный округ


Б) Новая структура управления

Генерал – губернаторство генерал – губернатор (военная и гражданская

власть)

(туркестанский – право ведения

переговоров)

область военный губернатор (наказной атаман)


вице – губернатор

областное правление (отделы: хозяйственный, судебный, распорядительный)

уезд уездный начальник (полиция, воинские части,

учреждения, укрепления)

советники (один из местной

верхушки)

волость волостной управитель (из знати)


административный аул аульный старшина


В)изменения в судебной системе


Военно – судебные комиссии уездный суд суд биев и казиев

6. Последствия: положительные и негативные.











3. Самостоятельная работа учащихся.


3.1.а) Выпишите названия уездов по областям. (стр127 – 129 учебника)







3.2.а) Выпишите в тетрадь основные предложения Ш.Уали-ханова по проекту реформ (стр 317 хрес-томатия)

3.1.б)Какое звено власти в структуре управления было изъято у чингизидов и феодальной верхуш-ки?

О чем это говорит? (стр.128 учебника)



3.2.б) Как вы думаете, с какой целью Ш. Уалиханов выступил со своими предло-жениями по проекту реформ? На основании его предложений дай-те краткую характе-ристику Ш.Уалихано-ва как общественного деятеля.(стр.314 — 317 хрестоматия)

3.1.в) Какие доводы использует комиссия, доказывая необходимость изменение структуры управления казахской степью? В чем на ваш взгляд истинные причины?(стр 319 – 320 хрестоматия)


3.2.в) Сравните два выска-зывания: «На месте слабых ханов встала сильная власть русского государства, кото-рое устрашив кочевников победами своего оружия, подчинило их себе окон-чательно, дало им порядок и навсегда лишило их возмож-ности сознавать себя своевольными независи-мыми.…»

Н.Петровский, российский консул в Синьцзяне.

«В каждом действии русско-го начальства киргизы видят одно только зло, посягатель-ство на их свободу и льготы.

для нормального роста народа, на какой бы степени развития он ни стоял, необ-ходимы: саморазвитие, са-мозащищение, самоуправ-ление и самосуд…»

Ш.Уалиханов.

В чем коренное отличие их взглядов на будущее казах-ского народа?


3.3.а) Выпишите, какие уголовные дела относились к ведению:

а) военного суда,

б) уездного суда,

в) народного (суда биев и казиев) (стр.341 хрестоматия)


3.3.б) Какие уголовные суда и почему относились по реформе к ведению народного суда (суда биев и казиев)? (стр 341 – 348 хрестоматия)

3.3.в) Сравните роль народного суда по реформам 1822 – 1824 и 1867 – 1868гг? Как изменилось положение коренного населения в соответствии с положениями реформы ? (стр 62, 128 учебника и стр 341, 348 хрестоматия)

3.4. Используя карту учебника определите границу генерал – губернаторств и областей.

3.5.а) Начертите и заполните таблицу положительных и негативных последствий реформы. (стр 128 – 129 учебника)

3.5.б) Объясните, почему положение основной части казахского населения в результате проведения реформы ухудшилось? (стр 128 – 129 учебника)

3.5.в) Сравните последствия реформ 1822 –1824 и 1867 –1868гг. В каком случае последствия были более тяжелыми и почему? (стр 62- 63 и 128 – 129 учебнака)




























4.а) Найдите правильный ответ:

  1. На какое количество генерал – губернаторств были разделены казахские степи по реформе 1867 – 1868гг?

А) одно, Б) два, В) три, Г) четыре.

  1. Какой ученый – казах высказал свою точку зрения по планированию реформы?

А) М.С.Бабажанов, Б) Ш.Уалиханов, В) Ы.Алтынсарин, Г) М.Каратаев.

  1. Назовите генерал – губернаторства, образованные в 1867 –1868гг:

А) Уральское, Сибирское, Семиреченское,

Б) Сырдарьинское, Семипалатинское, Оренбургское,

В) Оренбургское, Западно – Сибирское, Туркестанское,

Г) Семиреченское, Среднеазиатское, Оренбургское.

  1. Какие области вошли в Туркестанское генерал – губернаторство?

А) Семипалатинская, Семиреченская,

Б) Верненская, Пишпекская,

В) Сырдарьинская, Семиреченская,

Г) Среднеазиатская, Семиреченская.

  1. Какие области вошли в Оренбургское генерал – губернаторство?

А) Уральская, Тургайская,

Б) Оренбургская, Актюбинская,

В) Тургайская, Акмолинская,

Г) Акмолинская, Уральская.

  1. Какие области вошли в Западно – Сибирское Генерал – губернаторство?

А) Акмолинская, Тургайская,

Б) Акмолинская, Семипалатинская,

В) Акмолинская, Оренбургская,

Г) Акмолинская, Сырдарьинская.

  1. К какой губернии относились земли Бокеевского ханства?

А) Оренбургской, Б) Западно – Сибирской, В) Туркестанской,

Г) Астраханской.

  1. Кто назначался во главе областей согласно реформе 1867 – 1868гг?

А) султаны, Б) бии, В) военные губернаторы, Г) старшины.

  1. Кто возглавил комиссию по составлению проекта реформы?

А) военный министр Милютин,

Б) член Совета Министерства внутренних дел Гирс,

В) генерал – губернатор Безак,

Г) полковник Главного штаба Гейнс.

  1. В каком году Мангыстау отошло под управление Кавказского военного округа?

А) 1867, Б) 1868, В) 1872, Г) 1865.










4.б) Найдите правильный ответ.

  1. Какому генерал – губернаторству было разрешено вести дипломатические переговоры с иностранцами?

А) Оренбургскому, Б) Западно – Сибирскому, В) Степному,

Г) Туркестанскому.

  1. Кто освобождался от налогов по реформе 1867 – 1868гг?

А) бии, Б) баи, В) батыры, Г) чингизиды.

  1. Скольки звенная система управления была введена в Казахстане по реформе?

А) двух, Б) трех, В) четырех, Г) пяти.

  1. В каком регионе Казахстана во второй половине XIX века полицейская и исполнительная власть была передана аксакалам?

А) в Акмолинской области, Б) в Сырдарьинской, В) в Тургайской,

Г) в Уральской.

  1. Распространение капиталистических отношений на национальных окраинах берет свое начало:

А) в конце XVIIIвека, Б) в начале XIX, В) в середине XIX, Г) в конце XIX
6. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась:

А) только с шаруа, Б) только с биями и баями, В) лишь с узкой группой

феодалов, Г) только с чингизидами.

7. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстана:

А) на началах народной демократии,

Б) на началах народного самоуправления,

В) на основе возвращения к ханской власти.

Г) на основе укрепления колониального аппарата.

  1. Контроль над деятельностью областного правления осуществлял:

А) генерал – губернатор, Б) вице – губернатор, В) военный губернатор, Г)специальный советник.

  1. Из представителей местной правящей верхушки назначался:

А) уездный начальник, Б) старейшина, В) помощник уездного начальника,

Г) аксакал.

  1. Роль какого из судов при решении споров была более весомой:

А) суд биев и казиев, Б) народный суд, В) уездный суд, Г) военно-

судебная комиссия.

  1. Отлитый из бронзы знак и печать, как символ власти, вручался:

А) старшинам, Б) аксакалам, В) волостным управителям, Г) биям.













4.в) Найдите правильный ответ:

  1. «Устав» о сибирских казахах и «Устав» об оренбургских казахах были отменены, так как:

А) не могли противостоять сопротивлению коренного населения.

Б) не отвечали целям хозяйственного развития,

В) структура управления Казахстаном устарела.

Г) в состав Российской империи вошли новые территории.

2.Назовите самое тяжелое последствие реформы 1867 – 1868гг для казахов:

А) объявление казахских земель государственной собственностью,

Б) усиление налогов,

В) усиление социального расслоения аула,

Г) ущемление местной знати в правах.

  1. В чем заключалось классовое содержание реформы:

А) созданы предпосылки для освоения богатств края,

Б) чингизиды обеспечивались государством пенсией и освобождались от

налогов

В) усилилось расслоение жителей аула,

Г) ограничивалось влияние шариата на повседневную жизнь.

  1. Уездные и военные суды:

А) усилили угнетение народа,

Б) улучшили правовое положение шаруа,

В) ограничили влияние шариата,

Г) изменили правовое положение женщин.

  1. Отрицательные последствия реформы критиковали:

А) Абай Кунанбай – улы, Б) Шокан Уалиханов,

В) Муса Шорман – улы, Г) Н.А.Крыжановский.


Свежие документы:  Конспект интегрированного урока по музыке и окружающему миру в 4 классе «Золотой век русской культуры»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: