Культурная революция (слайд 2)
Разработала преподаватель истории БУ НПО ХМАО-ЮГРЫ
«Нефтеюганский профессиональный лицей»
Максютова Тамара Петровна
Цель урока: охарактеризовать достижения власти Советов в области образования; сформулировать характерные черты советского общества в 20-е гг.;
продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой.
Основные термины. Эмиграция – это выезд, высылка за пределы страны.
Атеизм – безбожие; отрицание существования бога и всякого рода сверхъестественных сил, отказ от религиозных верований.
Реквизиция – принудительное отчуждение за плату или временное изъятие государством имущества, принадлежащего частным лицам, а также кооперативам и другим общественным организациям.
«Неграмотный человек стоит вне политики» В.И. Ленин
План. (слайд 3)
Борьба с неграмотностью.
Большевики и интеллигенция.
Достижения науки.
Социалистический реализм.
«Нам песня строить и жить помогает».
Большевики и церковь
Социальные последствия.
Учитель. С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. На предыдущих уроках мы с вами изучали как это происходило в сфере внутренней и внешней политики, экономики.
Шел процесс формирования культуры, свойственной тоталитарному обществу, — культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии (какой идеологии?).
Культурная революция начинается с борьбы с неграмотностью. Целью революции было воспитание человека нового советского общества. Прочитать цели с карточки. (слайд 4)
Социальные последствия | |
Утверждение марксистской идеологии в качестве государственной («революция в умах») | Моноидеологизация духовной жизни; насильственное внедрение партийных норм понимания культуры; идеологическая изоляция страны |
Создание государственной системы образования; ликвидация неграмотности | Ликвидация неграмотности населения; унификация и примитивизация образования; идеологическая направленность образования |
Формирование кадров социалистической интеллигенции | Наличие к 1941 г. в стране 14 млн представителей интеллигенции |
Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве | Унификация духовной жизни; отсечение всего, что не несет «идеологической нагрузки» |
Развитие науки и техники | Использование крупнейших достижений фундаментальной науки прежде всего в интересах военно-промышленного комплекса; идеологизация научных исследований; «застой» в науке |
Какие еще процессы шли в стране? (Коллективизация, индустриализация, массовые репрессии)
1.Борьба с неграмотностью. Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности. В декабре 1919 г. издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». (работа с документом, ответить на вопросы). Уклоняющихся привлекали к уголовной ответственности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась сеть изб-читален, библиотек.
Работа с атласом «Культурная революция», стр.9
В 1930 г. вводилось обязательное начальное образование. К тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). К 1933 г. завершился переход к обязательному 4-летнему образованию, а к 1937 г. – обязательное 7-летнее образование.
2.Большевики и интеллигенция. Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко. В 1922 г. выдворено из страны 160 видных философов, историков, экономистов, социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.).
(слайд 6, 7)
К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты:
И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин,
С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.
С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» в 1938г. появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное и высказанное.
Предлагаю вам ответить на вопросы 1,2 задания в карточках. Перейдем к 4-му заданию.
3.Достижения науки. Составить таблицу. (слайд 8)
Ф.И.О. | наука | Достижения, открытия | |
1 | И.П. Павлов | физиология | в области высшей нервной деятельности человека и животных. |
В годы культурной революции советские ученые достигли выдающихся успехов в различных отраслях науки. Физиолог И.П. Павлов сделал открытия мирового уровня в области высшей нервной деятельности человека и животных. К.Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, на основе которой в дальнейшем разрабатывались и создавались современные реактивные двигатели. К.Э. Циолковский затем продолжил разработку теории космических полетов. Ученые Н.Е. Жуковский и С.А. Чапыгин открыли закон образования подъемной силы крыла, который стал основой развития современной авиации. Была создана группа изучения реактивного движения, куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой «катюши», прославившейся в годы Великой Отечественной войны. Известные советские ученые Н.Н. Семенов, И.В. Курчатов, Д.В. Скобельцын и др. внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. Большая заслуга в решение ряда проблем химии, которые имели практическое значение, принадлежало С.В. Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США, преодолев 12 тыс. км за 63,5 часов.
Большой вклад в развитие исторической науки внесли М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, С.Д. Сказкин, М.В. Нечкина и др. Гуманитарные науки были полностью идеологизированы (ученые должны были в своих исследованиях отражать марксистско-ленинскую идеологию и придерживаться партийных установок).
Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи. Оно велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям Отечественной истории. Широко пропагандировалась деятельность А. Невского, Д. Донского, К. Минина и А.М. Пожарского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова.
4.Социалистический реализм. В чем заключается суть понятия «социалистический реализм»?
Работа с учебником (Загладин Н.В., Симония Н.А. История. История России и мира в XX – начале XXI века), стр.258-259
К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма — изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм.
Задание 4. Перед вами перечень крупнейших произведений литературного и кинематографического творчества. Дайте свою оценку произведениям, исходя из их названия. На какие размышления вас это наводит? Какие последствия их воздействия на сознание масс возможно спрогнозировать? Какие из данных произведений знакомы вам лично? Ваше мнение о них?
С. М. Эйзенштейн «Александр Невский» И.А. Пырьев «Трактористы» |
5. «Нам песня строить и жить помогает». (включить фонограмму «Эх, хорошо в стране советской жить», «Нам песня строить и жить помогает») (слайды 9,10)
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с такими именами как С.Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, Д. Кабалевский, И. Дунаевский.
Каковы же последствия «культурной революции»?
6.Социальные последствия | |
Утверждение марксистской идеологии в качестве государственной («революция в умах») | Моноидеологизация духовной жизни; насильственное внедрение партийных норм понимания культуры; идеологическая изоляция страны |
Создание государственной системы образования; ликвидация неграмотности | Ликвидация неграмотности населения; унификация и примитивизация образования; идеологическая направленность образования |
Формирование кадров социалистической интеллигенции | Наличие к 1941 г. в стране 14 млн представителей интеллигенции |
Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве | Унификация духовной жизни; отсечение всего, что не несет «идеологической нагрузки» |
Развитие науки и техники | Использование крупнейших достижений фундаментальной науки прежде всего в интересах военно-промышленного комплекса; идеологизация научных исследований; «застой» в науке |
7.Большевики и церковь (слайды 11,12)
Чтобы строить новое социалистическое, а затем коммунистическое общество, надо было также уничтожить и идеологические основы старой России — религию, старую школу, старую семью и таким образом переделать сознание и психику всего населения. Был принят декрет «Об отделении церкви от государства и церкви от школы».
Религию коммунисты считали и считают своим главным идеологическим врагом. «Религия — это опиум для народа» — был лозунг Ленина. Ленин говорил, что религия состоит на службе у буржуазии, имея задачей усыплять недовольство трудящихся обещаниями наград в загробной жизни.
Известно, что с первого же дня прихода к власти, большевики начали систематические и упорные гонения на церковь. Священники, муллы, раввины арестовывались и расстреливались или ссылались в концлагеря. Преследовали также верующих людей. Все монастыри были сразу закрыты. Все духовные учебные заведения были ликвидированы.
Вопрос: Вернемся к началу урока. Стал ли вам более понятен смысл эпиграфа к теме? Какой главный вывод вы сделали для себя после работы над темой? Хотели бы вы жить в 30-е годы XX века в нашей чудесной стране?
(слайд 13)
Д/З написать эссе «образа советского человека»