Фимина Любовь Степановна.
Место работы: МАОУ «СОШ №25 с углублённым изучением отдельных предметов имени В.А. Малышева» г. Сыктывкара.
Должность: учитель истории.
Разработка урока по теме «Последствия реформ Петра I».
7 класс.
Цели:
-построение знаний о последствиях реформ Пера 1.
-формирование умения анализировать текст нескольких параграфов учебника и документы по теме
— умение работать в группах (коммуникативные компетентности)
— формирование собственной позиции в оценивании личности и событий.
Ход урока.
I. Стадия вызова. 7минут
Постановка учебной задачи, формирование проблемы.
1.Индуктор.
Напишите на листочке: «Хотели бы вы жить в эпоху перемен?». Если да то почему и в качестве кого. Если нет то почему. Постановка личностно-значимой учебной проблемы.
Учащиеся пишут на листочках ответ. Время выполнения задания 2 минуты.
2. Работа в группе.
Своими мыслями поделитесь в группе.
Обсуждение в группах записанных ответов, обмен мнением. Время обсуждения 2 минуты.
3. Учитель. Совпали ли ваши мнения? Почему нет?
Учитель подводит учащихся к выводу, что однозначного ответа быть не может,
так как сами последствия реформ не могут быть одинаковыми для разных
категорий населения и формулирует основной тезис урока.
Неоднозначность последствий реформ в обществе.
II. Стадия постановки учебной задачи и определения способов действия. 3 минуты.
На прошлом уроке мы разобрали, какие преобразования были проведены Петром I , чем они были вызваны.
Учащиеся формулируют с помощью учителя тему урока «Последствия реформ Петра I и определяют способы решения учебной задачи.
Для того, чтобы выяснить, какие изменения произошли в стране и как они отразились на жизни различных категорий населения необходимо поработать с материалом учебника и с текстами дополнительной литературы , обобщить материал.
Учитель спрашивает учащихся как это можно сделать, какими способами и подводит учеников к решению работать в группах и систематизировать полученные знания в виде таблиц.
III. Стадия содержания. 30 минут.
Работа в группах. Приём «Пила». Обмен знаниями посредством сменного состава групп.
Суть приёма заключается в том, что ученики делятся в начале урока на четыре группы по 5-6 человек. Каждый ученик получает карточку с номером группы, в которой он будет работать на первом этапе и продолжит работу дальше.
На первом этапе работы в группе учащиеся выполняют задания по влиянию преобразования на жизнь одной из категорий населения.
На втором этапе работы группы меняются по своему составу таким образом, чтобы в одной группе оказались ребята из разных групп первого этапа. На втором этапе группа заполняет сводную таблицу, пользуясь наработками первого этапа.
Задание на первый этап работы в группах. 10 минут
Пользуясь записями в тетради и учебником, вспомните какие преобразования провёл ПётрI в армии, на флоте, в сельском хозяйстве, в промышленности, в налогообложении, в управлении государством, в культуре и в быту. Как эти преобразования изменили жизнь различных категорий населения России? Впишите их в таблицу. Используйте тексты из дополнительной литературы и из Википедии, разложенные на партах. https://ru.wikipedia.org/wiki/Реформы_Петра_I.
Определите, кто в группе будет координатором действий. Выберите оптимальный для вас способ работы.
Задание для первой группы.
Детально отработайте все изменения, произошедшие в жизни дворян.
Впишите их в таблицу и дайте оценку этим изменениям.
Задание для второй группы.
Детально отработайте все изменения, произошедшие в жизни духовенства.
Впишите их в таблицу и дайте оценку этим изменениям.
Задание для третьей группы.
Детально отработайте все изменения, произошедшие в жизни купцов и промышленников.
Впишите их в таблицу и дайте оценку этим изменениям.
Задание для четвёртой группы.
Детально отработайте все изменения, произошедшие в жизни крестьян.
Впишите их в таблицу и дайте оценку этим изменениям.
Учащиеся вносят записи в таблицу.
Суть изменений | Их оценка | |
Права или привилегии |
|
|
Обязанности |
|
|
Повседневная жизнь, быт |
|
|
Одежда |
|
|
Уровень жизни |
|
|
Вывод |
Задание на второй этап работы в группах. 10 минут.
Работая в группах второго состава, пользуясь текстом учебника и документами, своими наработками, заполните сводную таблицу, разложенную на партах.
дворяне | духовенство | горожане, купцы и промышленники | крестьяне | |
Права или привилегии |
|
|
|
|
Обязанности |
|
|
|
|
Повседневная жизнь, быт |
|
|
|
|
Одежда |
|
|
|
|
Уровень жизни |
|
|
|
|
Вывод |
|
Подведение итогов работы в группах. 10 минут.
Учитель спрашивает группы о готовности, о том какие моменты в работе у них вызвали затруднение.
Учитель просит представителей от групп зачитать оценочные суждения и выводы, полученные в результате работы.
Учитель задаёт классу вопросы на понимание изученного материла.
В положении какой социальной группы произошли самые большие изменения?
Чем это было вызвано, с какими событиями связано?
Социальное положение какой категории населения значительно ухудшилось и почему?
Какие это могло иметь последствия? Как народ и ближайшее окружение относились к реформам Петра I?
Учитель делает вывод о неоднозначности последствий реформ, о тяжёлом положении крестьян.
Таким образом, в результате преобразований Петра I в социальной сфере, оформилась новая структура общества, в которой прослеживается сословный характер. Были расширены права дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнѐт крестьян и прикрепление городского населения к месту своего жительства.
Этими суждениями учитель подводит учащихся к изучению темы « Народные восстания в эпоху Петра I» на следующем уроке.
Учащиеся вносят записи итоговой таблицы в тетради, сверяя свои наработки с текстом готовой таблицы, которую предлагает учитель.
дворяне | духовенство | горожане, купцы и промышленники | крестьяне | |
Права или привилегии | Положение определялось Табелем о рангах Исключительное право землевладения освобождались от военного постоя. Освобождение от податей | Освобождение от податей Сохранение монастырского землепользования, несмотря на ограничения | Право участвовать в городском управлении Фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от военной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, их дома | было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости |
Обязанности | Служба Обязанность учиться Ответственность за подати с крестьян | Следование требованиям Духовного регламента | Уплата податей | Подушная подать Рекрутские наборы |
Повседневная жизнь, быт | Изменения повседневной жизни на европейский лад ассамблеи | Незначительные изменения в быту Введение Духовного регламента | Изменения повседневной жизни на европейский лад Ассамблеи Насильственное бритьё бород Появление цехов Деление на регулярных и нерегулярных граждан | Незначительные изменения в быту |
Одежда | Одежда европейского образца | Сохранения канонических требований | Смешение стилей наряду с одеждой европейского образца сохраняется традиционная русская одежда среди купечества | Фактически осталась без изменений |
Основные изменения | Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство Превращение шляхетства в привилегированное сословие | Ликвидация автономии духовенства Уничтожение судебных привилегий Введение ограничений для пострига в монахи | Жёсткая регламентация всей жизни, чёткое деление на различные категории, появление новых русских предпринимателей | Усиление расслоение Увеличение податей Ужесточение мер против беглых крестьян |
Выводы | Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение. Значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Городское население было невелико всего 3% . Но играет важную роль в развитии государства. В первой четверти XVIII в. произошло разорение именно наиболее состоятельной части русского купечества — “гостиной сотни”, после чего имена многих владельцев традиционных торговых домов исчезли из списка состоятельных людей. Духовенство оформляется в самостоятельное сословие, но церковь теряет свою самостоятельность. Оформление Синодальной церкви. Усиление роли церкви в Духовном образовании. |
IV. Стадия рефлексии.
Учитель проводит заключительную стадию урока. Цель учителя на этой стадии побудить учащихся осмыслить полученные знания, сформировать к ним личностное отношение.
Вернитесь к своим записям в начале листочка. Изменилась ли ваша точка зрения? Хотели бы вы стать современниками той эпохи? Повлияли ли на ваше мнение знания, полученные на уроке?
Как вы думаете, а можно ли проводить в стране реформы такого масштаба, не ухудшая положения населения? Подумайте дома над этим вопросом.
Задание на дом.
Повторить &15 учебника Данилова, ответить устно на вопросы.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: Конец XVI—XVIII век: 7 класс. — М.: Просвещение, 2012 г.
Использованные ресурсы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Реформы_Петра_I.
https://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_24-all.shtml статья о положении духовенства
www.e-reading.ws/chapter.php/1004900/13/Cimbaev_Nikolay_-_Istoriya_Rossii_статья о положении дворян