Урок истории в 10 классе.
Учитель: Суховерхова И.С.
МКОУ Грибановская СОШ № 3.
Тема: «Культура Древней Руси X –XIII века.»
Цели урока:
1. Раскрыть отличительные черты культуры Руси этого периода.
2. Охарактеризовать уровень развития архитектуры и живописи Древней Руси.
3. Продолжить формирование навыка составления конспекта лекции
4. На примерах памятников древнерусского зодчества и живописи показать красоту и оригинальность русского искусства
Оборудование: мультимедийная презентация «Культура Древней Руси».
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура , береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Особенности культуры Древней Руси.
Зодчество
Изобразительное искусство.
Закрепление материала.
ХОД УРОКА
Изучение нового материала (тему записать в тетради).
— Что такое культура?
( Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).
— Какой период охватывает история Древней Руси? ( Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).
— Попробуйте определить цель урока на основе анализа темы .
(Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.).
— Для этого мы рассмотрим зодчество и изобразительное искусство этого периода .
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры?
(Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций).
Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи — хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.
— Культурологи выделяют три этапа развития культуры в этот период: Первым этапом считают период дохристианской культуры восточных славян (древние языческие традиции сохранились и до настоящего времени: гадания, приметы, вера в домового и т.д.)Второй этап. Вы помните, что 988 году князь Владимир Святославович крестил Русь. Было принято византийское христианство, а следовательно и в развитии культуры стали прослеживаться византийские традиции. Третий этап связывают с усилением раздробленности Руси, вместе с которой начинается формирование местных стилевых особенностей в архитектуре.
2. ЗОДЧЕСТВО
— Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений)
— Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)
Жилища славян были двух типов северного (срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из камней) и южного (пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей). Первые храмы на Руси строились из дерева. Каменное строительство начинается в конце X века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве, построенная в крестово-купольном стиле. Во времена правления князя Ярослава Мудрого были построены близкие по стилю Софийские соборы в Киеве и Новгороде Как уже говорилось вначале урока, к середине XII века в храмовом строительстве начинают выделяться местные особенности, предопределенные, прежде всего, использованием местных строительных материалов.
— Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества .
Характерные черты русского деревянного зодчества.
Многоярусность строений.
Наличие разнообразных пристроек.
Увенчание построек теремами и башенками.
Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)
— После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.
— На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название).
— Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.
Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов.
— Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры.
(Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм. )
3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Учитель читает текст .
О чём идёт речь?
«Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым». (Учащиеся отвечают)
— Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке . В Софии Киевской — сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Есть и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.
В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики . Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.
Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.
( Сообщения учеников о изготовлении иконы и о иконостасе. )
Сделайте вывод, какие виды искусства были сосредоточены в храме.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
1) Ответы на вопросы.
— О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?
— Влияние каких народов испытала древнерусская культура?
— В чём проявилось влияние византийских культурных традиций?
2) — Итак, мы познакомились с образцами древнерусской культуры. Что бы закрепить знания давайте решим несколько тестовых заданий.
1.Особенностью культуры Древней Руси является:
А. широкое распространение печатной литературы
Б. влияние западноевропейских традиций
В. Господство религиозного мировоззрения
Г. «обмирщение» культуры
2.Белокаменная резьба характерна для украшения храмов в:
А. Новгороде и Пскове
Б. Владимире и Суздале
В. Киеве и Чернигове
Г. Галицко-Волынской земле
3. Скань, зернь, финифть – это
А. виды живописи
Б. виды декоративного искусства
В. Архитектурные стили
Г. Литературные жанры
4. Авторам «Слова о законе и благодати» является
А. игумен Даниил
Б. монах Нестор
В. Владимир Мономах
Г. Митрополит Илларион
5. К XI веку относится:
А. возникновение славянской письменности
Б. постройка Десятинной церкви в Киеве
В. Возведение Софийского собора в Киеве
Г. Написание «Повести временных лет»
Выполнение теста (учащиеся выполняют в тетрадях). Самопроверка