Интеллектуальная игра «Умницы и умники» «Русь в эпоху феодальной раздробленности на примере историко-литературного произведения «Слово о полку Игореве» 5 – 7 класс

Интеллектуальная игра «Умницы и умники»

«Русь в эпоху феодальной раздробленности на примере историко-литературного произведения «Слово о полку Игореве»

для обучающихся 5 – 7 классов


Усов С.Г., учитель истории и обществознания МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р.Абросимова»


Цель: Подробное изучение историко-литературного произведения «Слово о полку Игореве», прививать любовь к родной истории, формировать навыки анализа исторического материала.

Оформление: Трибуна для теоретиков, места для агонистов, три дорожки для агонистов, президиум для ареопага.

Ареопаг: Учителя истории и литературы.

Творческое задание теоретикам:

Князь Игорь прислал нам послание:

«И начаше князь про» се великое» братие молвите

Начнемь же, братия, повъсть сию

Нъ надобно ту ся копиемь приламати

А надобно честно себь славу искати…»


В дальнейший текст вытерся в сумке у гонца. Сочините, пожалуйста, дальнейшие наставления князя Игоря на эту игру. Чтобы мог он еще пожелать? По мере возможности сочините продолжение на древнерусском языке или хотя бы с использованием оборотов того времени.

Интеллектуальная игра начинается с отбора агонистов из числа теоретиков для первого тура игры. За каждый правильный ответ теоретики получают орден умника.


Вопрос для отбора:

  1. У кого приобрел «Слово…» А.И. Мусин-Пушкин?

Ответ: Сборник был приобретен у бывшего архимандрита закрытого к тому времени Спасо-Ярославского монастыря – Исля Быковского.

  1. Какому событию посвящено «Слово…»?

Ответ: «Слово…» посвящено неудачному походу на половцев князя Игоря Святославича.

  1. Кто участвовал в походе вместе с князем Игорем?

Ответ: В походе участвовали: 2 сына (Владимир и Олег) брат Всеволод и племянник Святослав Олегович Рыльский.

  1. Где присоединился к войску Игорь его брат Всеволод?

Ответ: Всеволод присоединился у реки Оскол нашего края.

  1. «О мои дети, Игорь и Всеволод». Так называл Святослав Киевских князей. Почему он их так называл? Соответствовало это действительности? Объясните.

Ответ: Это его племянники. А называл их детьми своими, потому, что он был старшим в лестнице феодального подчинения князей.

Три теоретика набравшими больше всего орденов шелкового умника или получившими ранее других становится агонистами в I туре.


I ТУР (Агон)

Агонистам представляет на суд ареопага свои творческие задания. Ареопаг определяет места, которые они получают за данное задание. Согласно мест они определяют сами дорожку, по который будут идти к победе: зеленную – где отвечают на 4 вопроса, но имеют право на 2 ошибки; желтую – где отвечают на 3 вопроса, но имеют право на 1 ошибку; красную – где отвечают на 2 вопроса, но не имеют право на ошибку.

Победителем становится тот агонист, который быстрее пройдет свои агон. Если нет ответа или агонист отвечает неправильно, то право на ответ получает теоретики.


Вопрос 1.

Зеленая дорожка

1. Где потерпел поражение князь Игорь?

Ответ: На реке Каяла.

Желтая дорожка

1. Что означает выражение «… конец поля Половецкого»?

Ответ: Граница, оконченность, начало территории, контролируемой половцами.

Красная дорожка

1. Символ чего в древней Руси был стяг?

Ответ: Поднятый стяг – символ победы. Поверженный стяг – символ поражения.

Вопрос 2.

Зеленная дорожка

2. Сколько дней продирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони?

Ответ: 11 дней

Желтая дорожка

2. Что означает выражение «испить шлемом из Донца…»?

Ответ: В древнерусской письменности это выражение означает символ победы.

Красная дорожка

2. «Черные тучи с моря идут хотят прикрыть четыре солнца». О каких солнцах идет речь?

Ответ: В древней Руси князя часто сравнивают с солнцем. Поэтому речь идет о князьях Игоре, Всеволод, князе Святославе и князе Олеге. (Бояре называю князя Владимира, так как он женился в плену на дочери Кончака.)

Вопрос 3.

Зеленая дорожка

3. С чего начинается битва князя Игоря с половцами?

Ответ: Битва началась перестрелкой из луков: «Вот ветры Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы…»

Желтая дорожка

3. «Скакун от них лютым зверем в помочь из Белгорода, объятым синей мглой, добыл он счастье, в три попытки отворил ворота Новгорода…» О чем здесь идет речь?

Ответ: Всеслав князь Полоцкий был вынужден бежать от Изяслава и Польского короля Болеслава в 1069 году.

Вопрос 4.

Зеленая дорожка

4. «… теперь же встань стяги Рюриковы, а другие Давыдовы, но врозь у них полотнища развиваются». Что хотел сказать автор «Слово…» этими словами.

Ответ: Между войсками братьев Рюрика и Давыда Ростиславичей не было согласия.


Агонисты, которые потерпели поражение в I туре вновь становятся теоретиками.


II ТУР (Агон)

Вопросы для отбора

  1. Где княжил Игорь Святославович?

Ответ: Он княжил в Новгород-Северском.

  1. Кто такой Стрибог?

Ответ: Языческий русский бог – Бог ветра

  1. Кто такой Кобяк? Что вы о нем знаете?

Ответ: Половецкий хан, был захвачен в плен в 1183 году.

  1. «… были века Трояна, минуем годы Ярославны. Были походы Олеговы, Олега Святославича». Что пытается показать автор сим «…Слово».

Ответ: Автор слова намечает три этапа русской истории: — языческие времена, время Ярослава – время единой Руси и время Олега – время междоусобиц.

  1. Кто такие Рюрик и Давыд?

Ответ: Родные братья: князь Давыд Ростиславович – Смоленский; князь Рюрик Ростиславович – Киевский (7 раз добивался «золотого престола»).

После отбора три лучших теоретика становятся агонистами во II туре. Агонисты, выполнив творческие задания, выбирают дорожки.


Вопрос 1.

Зеленая дорожка:

1. «… в ночи волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя, великому Хорсу волком путь перерыскивал…». Кто такой Хорс?

Ответ: Славянский языческий бог солнца.

Желтая дорожка

1. «… или так бы начать тебе петь, вещий Боян, Валесов внук». Кто такой Велес? И почему его внук?

Ответ: «Скотский бог», покровитель поэтов, певцов, т.е. пастушеский бог и бог поэзии. Боги — деды, а люди – потомки, внуки, поэтому Боян, человек – певец – внук Велеса.

Красная дорожка

1. «Земля незнаема, страна незнаема, поле незнаемо…». А вы знаете, что так называли в древней Руси?

Ответ: Половецкую степь.

Вопрос 2.

Зеленая дорожка

2. «Тогда взгляни Игорь на светлое солнце и увидел воинов своих тьмой прикрытых». О чем предупреждает солнце Игоря?

Ответ: Солнце своим затмением предупреждает Игоря не совершать необдуманный поход без сговора с другими князьями.

Желтая дорожка

2. «Клином полки побеждают, звеня в прадедовскую славу». Что означает выражение «звеня в прадедовскую славу»?

Ответ: Это означает «гордиться славой предков»; «быть окруженным ореолом славы предков».

Красная дорожка

2. «… половцы неготовыми дорогами побежали к Дону великому…». Как вы понимаете это выражение?

Ответ: В XIXII вв. перед выступлением в поход большого войска обычно чинились дороги и прокладывались по болотистым местам гати (мосты). Здесь же мы видим, что половцы спешили на встречу князю Игорю – не успели починить и проложить дороги.

Вопрос 3.

Зеленая дорожка

3. «На реке на Каяле тьма свет покрыла…». Как вы понимаете это выражение?

Ответ: Это означает победу половцев над русскими.

Желтая дорожка

3. «Черные тучи с моря идут…». Как мы должны понимать это выражение?

Ответ: Надвигающиеся тучи служат в народной поэзии символом наступающего врага, а указание с моря означает, что наступают половецкие племена, т.к. у Азовского моря располагались их зимние кочевье.

Вопрос 4.

Зеленая дорожка

1. «Тут Игорь – князь пересел из седла золотого в седло рабское». Когда это произошло и как понимать смысл этих слов?

Ответ: Это означает пленение Игоря половцами, когда потерпел поражение на реке Каяла.

Агонист победитель второго тура занимает место агониста, проигравшие занимают место среди теоретиков.

Для третьего тура (Агона) отбираются теоретики имеющие больше количества орденов шелкового умника и еще не бывших агонистами.


III ТУР (Агон)


Вопросы для отбора

  1. Кто такая Ярославна?

Ответ: Жена князя Игоря.

  1. В каком году князь Игорь совершил поход на половцев?

Ответ: В 1185 году.

  1. Когда и кем было найдено «Слово о полку Игореве»?

Ответ: «Слово…» было найдено собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным в начале 90гг. XVIII века.

  1. Святослав князь Киевский видел тяжелый и неясный сон дня его. Вы помните какой он видел сон и объясните каково значение этого сна?

Ответ: «Князь Святослав видел, что его одевали в черное погребальное покрывало, черпали ему синее вино, сыпали пустыми колчаками поганых иноземцев жемчуг на грудь. Доски были без князька в тереме и вороны предвещавшие несчастье понеслись к синему морю». Объясняется этот сон бедой случившейся с Игорем и Всеволодом Святославичами, которых поранили и взяли в плен.

  1. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, смогу шелковый рукав в Каяле – рекой утру князю кровавые его раны на могучем его теле». Кому принадлежат эти слова?

Ответ: Это слова Ярославны плачущей по Игорю.

После отбора три лучших теоретика становятся агонистами во III туре. Агонисты, выполнив творческие задания, выбирают дорожки.


Вопрос 1.

Зеленая дорожка

1. «… в полночь Овлур свистнул за рекою». Кто такой Овлур? Что вы о нем знаете?

Ответ: Половец, который помог бежать на Русь князю Игорю (его мать была русской). Игорь учинил вельможею и выдал за него дочь тысяцкого Рагуила, щедро наградив.

Желтая дорожка

1. «О Донец! Немало тебе величия, лелеявшему князю на волнах, стлавшему ему зеленую траву на свои серебряных берегах…» Почему автор называет берега серебряными?

Ответ: Донец несет в своих водах много взмученного мела (т.к. прорезает меловые отложения). Летом, когда вода в Донце опадает, отмель, окрашенные мелом в белый цвет, блестит на солнце как серебро.

Красная дорожка

1. «О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать».Почему так говорил князь Святослав?

Ответ: Так как он считал, что они начали поход против половцев необдуманно, не договорившись с другими князьями, не подняв всю Русь против половцев.

Вопрос 2.

Зеленая дорожка

2. «Дружину твою, князь, крылья птиц приодели…». Какой смысл заложен в этих словах и почему?

Ответ: Этот образ рисует смерть дружины. Хищные птицы садясь на добычу, прикрывают ее своими распростертыми крыльями, чтобы не допустить других хищников.

Желтая дорожка

2. «Тогда вступил Игорь – князь в золотое стремя и поехал по чистому полю». А смогли бы вы вступить в золотое стремя? Объясните.

Ответ: Нет. Золотыми, волоченными, были предметы княжеского обхода (шлем, стол, стремя, седло).

Красная дорожка

2. «Если сокол к гнезду летит, то спутаем мы соколенка красною девицей». О ком здесь идет речь и как понимать эти слова?

Ответ: Речь идет от соколе – князе Игоре соколенке его сына Владимире. Если Игорь возвращается на Русь, то мы женим сына Владимира на половчанке, оставим в степи.

Вопрос 3.

Зеленая дорожка

3. Где княжил Всеволод буй тур?

Ответ: В Курске.

Желтая дорожка

3. Каковы последствия поражение дружины Игоря?

Ответ: И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей; половцы поганые с победами нарыскивали на русскую землю, сами брали по белке двора.

Вопрос 4.

Зеленая дорожка

4. Как встречала Русь сбежавшего из плена князя Игоря?

Ответ: Села рады, грады веселы. Встречали пением, радость по поводу возвращения Игоря в самых отдаленных уголках России.

Агонист победитель III тура занимает место среди агонистов-победителей первых двух туров. В финальном туре (Агона) участвуют победители трех туров, если победителей меньше, то место агониста занимает теоретик, имеющий наибольшее количество орденов шелкового умника. Преимуществом пользуется теоретик не участвующий ни в одном из туров.


ФИНАЛЬНЫЙ ТУР

Агонист для того, чтобы занять удобную дорожку по своему выбору, выполняют задание по словесности: написать под диктовку четверостишие из «Слово…». Ареопаг проверяет правильность и выносит решение о занятых местах. Агонист согласно места выбирает удобную для себя дорожку.

Задание по словесности:

«Кони ржут за Сулой –

Звенит слава в Киеве;

Трубы трубят в Новгороде –

Стоят стяги в Путивле!»


Вопрос 1.

Зеленая дорожка

1. Кто был внуком Даждьбога?

Ответ: Русский народ, так как боги считались дедами, а люди внуками.

Желтая дорожка

1. «Стяги глотают…». О чем могли рассказать стяги?

Ответ: Движением стягов управляли войском в битве, или давались сигналы, приказы. Падение стягов означало поражение.

Красная дорожка

1. «Уже Сулла не течет серебряными струями для города Переяславля и Двина болотом течет для тех грязных полочан, под клики поганых». Что автор хотел сказать этими словами? Неужели эти две реки высохли или это какое-то образное выражение другого смысла?

Ответ: Это образ – знак поражения, так как эти реки теперь не могут служить препятствием для врагов Руси – половцев.

Вопрос 2.

Зеленая дорожка

2. После победы князя Игоря над передовыми отрядами половцев, войску Игоря досталось богатая добыча. А что взял себе князь Игорь? И почему?

Ответ: Красный стяг, белую хоругвь, красную челку, серебряное древко – боевые знаки врагов.

Желтая дорожка

2. Символ чего в Древней Руси был меч?

Ответ: Меч – символ воина, символ княжеской власти, символ чести.

Красная дорожка

2. «Брали дань по белке со двора…». А что в каждом дворе были белки? Объясни, что это означает, как понимать?

Ответ: В разных княжествах – разные деньги, разной ценности и все приравнивалось к беличьей шкурке. И брали равную ей дань другими продуктами.

Вопрос 3.

Зеленая дорожка

3. Когда произошло солнечное затмение? И где оно застигло князя Игоря?

Ответ: Затмение произошло 1 мая 1185 г. у реки Донец, в 3 часа 25 минут по киевскому времени.

Желтая дорожка

3. Какой период охватывает автор «Слова…» в своем произведении?

Ответ: От старого Владимира до нынешнего Игоря; охватывает русскую историю более чем за 150 лет; охватывает период феодальной раздробленности.

Вопрос 4.

Зеленая дорожка

4. Почему князя Всеволода называют буй тур?

Ответ: Турами называли первобытных быков и зубров. Тур в Древней Руси символ мужества и силы. Этими качествами считали и обладает Всеволод.


Агонист первым прошедший свою дорожку объявляется победителем. Все участники финала объявляются «Умниками и умницами».

Свежие документы:  Урок-мастерская построения знаний «Дети воздуха» 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: